Архитектурно-градостроительный совет при губернаторе Свердловской области Евгении Куйвашеве 31 мая одобрил проект по строительству многофункциональной ледовой арены на месте снесенной телебашни. Практически все участники совещания поддержали предложенную концепцию, но были и несогласные.
Открывая встречу, губернатор напомнил, что свердловчанам нужно добиться 67-летней продолжительности здоровой жизни населения, согласно «майским указам» Владимира Путина. Поэтому строительство различных спортивных объектов имеет большое значение. Кроме того, в областной программе «Пятилетка развития» в качестве приоритетных направлений заложено развитие спортивной инфраструктуры и повышение ее доступности для граждан. Уже в этом году УГМК сдаст четыре ледовых арены: в Ревде, Красноуральске, Кировграде и Верхней Пышме. Строительство очередной, на месте снесенной телебашни, по мнению губернатора, будет способствовать выполнению «майского указа».
– Считаю строительство современного, крупного спортивного объекта в Екатеринбурге делом важным и актуальным, но необходимо строить комплекс не только для досуга и спорта, но и как центр новой комфортной среды, – подчеркнул Евгений Куйвашев.
11 видов спорта и концерты
Презентуя проект арены, директор по капитальному строительству и инвестициям УГМК Сергей Ерыпалов, сообщил, что уже завершен демонтаж недостроенной телебашни, и площадка почти готова для нового строительства.
Спортивный объект вместит до 15 тысяч зрителей на концертных программах и до 12,5 тысячи болельщиков на спортивных состязаниях. Планируется строительство парковки на 400-500 машиномест. Столько же граждан смогут припарковаться на близлежащих парковках и в соседнем торговом центре. Главная идея в том, что зрители будут приезжать на арену не на автомобилях, а на общественном транспорте.
Сергей Ерыпалов подчеркнул, что в районе будущей арены есть станция метро, которая может перевезти 6,5 тысячи человек, 19 автобусных маршрутов и 7 трамвайных.
– Без каких-либо проблем в течение часа мы можем доставить на арену 15 тысяч человек, – подчеркнул представитель УГМК.
На арене можно будет проводить культурно-массовые мероприятия и соревнования по одиннадцати видам спорта. Объект будут строить с учетом пожеланий спортивных федераций и возможных изменений требований к таким площадкам.
Внешний вид
По планам УГМК, находящиеся рядом с будущей стройкой объекты культурного наследия (усадьба купцов Казанцевых, усадьба Первушина) и другие строения на Декабристов, реконструируют и отдадут под офисы спортивных федераций и клубов.
Наружный дизайн арены еще не согласован, есть три рабочих варианта, уже представленных публично.
В здании оборудуют четыре уровня. На нулевом разместят парковку на 400 машинномест, тренировочную ледовую площадку, спортивные и тренажерные залы, восемь раздевалок. На первом уровне большую площадь отдадут общепиту, фан-зонам и прогулочной территории. На втором уровне будут скай-зоны (семейные развлекательные площадки), рестораны, VIP-ложи. На третьем – проходы на арену и места для зрителей, четвертый этаж отдадут под технические средства.
Предложенные варианты внешнего вида ледовой арены не одобрил глава администрации Екатеринбурга Александр Якоб. Он заявил, что, возможно, нужен четвертый вариант. Также, по мнению сити-менеджера, объекту нужно добавить некоторые функции, пока неизвестно какие.
Якоб попросил застройщиков решить вопрос с многоуровневой парковкой на пересечении 8 Марта и Декабристов. Сегодня из-за проходящего в этом районе метро проект парковки не согласовывают.
– В целом объект имеет свои особенности, свои плюсы и минусы, – завершил выступление Александр Якоб.
Академик РААСН и член Союза архитекторов России Григорий Мазаев поддержал проект, заявив, что самым важным при его реализации был снос недостроенной телебашни: «Это позволило включить четыре тысячи гектаров территории в развитие города, – заявил Григорий Мазаев». Он озвучил ряд предложений к проекту, в частности, попросил расширить улицу Чапаева, чтобы болельщики смогли спокойно уходить с арены.
– Не смущает ли вас заправка? – спросил Мазаев.
Заправка располагается на Степана Разина и может не вписаться в общий вид территории. Так как совет не являлся дискуссионным, вопрос Мазаева остался без ответа. Также академик предложил УГМК услуги екатеринбургских и свердловских архитекторов при дальнейшем проектировании арены (разработкой занималась немецкая компания).
Буква «Е»
– В мире очень много арен, но мало запоминающихся, – заявил замглавы администрации Екатеринбурга по капитальному строительству и землепользованию Алексей Белышев и предложил сделать подсветку здания такой, чтобы получилась буква «Е», которую можно увидеть из космоса.
Алексей Аркадьевич согласился с представленной концепцией, но предложил больше внимания уделить окружающей территории. Например, из завода «Тонус» (улица Розы Люксембург, 62) необходимо сделать объект общепита, возле арены стоит построить скейт-парк, прогулочные и игровые зоны, горки, малые архитектурные формы.
– Если все это будет, то туда будут приходить люди. Это будет общедоступным пространством, – сказал замглавы. – Чтобы все поняли, что Екатеринбург – это глобальный, «лучший город на земле».
Парк УГМК
Нашлись и критики проекта. Глава градостроительного совета Екатеринбурга Михаил Вяткин напомнил, что никто из союзов архитекторов и проектировщиков не одобрил снос недостроенной телебашни, а строительство на ее месте ледовой арены – нонсенс.
– Размещение такого мегапроекта в историческом центре негативно скажется на территории, – заявил Михаил Вяткин. По его словам, практически во всех городах ледовые арены возводят в развивающихся микрорайонах. Так как в центре города места не хватает.
Михаил Вяткин заявил, что площадь территории под арену 4 068 гектаров, что крайне мало для строительства объекта на 15 тысяч зрителей, по нормативам проектирования необходимо 0,7-0,9 гектара на тысячу зрителей. Даже при усредненном варианте, для 12 тысяч болельщиков необходимо 10 гектаров.
– А у нас в два раза меньше, – отметил Михаил Вяткин.
Вторая проблема – транспортная доступность. Запланированных парковочных мест очень мало, общественный транспорт не сможет перевезти всех желающих, улицы 8 Марта, Декабристов и Малышева уже перегружены. Также Михаил Вяткин усомнился в корректности данных Сергея Ерыпалова о способности метрополитена перевезти 6,5 тысячи человек.
– А если совпадут два мероприятия – на арене и в цирке? Шесть с половиной тысяч людей пойдут со спортивного мероприятия и снесут детей Марчевского (руководитель цирка – Прим.) – заявил Вяткин. Он предложил построить ледовую арену на другой территории, а это место отдать под какой-нибудь парк или многоэтажные дома, соединив при этом улицы Горького и Степана Разина.
Критики добавил и общественник Олег Букин, заявивший, что в историческом месте строить данный объект нельзя, лучший вариант – вынести его в развивающие микрорайоны (Юго-Западный или Академический).
– Там также должны появиться спортивные центры, – подчеркнул Олег Букин. По его мнению, на обсуждаемом месте застройки необходимо создавать рекреационную и культурную зону. – Пусть это будет хоть Парк УГМК, главное, чтобы это было общественное пространство.
Транспортная доступность
С выносом объекта на окраины Екатеринбурга не согласился вице-губернатор, отвечающий за подготовку города к ЧМ-2018, Сергей Швиндт. По его словам, представители многих городов-организаторов мундиля в России «завидуют» столице Урала, так как здесь футбольную арену возвели в центре города, а не на окраине.
В развивающемся микрорайоне ледовая арена никогда не станет точкой роста, считает Сергей Швиндт. Причем, находясь в центре города, к ней будет пешая доступность, как в случае с «Екатеринбург-Ареной».
Его поддержал депутат гордумы Владимир Крицкий. В качестве наглядной агитации он привел ледовый дворец в Братиславе, где в 2011 году проходил Чемпионат мира по хоккею.
– Дворец находится в центре города и до него можно только дойти. Только пешеходная доступность, но проблем с этим там нет, – подчеркнул Владимир Крицкий.
Участники архитектурно-градостроительного совета при губернаторе одобрили проект, предложенный УГМК. Но, по словам Евгения Куйвашева, разработчикам проекта необходимо уделить внимание проблемам транспортной доступности, которые озвучил Михаил Вяткин, и ответить на его вопросы.