– Ирена Йонасовна, кто сейчас находится в так называемой группе риска, кому следует принять меры предосторожности?
– В группе риска находятся дети и взрослые, которые либо не были привиты в детском возрасте, либо получили неполный вакцинальный комплекс – одну прививку вместо двух. Также в нее попадают сотрудники сферы услуг – работники медицины, образования, транспорта, торговли – и в первую очередь те лица, которые оказались контактными в очаге инфекции. Мы рекомендуем также избегать общественных мест, например торговые центры, особенно не посещать их с непривитыми детьми. Если ребенок привит, то абсолютно не возбраняется.
– Запрет на посещение непривитыми детьми школ и детсадов. Насколько он обоснован?
– Запрет связан с тем, чтобы дети не подвергались риску заболеть сами, но и не явились источником распространения инфекции. От непривитых детей могут заболеть взрослые. Поэтому сейчас в соответствии с постановлением главного санитарного врача по Свердловской области все непривитые сотрудники в образовательных и медицинских коллективах должны быть отстранены от работы до особого распоряжения.
– Вакцины хватит всем?
– Да. Поскольку у нас сложилась неблагоприятная обстановка по развитию заболеваемости корью, министерством здравоохранения Свердловской области принято решение о дополнительном закупе 60 тысяч доз коревой вакцины по эпидпоказаниям (на эти цели из бюджета было дополнительно направлено порядка трех миллионов рублей). Она приобретена для вакцинации в очагах инфекции, проведения подчищающей иммунизации детей и взрослых, которые либо отказывались от вакцинации, либо по ним были вынесены временные медотводы, которые сейчас сняты. Этого достаточно для создания высокой иммунной прослойки, поводов для паники нет, мы закрываем потребность и Екатеринбурга, и Свердловской области.
– Существует ли какой-либо возрастной ценз для вакцинации?
– Плановая вакцинация рассчитана на детей в возрасте от 12 месяцев до шести лет и взрослых с 18 до 35 лет, не имеющих данных о прививках, либо не привитых в детстве, либо имеющих одну прививку. Сейчас в национальный календарь профпрививок внесены дополнения, и возраст вакцинации взрослых увеличен до 55 лет. Самая высокоэффективная защита от кори – это только прививка, она бесплатная.
– Переболевшим корью нечего опасаться?
– Во-первых, надеяться на диагноз кори в детстве взрослым людям не стоит, потому что он может быть установлен только лабораторно, чего в советские годы могло и не быть. Во-вторых, иногда сложно отличить корь от краснухи. Мы и сейчас иногда диагноз кори исключаем, хотя критическая картина аналогичная. Распространение инфекции кори в октябре этого года произошло вследствие ошибки в постановке диагноза. Настороженность медработников была снижена.
– Кому может быть выгодно нагнетание ситуации вокруг инфекции?
– В данной ситуации прямой выгоды просто ни у кого нет. Возможно, кто-то гонится за посещаемостью всех уважаемых мною изданий, потому что журналисты находятся у нас на переднем крае работы, они помогают нам в информировании населения – у нас благодаря СМИ сейчас много пересматривается отказов от вакцинации, родители идут прививать своих детей. Но здесь стоит, наверное, соблюдать ту грань между хорошей настороженностью и паникой.
– Отказы от вакцинации против кори повсеместные? Чем они вызваны?
– Порядка 200 человек отказались. Это не совсем понятные религиозные или личные убеждения. Нет отказов конкретно против кори или гриппа, они вообще отказываются против вакцинации.