МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Екатеринбург

«Это плевок в жителей!» – в Невьянском округе устали от дорожной бесхозяйственности

Состояние областных и муниципальных дорог в районе озера Таватуй вызывает множество нареканий, а для решения любых вопросов требуется обращение в прокуратуру

Жители Невьянского муниципального округа в последние годы отмечают значительное ухудшение состояния дорог как областного, так и местного значения. Особенно это касается поселков Калиново, Таватуй и Приозерный. Грунтовая дорога вокруг озера Таватуй, фактически построенная заново в прошлом десятилетии усилиями местных жителей, в последние два года все чаще напоминает поверхность Марса. При этом для ее поддержания в нормальном состоянии, по словам специалистов, достаточно несколько часов работы грейдера. Но данная техника, судя по всему, появляется лишь после обращений в прокуратуру неравнодушных граждан, объединенных вокруг некоммерческого партнерства «Поселок Калиново». Данное НП пытается через надзорное ведомство привести в порядок также автодорогу ж/д Станция Таватуй – поселок Калиново, которая мало того, что имеет большое число выбоин, так еще и завалена оставшейся с зимы противогололедной смесью и другой грязью. Ответственные службы реагируют на жалобы, но зачастую их действия скорее напоминают формальное исполнение предписания прокуратуры. Муниципальные власти тоже не торопятся приводить в порядок дороги, находящиеся в их собственности. При этом ранее и другие проблемы местного значения удавалось решить только через обращения в прокуратуру и последующие судебные разбирательства.

Еще год назад региональное Управление автомобильных дорог было наказано за неудовлетворительное состояние дороги от ж/д станции Таватуй до поселка Калиново, но ситуацию в лучшую сторону это не изменило.

Дороги, как известно, в России относятся к числу «вечных» проблем. Как и вопросы бесхозяйственности и некачественного управления, без решения которых дороги в порядок не привести. Да, можно сказать, что в климатических условиях, характерных для нашей страны и особенно для Среднего Урала, времени на то, чтобы сделать необходимые работы очень мало. Но, как показывает практика, качественные дороги в России строить можно и нужно. А, чтобы их поддерживать в достойном состоянии, нужно своевременно проводить работы по обслуживанию и текущему ремонту. А с этим зачастую возникают проблемы. И наглядный пример этого – ситуация с дорожной сетью вокруг озера Таватуй.

Народная дорога

На карте Невьянского муниципального округа можно увидеть дорогу «Поселок Таватуй – Таватуйский детский дом». Несмотря на довольно скромное название и грунтовое покрытие этот объект имеет огромное значение: он обеспечивает кратчайший путь из поселков на западном берегу озера Таватуй до Невьянска и Екатеринбурга.

Напомним, что дорога долгое время была заброшенной и бесхозной. Ее восстановление началось в 2010 году. Сначала – силами жителей, которые за год до этого, 1 августа 2009 года, создали некоммерческое партнерство «Поселок Калиново». Можно сказать, что восстановление кратчайшего пути вокруг озера стало по-настоящему народной стройкой.

Несмотря на скромное название автомобильная дорога поселок Таватуй – Таватуйский детский дом имеет важное значение для жителей нескольких населенных пунктов.

Затем дорогу, официально числившуюся бесхозной, удалось передать на баланс Государственного казенного учреждения Свердловской области «Управление автомобильных дорог». Это позволило за счет средств областного бюджета довести объект, что называется, до ума, сделав настолько качественное покрытие, насколько оно возможно для «грунтовки».

Вот только построить дорогу – это полдела. Она требует постоянного содержания. Для шоссе с грунтовым покрытием это особенно актуально. И если до недавнего времени Управление автомобильных дорог (начальник – Денис Чегаев) и подрядчик, ООО «Уралдортехнологии» (руководитель – Роман Жданов), с этой задачей справлялись, то с 2024 года жители отмечают ухудшение состояния транспортной артерии.

«Еще в прошлом году состояние дороги значительно ухудшилось, – отмечает председатель НП «Поселок Калиново» Илья Попов. – А весной этого года картина и вовсе стала удручающей».

Судя по фотографиям, на середину апреля дорога напоминала поверхность Марса. С той лишь разницей, что на красной планете воды нет, а здесь широкие и глубокие выбоины заполнены грязной жижей. НП «Поселок Калиново» обратилось в прокуратуру области, которая поручила проведение проверки Госавтоинспекции. Ее выводы были однозначны: дорога не соответствует требованиям безопасности. Только после этого «Уралдортехнологии» выделили грейдер, который вернул объекту транспортной инфраструктуры достойный вид.

Но сейчас, судя по новым фотографиям, картина опять неприглядная: снова огромные лужи и ямы. Да, в этом году лето на Урале выдалось дождливым, но Илья Попов уверен, что дело не в погоде, а в низком качестве управленческих решений.

Чтобы привести в порядок дорогу вокруг озера, достаточно одного грейдера. Но его приходится ждать очень долго.

«Чтобы привести дорогу в должный вид, нужен всего лишь один грейдер и несколько часов работы – говорит Илья Попов. – Грейдирование заложено в бюджет, но проводится оно, к сожалению, только по заранее составленному графику, а не исходя из фактического состояния транспортного объекта и погодных условий. То есть деньги у Управления на содержание дороги есть, но свои обязанности они выполняют почему-то не в рабочем порядке, а только после жалоб в прокуратуру».

«Плевок в жителей»

На балансе Свердловской области находится также асфальтированная дорога ж/д Станция Таватуй – поселок Калиново, проходящая также через поселки Приозерный и Рыбзавод. К ее состоянию у жителей тоже много вопросов.

Еще в 2024 году НП «Поселок Калиново» обратилось в прокуратуру с жалобой на неудовлетворительное состояние проезжей части. Доводы общественников подтвердились: ГКУ СО «Управление автомобильных дорог» было даже привлечено к административной ответственности (учитывая казенный статус организации, это выглядит как переливание бюджетных средств). Но, как отмечается в более позднем обращении НП «Поселок Калиново», ситуацию это не изменило.

Даже без замеров видно, что глубина и ширина выбоин превышает установленные пределы.

Помимо ям, которые могут запросто проесть в бюджете автовладельца круглую сумму и обогатить собственника автосервиса (не говоря уже о безопасности), жителей возмущает загрязнение дороги противогололедной смесью. Отметим, что в силу природоохранного статуса окружающей территории вдоль всей дороги установлен бордюрный камень, кроме того, отсутствуют тротуары. Поэтому пешеходы и велосипедисты вынуждены передвигаться по краю проезжей части и вдыхать пыль, состоящую из песка и реагентов.

«После нашего обращения в прокуратуру подрядчик сделал вид, что провел уборку дороги, – отмечает Илья Попов. – Но на самом деле он просто сгреб грязь и остатки смеси на край проезжей части, закидав ею бордюрный камень. Это просто плевок в жителей! Отчитались о выполнении представления прокуратуры, а как жители будут ходить и ездить, их не волнует. Асфальтовая дорога из-за этой грязи уже напоминает грунтовую».

Последствия «уборки».

О том, что грязь не вывозится с дороги уже длительное время, свидетельствует поросль деревьев и кустарников, успевшая на ней вырасти. При этом уборка травы и древесно-кустарниковой растительности по обочине дороги также является обязательной, поскольку в противном случае обзор как для водителей, так и для пешеходов оказывается сильно ограничен.

«В Калиново есть детская лыжная секция под руководством призера паралимпийских игр Альфиса Макамединова, – рассказывает Илья Попов. – Раньше дети летом занимались лыжероллерным спортом, двигаясь по краю дороги. Но сейчас они не могут это делать из-за грязи, которая «съедает» львиную долю проезжей части, и кустарников, закрывающих обзор участникам движения».

Кустарники и деревья на обочине дороги закрывают обзор как водителям, так и пешеходам, вынужденным двигаться по остаткам противогололедной смеси.

НП «Поселок Калиново» не собирается оставлять данную ситуацию без внимания и продолжит обращаться в прокуратуру и иные органы для решения вопроса с приведением дороги в надлежащий вид. Редакция «МК-Урал» также подготовит обращение по данной проблеме.

Общественный контроль

Возможно, Управление автомобильных дорог, в ведении которого находится более десяти тысяч километров магистралей, попросту не успевает следить за всеми объектами. Но, думается, что при должной организационной работе эффективный мониторинг можно было бы наладить.

Общая протяженность дорог, находящихся под управлением Администрации Невьянского муниципального округа (в лице МКУ «Единая дежурно-диспетчерская служба» и МБУ «Управление хозяйством»), гораздо меньше. Может быть тут порядка больше? Увы, здесь ситуация, судя по всему, также оставляет желать лучшего.

В обращении в прокуратуру НП «Поселок Калиново» указывало на неудовлетворительное состояние ряда дорог в самом поселке. Это улицы Ленина, Свердлова, Советская и Гагарина. На некоторых из них впору говорить не просто о выбоинах, а об отсутствии асфальтового покрытия как такового. И вновь доводы общественников подтвердила Госавтоинспекция. Вот только никакой реакции со стороны администрации и подведомственных ей учреждений до сих пор нет. Как и плановой работы по содержанию дорог местного значения.

«Раньше был такой порядок: весной, когда начинают работать асфальтовые заводы, проводился ямочный ремонт, – объясняет Илья Попов. – Более глобальные работы выполняются летом, когда земля окончательно оттает. Но сейчас уже середина июля, а работы еще и не начинались. И такая ситуация не только у нас, но и во многих населенных пунктах Невьянского муниципального округа».

Улица Свердлова.

Улица Ленина.

НП «Поселок Калиново» ничего не остается, как продолжать претензионную работу, поскольку иначе добиться результата, по-видимому, нельзя. Ранее только такими методами неравнодушным жителям удалось решить другие насущные вопросы местного значения, как, например, ремонт теплосетей и организация уличного освещения.

Какие-то проблемы общественники решают самостоятельно. Это касается, к примеру, строительства новогодних городков в Калиново и регулярной уборки береговой линии озера Таватуй от мусора, оставляемого нерадивыми отдыхающими. Но надо понимать, что возможности некоммерческой организации ограничены, причем не только финансово, но и юридически. Те же дороги по закону ремонтировать может только собственник. И в России бывали случаи, когда тех, кто самостоятельно брался за ремонт, наказывали за «самоуправство».

Председатель Правления НП «Поселок Калиново» Илья Попов.

Поэтому, какими бы активными ни были жители Калиново, сделать жизнь в их поселке безопасной и комфортной без должной работы со стороны местных и областных властей, попросту невозможно. И особенно важно, чтобы эта работа проводилась, прежде всего, в плановом порядке, а не по предписанию прокуратуры и решению судов.

Следите за самыми интересными новостями Екатеринбурга в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах