Церковная справедливость

История родного края – от администрации губернатора – для участников митинга у «Каменного цветка»

История родного края – от администрации губернатора – для участников митинга у «Каменного цветка»
Екатерининский собор
Администрация губернатора продолжает настаивать на восстановлении «исторической справедливости» на площади Труда в Екатеринбурге. На днях аппарат губернатора ответил на обращение общественности, подписанное на митинге в защиту фонтана «Каменный цветок».

Письма участников митинга, отправленные губернатору области и в екатеринбургскую епархию, содержат подписи 3733 свердловчан. Епархия пока молчит, зато ответ от руководства региона уже есть. Редакция «МК-Урал» ознакомилась с текстом этого документа и пришла к выводу, что идея возродить в центре Екатеринбурга некую вековую историю не покинула головы наших чиновников.

«Органы государственной власти Свердловской области настроены на всемерную поддержку инициатив, направленных на возрождение духовности, восстановление исторических традиций, сохранение культурного наследия. Вместе с этим, при подготовке соответствующих решений, безусловно, всегда учитываются требования градостроительной политики и позиции всех заинтересованных в соответствии с законодательством сторон…», – пишет заместитель руководителя администрации губернатора Свердловской области Александр Александров.

Организатор самого массового за последнее время в Екатеринбурге митинга депутат Леонид Волков, получивший такой ответ, ничего другого от представителей власти и не ожидал.

– Администрация губернатора не может ответить: «ой, извините, мы ошибались, были не правы». Как я понял, они от своих планов, отказываться не собираются и делают большую ошибку. Мы вызвали общественный резонанс и сорвали их план. Уже сегодня понятно, что быстрого захвата площади труда под строительство не будет, но на этом «война» не закончилась. У нас исторически так сложилось, что администрация губернатора не может быть не права, не может передумать или извиниться. Поэтому думаю, что сейчас тактика администрации будет выжидательной: они постараются, чтобы все «забыли» об этой ситуации. Реальных шансов выиграть общественные слушания у них нет, а публичного поражения администрация не хочет. На митинге мы требовали перевести ситуацию в правовое поле. Эти требования сегодня учтены, однако если ситуация в корне изменится, то мы будем вынуждены собираться на площади снова и снова, – пояснил в беседе с «МК-Урал» Леонид Волков.

По словам депутата, за последние 10 лет в Свердловской области было заложено 60 церквей, на сегодняшний день закончилось строительство только половины. Значит, епархии, прежде чем планировать новые объекты, лучше бы сначала разобраться с долгостроем.

В ответе на обращение горожан аппарат губернатора продолжает настаивать на восстановлении «исторической справедливости».

«На этом месте почти два столетия с 1768 года по 1930 годы стоял Екатерининский горный собор. Этот собор был наглядным символом преемственности, связи поколений первых жителей города и их потомков <…> 15 февраля 1930 года Свердловский горсовет принял решение о закрытии храма. 17 февраля 1930 года председатель горисполкома А.Н. Бычкова подписала решение о необходимости сноса собора для использования его в качестве строительного материала. 15 марта ключи от собора были переданы властям и в течение нескольких недель здание было взорвано. Образовавшуюся площадь назвали площадью Труда, а на месте бывшего собора разбили сквер», – отмечает в письме Александр Александров.

Как говорится в документе администрации, территория площади Труда несколько раз меняла свой облик. После сноса собора здесь установили памятник «Великому кузнецу мира», на месте которого позже появился фонтан. Он изначально выглядел как горка уральских камней: яшмы, родонита, лазурита и других. Нынешний фонтан «Каменный цветок» был поставлен позже, когда выяснилось, что горожане откалывают кусочки полудрагоценных камней с памятника.

В начале было…
Перечисляя в хронологической последовательности исторические факты, Александр Александров как бы намекает, что «справедливо» восстановить именно то, что было вначале – собор Святой Екатерины. Однако, если устроить еще более полную ретроспективу, получится, что на месте «Каменного цветка» может оказаться совсем другой объект. Возникает вопрос: что восстанавливать то будем, господа?

Как рассказали «МК-Урал» в музее истории Екатеринбурга, до постройки собора Святой Екатерины, здесь находилась так называемая мазанка – небольшая деревянная часовня. Однако неизвестно, в какой части нынешней площади труда она находилась – ближе к современной Плотинке или на месте «Каменного цветка». До деревянной церквушки здесь ничего не было – рос лес. Как пояснили сотрудники музея, в те времена в этой части города жили мастеровые, солдаты, рабочие екатеринбургского железоделательного медеплавильного завода – одним словом простолюдины. Именно они и посещали деревянную церковь.

– Деревянная мазанка строилась как единственная церковь в городе. В те времена правительство не разрешало строить много церквей в городе. Если жители хотели, чтобы у них был храм – приходилось поднимать его своими силами, за свой счет, – рассказал «МК-Урал» научный сотрудник музея истории Екатеринбурга Евгений Бурденков. – Церквушка была заложена 1 октября 1723 года. Ее постоянно приходилось ремонтировать – дерево разрушалось под воздействием климата. 6 сентября 1747 года она сгорела.

Вопрос о строительстве каменного храма еще в XVIII веке решался непросто. Разговоры об этом велись с 1743 года – еще до того как сгорела старая мазанка. Сенатский указ 1732 года разрешил строительство каменных соборов в городах, однако жители о нем вспомнили только спустя 11 лет. Тогда первый проект собора святой Екатерины общественности представил Миллер.

Интересно, что один из отцов-основателей города – де Геннин хотел возвести здесь не екатерининский собор, а храм во имя Святой Анны. Как нам рассказали в музее, Татищев не позволил де Геннину реализовать эту идею.

Проект много раз переделывался, дорабатывался или вовсе менялся. Пока вокруг строительства собора Святой Екатерины шли споры, в 1755 году был уже заложен храм во имя сошествия святого духа (Большой Златоуст). Сейчас его также восстанавливают. В 1761 году появляется новый вариант храма Святой Екатерины, разработанный Кичигиным. В этом же году началось строительство на пожертвования горожан.

– Строили почти семь лет – освящение собора прошло 22 сентября 1768 года в очередную годовщину коронации Екатерины второй. Между тем, и этот, вроде бы окончательный вариант собора за 162 года своего существования несколько раз менял свой внешний облик. Достраивались пределы, расширялась территория, – пояснил Евгений Бурденков.

Получается, что идеи епархии, администрации губернатора и «историческая справедливость» – несколько разные вещи. По логике времени – восстанавливать следовало бы ту самую – первую деревянную мазанку, которая была популярна среди рабочих прошлых веков (никто ведь в новой России не отменял деревянное зодчество). Но, стоит ли так дотошно соответствовать некой исторической справедливости? Может быть, лучше задуматься о справедливости по отношению к жителям столицы Урала XXI века?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру