На презентации в большом зале музея гости смогли разглядеть павильон, посмотреть фильм об истории ценного музейного экспоната и, разумеется, ознакомиться с основными разделами книги. Издание представляет собой иллюстрированный альбом, содержащий «биографию» Каслинского павильона, редкие архивные кадры, комментарии ведущих музейных экспертов, малоизвестные исторические подробности. Знаменательно, что книга, готовившаяся к печати полгода, вышла накануне празднования юбилея города, несколько экземпляров вручили гостям уральской столицы.
– В Екатеринбург приехали делегаты из 16 стран мира – все они увезут с собой эту книгу, – сообщила участникам мероприятия в приветственной речи начальник Управления культуры администрации Екатеринбурга Татьяна Ярошевская. – Выпустив это издание в период подготовки нашей заявки на проведение ЭКСПО-2020, мы стремимся зафиксировать место Екатеринбурга не только в истории России, но и в качестве главного города на Урале, который является столицей во всех смыслах.
Ярошевская сказала, что книга – это знак благодарности мастерам, которые создали Каслинский павильон более столетия назад, и мастерам, которые реставрировали его, вернули в первозданный вид, таким, каким он был представлен на Всемирной выставке в Париже, и сохраняют единственный в своем роде арт-объект.
Напомним, что в 1900 году Каслинский павильон получил Гран-при в разделе «Горное дело и металлургия» занял второе место, уступив Эйфелевой башне. Чугунное сооружение состоит из 1500 деталей, весит более 4,5 тонн но при этом производит впечатление легкого, изящного объекта. После окончания парижского ЭКСПО павильон разобрали и отправили обратно на Урал. Но в 1921 году в условиях хозяйственной разрухи его едва не переплавили на чугунные сковородки. Но павильон удалось спасти и восстановить на основе сохранившихся деталей. С 1936 года он стоял в углу небольшого зала Свердловской картинной галереи. Поскольку пространство было ограничено, павильон был без верхнего уровня и смотрелся скудно. Только в 1985 году с появлением нового музейного здания с большим центральным залом – современного Екатеринбургского музея изобразительных искусств – стало возможным перенести чугунное чудо и показать все его величие.
– Данная книга также говорит «спасибо» бывшему и настоящему руководству музея и всем людям, вовлеченным в сохранение бесценного архитектурного объекта, –
сказал гендиректор Областного телевидения Антон Стуликов, посетивший это важное культурное событие.
Идея и воплощение проекта по переносу и реконструкции павильона принадлежала Юрию Николаевичу Тимофееву, тогдашнему директору музея.
– Это был настоящий энтузиаст: он продвигал этот проект через партийные препоны советского времени, чтобы Каслинский павильон предстал таким, каким мы видим его сейчас в большом зале современного музея, и удивлял зрителей ювелирной тонкостью в проработке деталей, – пояснил Антон Стуликов.
Как рассказал Антон Николаевич «МК-Урал», Юрию Тимофееву стоило больших трудов «выбить» для музея сусальное золото, чтобы покрыть им отдельные элементы павильона – так, как это было на выставке в Париже. Получилась почти приключенческая история. Золото пришлось везти на поезде из Новгорода, где располагался цех по реставрации предметов старины. Сотрудники музея ехали без охраны и прятали ценный груз, кто как мог, – в сумочках, под подушками...
Дело Тимофеева в должности директора музея продолжила Янина Евгеньевна Ганебная – мама Антона Стуликова.
– Янина Ганебная – руководитель, который знал и понимал музейное дело. Став преемником проекта Юрия Тимофеева, Янина Евгеньевна выполняла, наряду с другими, свою главную задачу – сохранение Каслинского павильона, бесспорного раритета: нигде в мире подобного архитектурного сооружения из чугуна нет, –
поделилась воспоминаниями завотделом русского искусства Ираида Витальевна Загородских. – И смею сказать, не будет. Дело в том, что несколько лет назад возникла идея создать копию павильона, но руководство музея выступило с протестом: павильон должен оставаться единственным произведением чугунного литья, созданным специально в 1900 году, – и добилось своего.
К тому же, добавила Ираида Загородских, современные каслинские мастера, прибывшие в Екатеринбург для исследования арт-объекта, созданного их предшественниками, убедились, что, несмотря на возможности современной технологии, воспроизвести с такой же тонкостью и пластичностью подобный шедевр им не удастся, это невозможно.
Может ли павильон принять участие в ЭКСПО-2020? Поскольку разбирать, передвигать, павильон нельзя – это большой риск, работники музея видят единственный способ: виртуальную демонстрацию. Как стало известно «МК-Урал», сегодня разрабатывается проект голографической презентации.
Завершением официальной части мероприятия стало торжественное вручение подарочных экземпляров книги всем, кто работал над издательским проектом, в том числе фотографам и реставраторам. Уникальность книги еще и в том, что подобной объемной фотографии каслинского литья в современном искусстве фотографии еще не было.
Александра СОКОЛ