Реакция на майдан. Российских мэров встроят в «вертикаль»?

Власти готовятся установить контроль над городами-миллионниками ради подавления очагов регионального сепаратизма

Скажутся ли события на Украине на системе российской власти? И если скажутся, то как будет выглядеть вертикаль власти в новых условиях? Об этом рассуждает известный уральский политолог Александр Предеин. 

Власти готовятся установить контроль над городами-миллионниками ради подавления очагов регионального сепаратизма
Александр Предеин, политолог, кандидат экономических наук

Слухи о грядущей реформе российского местного самоуправления, в ходе которой предполагается встроить мэров крупных городов во «властную вертикаль», ходили задолго до кровавых событий на Киевском майдане. Однако накал страстей в Киеве, по всей видимости, послужил катализатором реформы, и вот уже некая «рабочая группа» в спешном порядке предлагает президенту Путину спустить местное самоуправление в крупных городах на уровень районов, а глав городских администраций назначать с участием губернаторов.

Неудивительно, что именно города-миллионники становятся участниками очередного эксперимента, ведь именно ряд мегаполисов до сих пор остаются в стороне от ставшей притчей во языцех «вертикали власти». В числе эпицентров нестабильности и регионального сепаратизма – Екатеринбург, знаменитый вечным противопоставлением местной и государственной власти. Памятное всем открытое противостояние Россель-Чернецкий сменилось «холодной войной города и области», и ни один из назначенных Путиным губернаторов так и не сумел укротить буйный нрав «хозяев» Екатеринбурга. С отставкой некогда пестовавшего идею Уральской республики одиозного свердловского губернатора Росселя очаг регионального сепаратизма сжался до размеров Екатеринбурга, на протяжении последних лет именно екатеринбургские власти шантажируют область и федеральный центр, периодически возбуждая население сепаратистскими лозунгами.

Так, весной прошлого года, в ходе предвыборного торга о персоне главы Екатеринбурга и составе городской думы, мэрия украсила город плакатами, рассказывающими о том, как Москва «обдирает» столицу Урала, оставляя здесь ничтожную часть налоговых поступлений, к «разжевыванию» этого тезиса для масс традиционно подключился и «городской» медиахолдинг. С выгодой для себя расторговав «налоговую карту» и «слив» с выборов «трибуна сепаратистской риторики» вице-мэра Высокинского, мэрия добилась определенных уступок, получив возможность вести своих одномандатников от «Единой России». Не имея влияния на списочную часть ЕР, мэрия мобилизовала административный ресурс на победу бренда «Гражданской платформы»: в списке этой партии оказались традиционно близкие к Серому дому граждане, включая отца замглавы одного из районов. Надо ли напоминать, что в условиях низкой явки адмресурс мэрии обеспечил «Гражданской платформе» несколько мандатов, обладатели которых, включая формального главу города Ройзмана, составили в союзе с «мэрской» частью единороссов послушное «городу» большинство…

Сохранив контроль над городом, его «хозяева» не оставили сепаратистских настроений. В осенней схватке с «областью» за бюджет-2014 из уст мэра Екатеринбурга прозвучал тезис о необходимости выхода Екатеринбурга из состава Свердловской области и придания ему особого статуса.

С точки зрения Москвы, город Екатеринбург – фактически неуправляемая конструкция, любые отправляемые сюда деньги исчезают словно в черной дыре, удовлетворяя лишь аппетиты местного чиновничества, а столичные установки либо открыто игнорируются, либо тихо саботируются. «Скученность» местных элит вокруг мэрии не может не вызывать беспокойства, равно как и союз «хозяев города» с одиозным «общественником» Ройзманом, сохраняющим пока способность собирать многотысячные митинги под местническими лозунгами.

Случись что – и в Екатеринбурге запросто возникнет майдан. Хорошо организованная и разветвленная сеть «сторонников» Ройзмана, включая многочисленных «оперативников» его Фонда и прочих выходцев из легендарного ОПС «Уралмаш», вполне способна собирать многотысячные митинги, что Ройзману не раз доводилось демонстрировать в качестве аргументов в противостоянии с областными властями. А при наличии финансирования со стороны «коллективного Тунгушина», митинговать выйдут и другие категории «общественников», не раз задействованные мэрией в разного рода провокациях.

Учитывая колоссальный финансовый и административный ресурс хозяев Серого дома, в случае больших потрясений они вряд ли возьмут курс на единство города с нацией и страной. Мечтая отделить Екатеринбург от области сегодня, вряд ли эти люди станут стремиться в обратную сторону в условиях возможного ослабления руки Москвы. Кто даст гарантии, что завтра местная властная элита не объявит Екатеринбург вольным городом и не начнет собирать налоги в давно уж созданный Екатеринбургский муниципальный банк?

Вот и сегодня, когда грядущая муниципальная реформа кажется неизбежной, на сайте администрации Екатеринбурга вдруг появляется материал, содержащий острую критику реформы от лица абстрактных «уральских ученых». Привычка фрондировать налицо.

Что принесет грядущая муниципальная реформа? Не видя итоговой конструкции, утверждать сложно. Если брать в расчет озвученные ныне контуры реформы, безусловно, она серьезным образом усиливает пассивное избирательное право граждан – право быть избранным. Многие оппозиционные политики сетуют, что, по факту, местного самоуправления в городах-миллионниках нет. Стать депутатом городской думы, скажем Екатеринбурга, равносильно избранию в областное Заксобрание. Какая же это местная власть, если на одного депутата приходится семьдесят тысяч избирателей? Организация муниципальной власти на уровне районов – это депутатские округа с 5-7 тысячами избирателями, провести избирательную кампанию в такой локации под силам очень многим. Разумеется, повышение конкуренции на депутатских выборах положительно сказывается на развитии демократического управления со всеми вытекающими «плюсами»…

Тезис противников реформы о вероятном крахе общегородских систем вроде коммунального или транспортного комплекса, мягко говоря, несостоятельны. Многие годы ряд муниципальных образований России функционируют в форме муниципальных районов – когда равновеликие муниципалитеты имеют «надстройку» в виде района, также обладающую статусом муниципального образования. Таких примеров – сотни, и никто не жалуется, что в районах что-то непоправимо разрушилось только лишь ввиду их юридической организации. Все рассказы про «коллапс» – лишь привычные страшилки завсегдатаев мэрии, стремящихся любыми путями сохранить город в статусе своей безраздельной вотчины. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру