Гражданская «оборонка»

Политолог Анатолий Гагарин о «ребрендинге» российского ОПК

20 февраля, по инициативе полпреда президента в УрФО Игоря Холманских, в Москве прошло первое совместное заседание Тагильского и Изборского дискуссионных клубов. Политологи, публицисты и военные аналитики попытались представить ОПК в качестве будущего «локомотива» экономического и научного прогресса в России. О том, сумеет ли «оборонка» обеспечить индустриальный прорыв в стране, как выглядит современная техническая интеллигенция и что делать с «хипстерами», размышляет член Тагильского клуба, доктор философских наук Анатолий Гагарин. 

Политолог Анатолий Гагарин о «ребрендинге» российского ОПК

Изборский клуб объединяет писателей, политологов и аналитиков консервативно-патриотических взглядов. На этой дискуссионной площадке выступают такие писатели, как Александр Проханов, Максим Калашников, политические эксперты Наталья Нарочницкая, Михаил Делягин и Евгений Минченко, а также – чиновники, журналисты и т.д. Не так давно под эгидой Игоря Холманских на Среднем Урале появился Тагильский клуб «лейбористской» направленности. Эти организации быстро нашли общие темы для диалога, и 20 февраля состоялось совместное заседание этих клубов.

– Анатолий Станиславович, темой мероприятия было заявлено: «ОПК как локомотив развития России». Объясните, что имелось в виду?

– Как известно, в прошлом военно-промышленный комплекс часто называли «локомотивом» развития экономики СССР. Однако в какой-то момент «оборонка» стала слишком далека от гражданского сектора, перестала пониматься гражданами как необходимая, поскольку в нашей стране новейшие достижения военной техники не «преломлялись» в гаджетах и бытовых приборах, в отличие от Запада. В итоге это привело к необратимым процессам. Нас убедили, что армия в таком виде нам больше не нужна и оборонная промышленность – тоже. Спад в ОПК повлек за собой спад и в гражданском секторе производства, что в итоге привело к деиндустриализации страны. Как отметил председатель Изборского клуба Александр Проханов, современное российское общество, утратившее «оборонное мышление», просто не понимает, какую роль в развитии экономики имеет оборонный комплекс.

– То есть реставрацию ОПК и экономики в целом следует начинать «в головах»?

– Несомненно, должен быть выработан новый подход в понимании взаимоотношений человека и государства, в том числе и в ОПК. Образно выражаясь, грядет Ренессанс, новая «эпоха Возрождения», но основывающаяся не на культе индивидуализма, а на переосмыслении органической роли государства в жизни человека. А в ОПК эти новые принципы создаются и усваиваются быстрее всего. Ведь именно здесь пресловутые think tanks воплощаются в «мыслящие летающие танки», полет мыслей материализуется в удивительных самолетах, а глубокие открытия «запечатляются» в фантастических подводных лодках.

– Не слишком ли утопично? Прямо «Полдень. XX век»…

– Отнюдь. Достаточно назвать достижения «креативщиков» Уралвагонзавода, которые уже активно популяризируют «оборонку». Так, «танковый биатлон» активно обсуждается в блогосфере, новые линейки брендированной одежды «с танками» оказались вполне конкурентоспособны на российском рынке, а новый интернет-проект – «Танкопедия» – рассказывает об истории мирового танкостроения. Так что «малая национальная идея», повод для гордости за свой город, свое предприятие у тагильцев, можно сказать, уже есть.

Прав был Дмитрий Рогозин (вице-премьер по ОПК. – Прим. ред.), когда говорил, что нам необходима «фабрика хороших новостей». Сегодня нужны креативные пиарщики, как на УВЗ, а не, к примеру, как на телеканале «Звезда». Вообще нам не хватает гордости как чувства и феномена, лежащего в фундаменте личностного и национального достоинства. Гордость (но не гордыня) – это тот экзистенциал, что пульсирует в душах космонавтов, конструкторов, музыкантов, художников, представителей трудовых династий, спортсменов, мастеров своего дела. Хотя предметов для гордости у нас уже достаточно: и Олимпиада в Сочи, и новые подлодки «Юрий Долгорукий» и «Борей» – лучшее тому подтверждение.

Необходимо создать «информационное лобби» оборонщиков, чтобы хотя бы небольшая часть бюджета отрасли тратилась на работу с общественностью, продвижение передовых технологий и идей. Ведь тот же Голливуд это делает весьма напористо.

– Кстати, о «креативщиках». СМИ пишут, что полпред поднял на заседании клубов проблему противостояния «хипстеров» и «рабочего класса» и эта тема спровоцировала бурную дискуссию…

– Не совсем так. Игорь Рюрикович задал членам обоих клубов вопрос, как привлечь в ОПК представителей так называемого «креативного класса», формирующих общее мнение в интернет-сфере. В ходе обсуждения мы вспомнили попытку политического противопоставления представителей молодежных субкультур «рабочему классу», имевшее место в ангажированной блогосфере совсем недавно. В пылу полемики Максим Калашников даже предложил «давить хипстеров штурмовиками», однако Игорь Холманских уточнил, что вовсе не призывает «бороться» с этой частью населения, наоборот, предлагает найти общие точки для диалога с ними.

В итоге участники разговора сошлись на том, что лучших представителей «креативного класса» следует вовлекать в работу на «оборонку», тем более что условия труда там становятся все привлекательнее. Метко выразился на эту тему Евгений Минченко: не каждый хипстер хочет быть..., скажем так, «ботаном» (политолог выразился крепче).

Я же, со своей стороны, считаю, что, к сожалению, по-настоящему талантливых ребят в самоназванном «креативном классе» не так уж и много. Но вот их-то и нужно вовлекать в индустриальную интеллигенцию ОПК.

– А что такое, в Вашем понимании, индустриальная интеллигенция? Нечто вроде противостоящих «лирикам» «физиков» 60-х?

– Совсем нет. В Изборском и Тагильском клубах достаточно и гуманитариев, и представителей индустриальной интеллигенции. В прошлом году мы провели социологическое исследование представителей этой страты, которое затем представили прессе. Результаты опроса удивили многих представителей СМИ. Вопреки их стереотипам, рабочий класс представлен вовсе не «людьми в фуфайках», там есть вполне устоявшаяся страта – индустриальная интеллигенция. Исследования показали, что эти люди хорошо разбираются в политике, трезво оценивают то, что происходит в стране, видят и позитив и несовершенства, но не отторгают их, а думают, как исправить ситуацию к лучшему. Мой коллега Юрий Гиренко справедливо отметил три основных признака этой группы: дисциплинированность, патриотизм и высокий уровень образования. Добавлю, все они отличаются развитым «мыслечувством» гордости. Так что если ОПК – это локомотив современной экономики, то эти люди – его талантливые машинисты. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру