Автобусы-убийцы. В погоне за прибылью коммерсанты-перевозчики из Североуральска становятся по-настоящему опасными

Самоуправство «пиратских» автобусов на дорогах Свердловской области продолжается. В первой половине 2014 года деятельность автоперевозчиков ООО «Континент» и ИП Соколов в основном наносила вред другим бизнесменам и экономике региона. А сейчас под колесами этих автобусов в прямом смысле слова гибнут люди. Уже понятно, что смерть простых граждан не остановит «рейдеров с большой дороги», нацелившихся на захват автобусных маршрутов в регионе. 

Автобусы-убийцы. В погоне за прибылью коммерсанты-перевозчики из Североуральска становятся по-настоящему опасными
Государственные номера с автобуса были оперативно свинчены, но зато в кабине остался маршрутный указатель – №818 «Североуральск – Екатеринбург»

ООО «Континент», возглавляемое директором Вячеславом Соколовым, в 2014 году неоднократно отличилось дерзкими попытками «захвата» областных дорог.

В начале года «Континент» незаконно вывел автобусы по маршрутам №960 «Екатеринбург – Ивдель» и №1021 «Екатеринбург – Волчанск» без конкурса, с нарушением прав других перевозчиков.

Когда первое нарушение вскрылось, «Континент» не растерялся и реализовал новую схему – незаконно начал перевозку людей по недостроенной дороге на межсубъектном маршруте №1112 «Екатеринбург – Советский», связывающем Свердловскую область и ХМАО.

Когда ГИБДД запретила перевозку пассажиров по опасной дороге, «Континент» вновь нашел выход – межсубъектный маршрут №1112 хитрые перевозчики стали эксплуатировать как областной (конечно же, без официального разрешения) на участке от Екатеринбурга до Ивделя.

Подобное «рейдерство на дороге» является незаконным и вредит рынку пассажирских перевозок. Однако это еще не все. «МК-Урал» неоднократно отмечал, что действия предприятий под руководством Вячеслава Соколова угрожают безопасности простых граждан. К сожалению, события на дорогах все чаще становятся печальным подтверждением наших слов.

Неутешительная статистика

На счету сотрудников предприятий, возглавляемых Вячеславом Соколовым, немало ДТП с участием рейсовых автобусов. Как минимум два из них оказались смертельными.

Вечером 9 ноября 2010 года на Серовском тракте автобус компании Соколова нарушил пять пунктов Правил дорожного движения, выехал на встречную полосу и столкнулся с Daewoo Nexia. Водитель легковушки Михаил Юрк от полученных травм скончался.

Весной 2011 года за совершенное преступление водитель автобуса Александр Русинов получил приговор по ч. 3 ст. 264 УК РФ (нарушение лицом, управляющим автомобилем, правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть человека).

Эта табличка доказывала, что транспортное средство принадлежит предприятию Вячеслава Соколова

Но работодателю уголовника удалось избежать ответственности – лицензию у него по какой-то причине не отобрали. Более того, предприниматель Соколов отказался выплатить Ирине Юрк, вдове погибшего водителя Daewoo Nexia, компенсацию морального вреда. Уверенный в своей безнаказанности «хозяин дороги» даже не соизволил принести женщине простые человеческие извинения. Ирине Леонидовне пришлось обращаться в суд.

9 августа 2011 года водитель еще одного автобуса ИП Соколов нарушил правила дорожного движения и столкнулся с ГАЗ-31105. На этот раз, к счастью, никто не погиб. Но водитель «Волги» и две женщины-пассажирки получили серьезные травмы.

При осмотре автобуса-нарушителя сотрудники ГИБДД установили, что данное транспортное средство находилось на дороге с просроченным полисом страхования гражданской ответственности. Также в автобусе не было необходимого спального места водителя, а в путевке маршрута – подписи механика. Отсутствовал график движения автобуса.

В «комплекте» с совершенным ДТП все эти нарушения вполне могли привести к отзыву лицензии у предприятия Соколова. Но, как и в случае со смертью Михаила Юрка, этого не произошло.

Еще одна трагедия

В 2014 году автобус Соколова вновь стал причиной смерти человека. ДТП произошло 17 октября, в 13.40, в районе Северного автовокзала в Екатеринбурге. Автобус Mercedes-0305 с государственным номером У861ОК/96 сбил женщину. Пострадавшая, Галактионова Л.Ю. 1951 года рождения, получила серьезные травмы и была госпитализирована в ГКБ №24. Через несколько часов она скончалась.

Как стало известно «МК-Урал» из собственных источников, за рулем автобуса в момент ДТП находился водитель Мелкозеров А.В. 1970 года рождения. При начале движения он не убедился в безопасности маневра и допустил наезд на пешехода. Автобус принадлежит ИП Соколов и в тот день обслуживал маршрут №620.

Как пояснил «МК-Урал» руководитель пресс-службы ГУ МВД РФ по Свердловской области Валерий Горелых, уголовное дело по факту данного ДТП еще не возбуждено. На сегодняшний день материалы по ДТП переданы из СУ СКР по Свердловской области в Специализированный отдел по расследованию ДТП ГСУ ГУ МВД РФ по Свердловской области. Сейчас следователи ждут заключения экспертизы. После его получения будет принято процессуальное решение, сообщил Валерий Горелых.

С учетом всех обстоятельств дело, вероятно, будет возбуждено. Остается только надеяться, что следствие будет честным и ответит в конечном итоге не только водитель, но и работодатель.

На данный момент есть все основания требовать отзыва лицензии у недобросовестного предприятия-перевозчика. Вероятно, Соколов всегда учитывал такие риски. Не случайно же после каждого серьезного ДТП его юристы очень плотно работают с «органами». К каким соглашениям они приходят, а также на каких условиях – нам точно не известно. Но факт остается фактом. Простые граждане травмируются и погибают под автобусами предпринимателя, но опасная компания ничуть не страдает и продолжает «осваивать» свердловские дороги.

Говорят также, что с нужными людьми для решения проблем по ДТП Вячеславу Соколову удается встречаться с помощью его приятеля – бывшего директора Института прокуратуры УрГЮА Льва Лазутина. Как мог человек, не имеющий даже нормального среднего образования, найти дружеский подход к такому интеллигентному человеку, как Лев Александрович, остается загадкой. Но в результате профессор Лазутин, вероятно, ни о чем не догадываясь, помогает коммерсанту Соколову раскладывать тут и там юридические «соломки» на случай, если вскроется очередной факт противоправной деятельности «автобусов-убийц».

За некоторые опасные для жизни и здоровья граждан действия сотрудники предприятий Соколова, как и он сам, вообще не несут никакой ответственности. Свежий пример – история, случившаяся на Серовском тракте в августе этого года.

Автобус в кювете

Утром 28 августа в районе 290 километра автодороги «Екатеринбург – Нижний Тагил – Серов» в кювет опрокинулся автобус Mercedes.

Когда на место происшествия прибыл корреспондент «МК-Урал», государственные номера с автобуса уже были свинчены, но зато в кабине остался маршрутный указатель – №818 «Североуральск – Екатеринбург». Эта табличка доказывала, что транспортное средство принадлежит предприятию Вячеслава Соколова (догадку подтвердили и данные на сайте Северного автовокзала по адресу www.sa66.ru).

Пассажиров на месте происшествия мы не обнаружили. Как пояснили позже в областной ГИБДД, все пассажиры самостоятельно разъехались с места аварии на попутках. Госпитализация им не понадобилась. Поскольку никто из участников аварии не получил серьезных травм, уголовное дело решили не возбуждать. История с автобусом даже не попала в ежедневную сводку новостей свердловских гаишников.

Между тем, все произошедшее не кажется невинным пустячком. Характер полученных автобусом повреждений свидетельствует, что при опрокидывании пассажиры могли не просто получить серьезные увечья, но даже погибнуть. От удара о землю и стоящие вдоль обочины деревья у автобуса оказался сильно помят кузов, оторваны колеса. Стекла по правому борту были выбиты, остальные, в том числе лобовое стекло, потрескались. Стоящие вдоль обочины деревья, с которыми столкнулся автобус, оказались сломаны. Вероятно, только чудом ни одно из деревьев не проткнуло салон автобуса. Подобные случаи, к сожалению, не редкость на свердловских дорогах, и все мы знаем, к каким драматичным последствиям они часто приводят.

С учетом всего этого очевидно, что действия водителя, которые привели к опрокидыванию автобуса, несли угрозу жизни и здоровью граждан. Однако никакой ответственности предприниматель Соколов не понес. Между тем, по закону, об ответственности говорить следует.

Как там по закону?

По федеральному закону «О безопасности дорожного движения» (п.1 ст. 20) юрлица и предприниматели обязаны анализировать и устранять причины ДТП с участием транспортных средств, используемых в работе. Также по федеральным «Правилам учета ДТП» владельцы автомобилей и органы внутренних дел должны вести учет всех ДТП и устранять причины происшествий.

В данном случае требования нормативных актов не выполнены, доскональная оценка обстоятельств ДТП перевозчиком, сотрудниками ГИБДД и Госавтодорнадзора не проведена. Хотя известно, что просто так автобусы в кювет не падают. Как правило, подобное происходит из-за технических дефектов транспортного средства, превышения водителем скорости или других нарушений ПДД. Аварию на Серовском тракте активно обсуждали на популярном в Екатеринбурге форуме. Один из автолюбителей при этом отметил, что автобус №818 обогнал его, «как Шумахер», за несколько километров до места аварии.

«Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом…» обязывает перевозчика соблюдать требования ст. 20 Закона «О безопасности дорожного движения». Невыполнение данного требования повторно в течение года считается грубым нарушением и ведет к отзыву лицензии.

Также грубым нарушением, согласно ч. 11 ст. 19 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», могут считаться нарушения, повлекшие: 

1. «Возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде…»;

2. «Человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде…».

Уже по первому пункту надзорные органы могли бы отобрать у предприятия Соколова лицензию на перевозки, так как угроза жизни пассажиров была более чем серьезной. В случае с улетевшим в кювет автобусом также может действовать и второй пункт, ведь при перевороте транспортного средства действительно был нанесен вред окружающей среде, сломаны деревья и т.п.

Скорей всего, предприниматель Соколов понял, что натворили его сотрудники. Опрокидывание многотонного автобуса в яму глубиной почти два метра – дело нешуточное. Возможно, поэтому с автобуса так быстро исчезли номерные знаки, а информация о ДТП не попала на официальный сайт Управления ГИБДД по Свердловской области, что привело к молчанию об этом происшествии со стороны журналистов. Не будем утверждать, насколько серьезно постарался сам Соколов и работающие на него юристы для скорейшего «слива» этого дела, но факт остается фактом. Если бы не наша сегодняшняя публикация, об опасном происшествии на Серовском тракте так бы никто и не вспомнил.

Подчеркнем, что ДТП с опрокинувшимся в кювет автобусом произошло еще до смертельной аварии в районе Северного автовокзала в Екатеринбурге. Сейчас ситуация для предприятия Соколова выглядит еще более удручающей. Мало того, что налицо грубое повторное за год нарушение Закона «О безопасности дорожного движения», так еще и смерть невинного человека! Если действовать по закону, то лишение лицензии в таком случае неизбежно. Но автобусы компании «Континент» и ИП Соколов продолжают перевозить пассажиров по свердловским дорогам.

Куда смотрят «органы»

Уральское управление Госавтодорнадзора уже давно могло бы провести необходимые выездные проверки предприятий Вячеслава Соколова и привлечь его к ответственности. Но этого не происходит.

Мы живем в двадцать первом веке, и установить нарушение на маршруте сейчас проще простого. Вооружившись хваленой системой ГЛОНАСС, сотрудники Госавтодорнадзора могли бы легко убедиться в том, что автобусы Соколова регулярно нарушают ПДД.

Почему бы надзорным органам не поискать страховые полисы в автобусах, которые ходят по несуществующему, но действующему маршруту до Ивделя? Также Госавтодорнадзор мог бы поинтересоваться, на каких узких улочках в Ивделе водители принимают и высаживают пассажиров. Если договоров с автовокзалами на обслуживание маршрута №1112 по-прежнему нет, то вопрос действительно интересный.

И, безусловно, он связан с безопасностью граждан. Точнее с отсутствием таковой.

Скорей всего, гораздо больше недобросовестного предпринимателя интересуют перспективы «захвата» рынка пассажирских перевозок, нежели соблюдение правил безопасности.

Раз за разом получать в обход закона новые маршруты без покровительства со стороны власти не сможет ни один перевозчик. Вероятно, ИП Соколов и ООО «Континент» проворачивают свои хитрые схемы не без содействия со стороны «сильных мира сего». И все им сходит с рук. И все им на руку. Взять хотя бы отмену поезда «Екатеринбург – Бокситы» в 2013 году.

Поезд, связывающий Екатеринбург с северными городами области, отменили якобы из-за убыточности.

В результате на «Трассе смерти», как уже давно называют Серовский тракт, увеличилось количество ДТП с гибелью людей, а в дни снегопада из-за гигантских заторов здесь приходится вводить режим ЧС. Зато ООО «Континент» именно в это время попыталось пропихнуть вне конкурса дополнительные автобусные маршруты между Екатеринбургом и северными городами Свердловской области. Интересная ситуация? Безусловно. Но почему такие ситуации интересны только журналистам? Почему вопросы безопасности жителей региона так мало интересуют сотрудников надзорных органов?

Мы уже предупреждали и предупредим снова. Безопасность жизни и здоровья простых граждан недобросовестные перевозчики обеспечивают по остаточному принципу. И пока на этих «захватчиков» нет управы, под колесами автобусов-убийц будут гибнуть люди.

Данную публикацию мы просим считать официальным запросом в Министерство транспорта и связи Свердловской области, а также в Уральское управление Государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта с просьбой организовать проверку деятельности ИП Соколов и ООО «Континент». 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру