Пиво – запретить, продавцов – уволить!

Депутаты лоббируют законопроект, который сделает безработными 25 000 уральцев

Торговые сети лоббируют запрет продажи разливного пива — именно так оценивают инициативу некоторых единороссов предприниматели, продающие пиво. Завтра, 18 декабря, в Министерстве АПК и продовольствия Свердловской области будет рассмотрен соответствующий законопроект комитета по аграрной политике уральского Законодательного Собрания. Участники пивного рынка утверждают, что виной всему – торговые сети, которые хотят такими методами получить солидный кусок рынка. Как утверждают наши источники, в качестве лоббиста интересов сетевиков выступил одиозный депутат-единоросс Илья Гаффнер. 

Депутаты лоббируют законопроект, который сделает безработными 25 000 уральцев
Источники «МК-Урал» сообщают, что главным лоббистом скандального законопроекта является депутат Илья Гаффнер. За обострение кризиса в свердловской рознице губернатору стоит благодарить именно этого человека

Последствия принятия этого законопроекта были бы печальными и в тучные для российской экономики годы. Сегодня же ситуация может стать просто катастрофической. Малый бизнес Среднего Урала в панике. В ближайшее время в Свердловской области могут быть ликвидированы десятки тысяч рабочих мест, а бюджет региона обеднеет на несколько миллиардов. Причиной тому – новый областной закон, который ужесточает правила розничной продажи пива. Речь, в частности, идет о полном запрете торговли разливным пенным напитком. По мнению экспертов, авторы законопроекта, депутаты Заксобрания области, лоббируют интересы крупных торговых сетей, прикрываясь именем губернатора.

Губит людей не пиво, губит людей… закон

Законопроекты об ужесточении регулирования в сфере розничной продажи алкогольной продукции на территории региона возникают в последнее время достаточно часто. При этом на стадии разработки документа в его обсуждении участвуют все заинтересованные стороны: производители и реализаторы алкоголя, представители транспортных и логистических компаний.

По словам представителя пивзавода «Тагильское пиво», подобный законопроект уже возникал около года назад. «Для его обсуждения все время приглашали кого-то из нас. В итоге законопроект был отклонен», – вспоминает работник крупнейшего на Урале предприятия отрасли.

Последний вариант законопроекта о дополнительных ограничениях времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции на территории области писался в режиме строгой секретности. Ни один заинтересованный предприниматель ни разу не был приглашен для обсуждения данного проекта. Речь в новом документе (копия законопроекта имеется в распоряжении «МК-Урал»), в частности, идет о запрете продажи пива, сидра, медовухи на культурно-массовых и спортивных мероприятиях в течение двух часов до начала и в течение часа после их окончания. Также предлагается запретить продажу слабоалкогольных напитков в нежилых помещениях многоквартирных домов, где вход для покупателей организован о стороны подъездов. Есть в документе и другие позиции, но, по мнению участников алкогольного рынка, главным в законопроекте стало предложение полностью запретить на территории области торговлю разливным пивом.

По мнению депутата Законодательного Собрания Свердловской области Ильи Гаффнера, «у нас на каждом углу – алкогольная точка». «Алкогольное лобби кричит, что это удар по малому бизнесу. По «теневому» рынку это удар, а не по малому бизнесу! При этом бюджет же ничего не потеряет», – уверен народный избранник.

У предпринимателей, так называемых «алкогольных лобби», к которым можно причислить производителей и реализаторов пива, изготовителей закусок и тары, а также представителей транспортных и логистических компаний, совсем другое мнение.

«Принятие данного закона не приведет к тому, что люди сразу перестанут пить пиво. При этом в небольших муниципальных образованиях области фактически полностью прекратится реализация легальной алкогольной продукции, поскольку помещения и объекты, удовлетворяющие требованиям, предъявляемым правительством области субъектам предпринимательской деятельности, попросту отсутствуют. Данное обстоятельство будет способствовать развитию нелегальной продажи алкогольной продукции и алкогольного суррогата, что в свою очередь может привести к отравлению потребителей, употребляющих некачественную алкогольную продукцию, а также криминализации отрасли и развитию «теневой» экономики», – считают производители и реализаторы разливного пива. Об этом было заявлено на заседании «круглого стола», посвященного обсуждению областного закона, полностью запрещающего продажу разливного пива на территории региона. В начале декабря в Екатеринбурге собралось более 20 представителей этого сегмента рынка со всей области.

По их мнению, в случае принятия закона около 2,5 тысяч розничных магазинов области, осуществляющих продажу алкогольной продукции, будут вынуждены прекратить свое существование. Работу могут потерять не менее 25 тысяч человек – это продавцы, индивидуальные предприниматели, сотрудники небольших пивоварен, водители, развозящие товар, и др., а бюджет области недополучит налоговых поступлений в размере около 4 млрд рублей.

Косвенно последствия принятия данного закона ударят и по инвестпривлекательности региона в целом. Как заметил один из участников «круглого стола», если областные власти сегодня могут запретить один вид бизнеса, то завтра они запретят второй, а послезавтра – третий, что не лучшим образом влияет на имидж региона.

Также очевидно, что запрет продажи разливного пива ситуацию с пьянством в регионе нисколько не изменит. 80% всего алкоголя в Свердловской области продается через торговые сети. Свою долю на рынке занимают и магазинчики шаговой доступности, не входящие в сети. В результате ниша, в которой трудятся продавцы разливного пива, остается очень узкой. Да и целевая группа точек продажи разливного пива – это не алкоголики, пьющие «на последние деньги», как, наверно, думают некоторые депутаты-популисты. Часто этот бизнес ориентирован скорее на эстетов, любителей «живого» пива и представляет продукт не низкого, а среднего ценового сегмента (цена литра – выше 100 рублей).

Последствия для себя в случае принятия законопроекта участники встречи единодушно оценили как фатальные и общие для всех. Закрытие магазинов повлечет за собой высвобождение сотрудников, которым придется идти на биржу труда; снижение налоговых поступлений в местный и областной бюджеты; высвобождение арендуемых площадей; сокращение оборотов в смежных отраслях. Например, стопроцентное сокращение рабочих мест и такое же сокращение объема продаж грозит компаниям оптовой реализации пива, которые только в Екатеринбурге сотрудничают с сотнями торговых точек. Предприятия, специализирующиеся на производстве ПЭТ-тары, с принятием закона в один момент потеряют более 60% товарооборота и, соответственно, выручки. Основные клиенты многих транспортных компаний – магазины разливного пива и производители закусок. Если будет принят закон, предприятия потеряют 90% текущей загрузки транспорта, а впоследствии это выльется в 100% сокращение рабочих мест и невозможность продолжать выплаты по текущим лизинговым и кредитным договорам. «Инициатива Гаффнера» также «обанкротит» компании, занимающиеся поставкой безалкогольной продукции (газированная вода и квас) в небольшие магазины.

В конечном счете, принятие закона приведет к запрету на территории Свердловской области занятия конкретным видом экономической деятельности, что является прямым нарушением Конституции.

По итогам заседания «круглого стола» была создана инициативная группа (куда, кстати, вошел представитель «Деловой России»), которая будет координировать действия участников алкогольного рынка, привлекая внимание общественности и власти к проблеме разливного пива. Было решено подготовить письма на имя главы региона Евгения Куйвашева и в отраслевые министерства, а также подключить СМИ к обсуждению данной темы.

Слияние состоялось?

Представители малого бизнеса, как и некоторые чиновники областного правительства, не исключают, что за этим законопроектом могут стоять крупные торговые сети, интересы которых лоббирует депутат-единоросс Илья Гаффнер. При этом, по мнению многих знающих Гаффнера людей, он не очень подходит на роль борца с пьянством и алкоголизмом в области.

– У депутата Гаффнера, который вогнал в долги подконтрольное ему сельхозпредприятие ООО «Шиловское», как известно, есть личные интересы в этой истории: поддержать владельцев крупных торговых сетей, освободив рынок от всякой «мелюзги». Он, являясь председателем комитета по аграрной политике, природопользованию и охране окружающей среды, хочет, во-первых, помочь своим друзьям, находясь при этом под прикрытием проекта «Народный контроль». А во-вторых, пропиариться на благой идее «борьбы со спаиванием народа», – считает источник в правительстве региона. Уже сейчас в СМИ выходит огромное количество явно заказных материалов, посвященных теме запрета пивных «точек», и в каждом из них «светится» депутат Гаффнер.

По словам участников пивного рынка, точки разливного пива начали массово появляться в регионе пять лет назад. По их оценкам, в последние годы произошло перераспределение предпочтений от фасованного пива к разливному. При этом и производители сменили приоритеты. Так, некоторые местные пивзаводы производят до 70% своей продукции на разлив.

«Поэтому торговые сети хотят перенаправить основной поток покупателей к себе, – поделился своей точкой зрения один из предпринимателей, занятый в продаже разливного пива. – Самое страшное в другом – все это делается тайно. Ни нас, ни наших поставщиков никто ни о чем не оповещал. Хотят поставить перед фактом, подключив к реализации своих планов «продажных» народных избранников».

Поставить перед фактом (а точнее сказать, подставить), вероятно, хотят не только продавцов разливного пива. В последний месяц кто-то упорно распускает слухи, что в принятии законопроекта об ужесточении розничной торговли алкогольной продукции лично заинтересован губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев. Что он чуть ли не сам будет «продавливать» закон в Заксобрании. А некоторые СМИ пишут о том, что глава региона (а не депутат Илья Гаффнер) пошел навстречу крупным торговым сетям, чтобы как-то скрасить им жизнь при переходе к налогообложению на основе кадастровой стоимости.

«Это явная ложь. Кто запускает эту дезинформацию, в принципе понятно. Эти депутаты-лоббисты прекрасно понимают, что когда люди, лишившиеся своих рабочих мест и единственного дохода, будут предъявлять претензии власти, то проблемы возникнут у руководства региона, а не у них, – считает один из чиновников правительства области.

А последствия, судя по всему, будут самые серьезные.

Опровергнуть или подтвердить эти слухи может только сам Евгений Владимирович. Вероятно, это может произойти 19 декабря, когда состоится большая пресс-конференция Куйвашева по итогам года. Хотя если бы эти разговоры имели под собой какую-то почву, то департамент информационной политики давно бы уже рапортовал о законодательной инициативе губернатора. А ее почему-то нет. И этому есть свое объяснение. Москва посылает в регионы другие сигналы, нежели местные законодатели.

ФАС против команды «фас»

Пиво и сигареты могут вернуться в киоски. Во всяком случае, сразу несколько ведомств с подачи Федеральной антимонопольной службы намерены обсудить эту возможность в ближайшее время в рамках специальной рабочей группы, пишет «Российская газета».

«На рынке произошло смещение в пользу крупных торговых сетей, – пояснили в Федеральной антимонопольной службе свою позицию. – Причем это касается не только пива и сигарет, но и продовольственных товаров. В итоге павильоны и киоски закрываются, мы теряем поступления в бюджет, рабочие места, и это далеко не все. Этим запретом мы перекрыли пути развития нестационарных торговых объектов, которые должны были трансформироваться в удобный для покупателя формат небольших магазинов «шаговой доступности». А во многих странах он наиболее популярен у потребителей».

Эксперты издания поддержали инициативу Федеральной антимонопольной службы. Меньше пить и курить в России после запрета не стали, а экономика несет потери, говорят они. Раньше на пиво и сигареты приходилось примерно 40% оборота нестационарных объектов торговли.

Именно на эти товары там устанавливали максимальные наценки. Поэтапный запрет (с января 2013 года для пива и с июня 2014 года для табака) коснулся 70% ларьков, которых до этого было в стране около 300 тысяч, свидетельствуют эксперты, опрошенные «Российской газетой».

В результате многие продавцы потеряли работу, кто-то лишился своего бизнеса, а бюджет недосчитался налогов. «По нашим данным, в отдельных муниципалитетах до 80% нестационарных торговых объектов прекратили действовать», – говорит руководитель Центра экспертизы и аналитики проблем предпринимательства «ОПОРЫ России» Иван Ефременков.

Минпромторг и ФАС намерены привлечь представителей бизнеса к обсуждению этой проблемы. Нет сомнений, что они поддержат отмену запретов на продажу пива и табака в ларьках.

Также неслучайно в последнем послании президента Владимира Путина Федеральному Собранию напрямую прозвучал тезис о недопустимости создания препон малому бизнесу. «Могу с уверенностью сказать, что там, где развивается малый бизнес, там меньше бедных и ниже показатели смертности. Такова статистика. При дальнейшем развитии этого бизнеса будет меняться и структура общества, расти средний класс. И тогда не будет никаких иждивенческих настроений. Будет развиваться инициатива, а граждане будут брать все больше ответственности за результаты своего труда на себя», – заявил глава государства. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру