Одно из последних совещаний прошло в Екатеринбурге, где такси доступно широким слоям населения: от бабушек, которым нужно добраться до поликлиники, или студентов, которые опаздывают на занятия в университете, до топ-менеджеров крупных компаний, решивших поберечь своего «железного коня» в суровые уральские морозы. Для перевозчиков город-миллионник стал лакомым куском, который они разделили между собой, предлагая пассажирам конкурентные преимущества. По минимальным подсчетам, на сегодняшний день в Екатеринбурге их количество достигает около 50 – активный пользователь такси сходу может назвать не меньше десятка названий. Их представители, коллеги из других муниципалитетов Свердловской области, а также Челябинской, Саратовской, Омской областей, Пермского края, Башкортостана и Татарстана, а также чиновники уполномоченных органов государственной власти и приняли участие в обсуждении актуальных вопросов таксомоторной отрасли.
«Цвет автомобиля на качество и безопасность не влияет»
Новый «свод правил» призван устранить недостатки действующего федерального закона ФЗ-69, принятого четыре года назад и устроившего переполох и возмущение в профессиональной среде. Сегодня необходимо формировать цивилизованный рынок, ввести понятные для всех и прозрачные «правила игры», дать возможность легализоваться «бомбилам» и нормально зарабатывать легальным водителям, не отвлекаясь на бюрократические проволочки. Одним из нововведений, уже поддержанным в других регионах, стала возможность исключить право субъектов на установление единого цвета для автомобилей такси.
– Ограничения по цвету приводило к оттоку легальных водителей с рынка. Сегодня требование цветовой унификации неактуально, так как от цвета автомобиля, будь он желтый, зеленый или фиолетовый, не зависит безопасность поездки и качество предоставления услуги, – говорит исполнительный директор «Национального совета такси» Наталья Лозинская.
С ней согласны и другие участники совещания, прошедшего в рамках живой и конструктивной дискуссии. По их мнению, окраска или оклейка кузова оказывает дополнительную финансовую нагрузку на компании и частников, а в конечном итоге расходы ложатся на пассажира. Кроме этого, на машины с характерным для такси цветом дилеры поднимут ценники в автосалонах, а автомобиль будет сложнее продать на вторичном рынке.
– Крупные компании могут себе позволить хоть в радугу перекрасить автомобиль, лишь бы занять нишу и стать монополистами, убрав с рынка основных участников – индивидуальных предпринимателей. Цвет не оказывает никакого влияния на безопасность и качество услуг, для чего тогда вводить эту норму? Для того, чтобы угодить прихоти какого-нибудь чиновника, которому нравится этот цвет? – возмущается депутат Госдумы, автор законопроекта Вячеслав Лысаков.
Лоббисты-монополисты
Процедуру выдачи разрешения на перевозку, его приостановление и аннулирование, недостаточно четко прописанную в 69-ФЗ, в новом законе планируется приравнять к процедуре оказания государственной услуги, а у регионов не будет права ограничивать их лимит. Крупные компании, имеющие собственный автопарк, пытаются пролоббировать кратное повышение стоимости разрешения, а частные перевозчики, составляющие абсолютное большинство профессионального сообщества, в свою очередь против квотирования разрешений и ратуют за идею внедрения патентного налогообложения.
– Откуда взялась цена 3750 рублей за разрешение? Вы знаете, сколько оно стоит в Испании? Десятки, сотни тысяч долларов, – шокирует собравшихся Михаил Бабин, владелец одной их таксомоторных компаний Екатеринбурга и призывает увеличить стоимость вхождения на рынок, а также ввести квотирование.
С ним категорически не согласен перевозчик из Нижнего Тагила, индивидуальный предприниматель Константин Новиков. По его мнению, в случае кратного повышения стоимости разрешений таксисты уйдут «в тень», у государства не хватит сил, чтобы их отловить, а расценки на поездку повысятся.
«Мы откатимся на десять лет назад, пассажиры опять «бомбил» у «бордюра» ловить будут с поднятой рукой. Введение дорогих лицензий выгодно только воротилам этого бизнеса, чтоб рынок монополизировать в свою пользу», – считает Новиков.
«Бомбилам» дадут шанс
Система патентного налогообложения самозанятых граждан, которая пока обсуждается, призвана сократить хождение водителей по кабинетам, и сводится к принципу одного окна. Таксистам не придется регистрироваться как ИП, заниматься бухгалтерией и возиться с кучей бумаг – достаточно заплатить пошлину. Частные извозчики согласны платить фиксированную сумму – 10-15 тысяч рублей ежегодно, и уверены, что данная мера позволит легализоваться «бомбилам».
– Законопроект должен обеспечить свободное вхождение на рынок, уменьшить количество отчетной документации и бюрократической нагрузки. В идеале – введение патента, потому что многие нелегалы не хотят связываться с налоговой службой. Наша задача не столько наказать «бомбил», сколько дать им возможность легализоваться, – поддержал водителей Вячеслав Лысаков.
Альтернатива есть
Представители контролирующих органов власти рассказали о состоянии отрасли в Свердловской области, где выдано 20 000 разрешений.
– За 2014 и первый квартал 2015 года нами проведено 173 проверки перевозчиков. Результаты удручающие - выявлено 800 нарушений, составлено 90 протоколов, в том числе за нарушение рабочего времени водителя и отсутствие предрейсового медосмотра. В этом году нами проведены два рейда с налоговой инспекцией по незаконным перевозчикам – в Алапаевске и Нижнем Тагиле, – рассказал заместитель начальника Уральского управления государственного автодорожного надзора Сергей Субботин, добавив, что новый закон поставит препоны на пути серых перевозчиков.
Начальник отдела контрольно-надзорной и разрешительной деятельности министерства транспорта Свердловской области Роман Купреенков сообщил, что ведомство пойдет по пути снижения административного давления и уже в этом году количество плановых проверок будет сокращено на 50%. По его мнению, государство и вовсе могло бы ограничить свое влияние на рынок, если его участники были бы более организованны.
– У таксистов есть два варианта: либо это усиление госрегулирования с жесткой регламентацией административных процедур, либо создание саморегулируемых организаций (СРО). Последний путь прогрессивный, мы его поддерживаем, он позволит самостоятельно вырабатывать нормы, стандарты и правила, – уверен Роман Купреенков.
На лимузине за сотку
Тема государственного регулирования рынка продолжилась и в части установления системы единых тарифов для перевозок в такси, применяемой в сфере общественного транспорта. В ходе обсуждения законопроекта в других регионах высказывалось мнение о необходимости наделения субъектов правом устанавливать минимальный ценовой порог. В Свердловской области эта норма не нашла понимания – в муниципалитетах разный уровень жизни, поэтому цена должна устанавливаться в конкурентной борьбе, уверены уральцы.
«Цену определяет рынок спроса и предложения. В Екатеринбурге цена поездки по городу от 90 рублей, в Нижнем Тагиле – от 50, а в Кушве – от 40 рублей, и как теперь прийти к единому знаменателю?» – задаются вопросом перевозчики. Наталья Лозинская солидарна с ними: «Тарифы должны быть гибкими». К тому же, в транспортных компаниях водители используют автомобили различной ценовой категории.
– Если устанавливать госрегулирование, то по категориям: «эконом», «комфорт», «бизнес». Согласитесь, глупо везти на «Тойоте Камри» за 100 рублей, когда можно купить «Нексию», – рассуждает директор местной транспортной компании Тимур Худорожков.
«Они хотят забрать мой хлеб»
Горячие споры на совещании шли и вокруг так называемых служб заказа такси, которые уже стали де-факто информационным посредником между пассажиром и перевозчиком, не оказывая транспортную услугу напрямую. В Екатеринбурге они представлены такими «гигантами рынка», как «Автомиг», «Три десятки», «Максим» и другими. Пользование услугами диспетчерской компании позволяет частнику либо ИП не вкладываться в рекламу и раскручивание, поэтому большинство водителей считают их комфортабельными партнерами и заключают с ними договоры на оказание информационных услуг. Правовое положение таких компаний будет прописано в новом законопроекте, но уже сейчас водители выступают против ограничения их деятельности – и их мнение будет обязательно учитываться.
– «Профсоюзы» говорят, что надо закрыть диспетчерские службы, чтобы я пошел работать в таксопарк, брал у них машину в аренду и «ишачил» дни напролет за мизерный процент – они хотят забрать мой хлеб! А кто стоит за «профсоюзами»? Чьи интересы они лоббируют? На каком основании они присвоили себе право говорить от имени профессионального сообщества?! Они последний раз пассажира в зеркале видели, а я каждый день вижу на линии! – громко возмущается с трибуны Константин Новиков.
Нелегалов накажут рублем и «кнутом»
Если по каким-то отдельным позициям, предлагаемым для утверждения, гости мероприятия высказывали подчас полярные мнения, то идею о повышении штрафов для нелегалов они одобрили единогласно. В новом законопроекте санкции для нелегалов увеличиваются в два-три раза – до 50 тысяч рублей. Например, за осуществление предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров и багажа водителем, не имеющим разрешения, на него будет наложен административный штраф в размере тридцати тысяч рублей. В случае повторного совершения данного правонарушения, к штрафу прибавится наказание в виде лишения водительских прав на срок от трех до шести месяцев.
При этом штрафы для легальных таксистов снизятся, и по некоторым пунктам весьма существенно – в пять-шесть раз.
Пассажир всегда прав
В конце совещания его участники пришли к единому мнению, что первый, кого они должны услышать, – это потребитель – пассажир, который платит деньги.
– Если сегодня не будет потребителя, то как мы будем зарабатывать? Он хочет, чтобы за ним приехала хорошая машина с адекватным и трезвым водителем, чтобы в салоне не было грязно и машина быстро приезжала на вызов. Чтобы быстро приехать, нужны частники – ни одна компания с собственным автопарком быстро не приедет, – справедливо полагает Тимур Худорожков.
Его мысль продолжил индивидуальный предприниматель Евгений Ротенберг из Перми: «Таксисты – классический пример самозанятого населения. Водителя сократили на заводе, а ему кормить семью надо, диспетчерские службы в этом плане являются палочкой-выручалочкой. Патент – разумная инициатива, она спасет нашу отрасль и поможет легализовать нелегалов. Водитель будет им дорожить», – считает перевозчик.
Баланс интересов
Рекомендации профессионального сообщества будут проанализированы и учтены при принятии закона. Найдется в нем место и онлайн-сервисам, которые получат правовой статус. Несомненно, мобильные приложения двигают отрасль вперед – еще пару лет назад пассажир и представить не мог, что для заказа такси можно обойтись без общения с оператором. Благодаря новым IT-технологиям сегодня потребитель может получить услугу легкового такси в любое время, в любом месте и за более чем разумную цену.
Таксисты наверняка одобрят предложение, чтобы инспекторы ДПС не штрафовали их за стоянку под знаком «Остановка запрещена» – этот вариант также будет обсуждаться на профильном комитете в Государственной Думе. «Мы все предложения и мнения изучим, подготовим взвешенный вариант с общим курсом на упрощение административных барьеров и уменьшение штрафов для легальных перевозчиков», – обещает Наталья Лозинская.
От будущих поправок зависит таксомоторная отрасль Среднего Урала и России. Важно, что участникам диалога удалось достичь консенсуса по основным направлениям и вопросам. Прежде всего – по сохранению баланса интересов. Законопроект обязан быть выгоден и государству, и бизнесу, и пассажирам, которые должны получить качественную, безопасную и недорогую услугу.