Екатеринбург под угрозой экологической катастрофы, а деньги от вредного производства пойдут на иностранные счета

Кипрский офшор Дегтярска

В Дегтярске продолжается противостояние между приезжими бизнесменами и населением городского округа. Поводом стало намерение коммерсантов построить вблизи города сурьмяной завод. Местные власти, которые поддерживают предпринимателей-варягов, говорят о том, что новое производство даст рабочие места и дополнительные средства в бюджет. Жители муниципалитета и эксперты утверждают обратное: с введением завода в эксплуатацию над тремя городами нависнет экологическая угроза, а главное – водохранилище Екатеринбурга можно будет закрывать. Помимо этого общественники раскопали информацию о том, что доходы от опасного производства в Свердловской области будут уходить на кипрские счета хозяина сурьмяного завода Симана Поваренкина. Противостояние дошло до того, что мэру Дегтярска Игорю Бусахину грозит отставка, а законностью строительства предприятия занимаются прокуратура и Следственный комитет. 

Кипрский офшор Дегтярска
Дегтярск не самый благополучный город Свердловской области в экологическом плане. Новое производство, по мнению активистов, еще больше усугубит ситуацию.

Водохранилище под угрозой

В небольшом уральском городе Дегтярске не утихает экологический скандал. Уже несколько лет ООО «Национальная сурьмяная компания» пытается возвести в муниципалитете завод третьего класса опасности. Администрация городского округа встала на сторону так называемых инвесторов, на противоположной стороне – местные жители и экологи. Они уже несколько лет не дают, как они сами говорят, превратить Дегтярск в экологическую помойку, ведь завод расположится на опасном расстоянии от города. Что еще немаловажно, отмечают противники стройки, в результате работы сурьмяного завода пострадают главные источники водоснабжения столицы Свердловской области – Волчихинское и Верхнемакаровское водохранилища.

– Согласно проекту там нет суперочистных сооружений, о которых говорят в компании. У них старый проект, где в виде очистных сооружений значится рукавный фильтр. Получается, что практически все отходы сурьмяного производства напрямую будут выходить в трубу. А у них практически три десятка вредных элементов, все соединения слюды, сера, мышьяк, ртуть, свинец. Например, сера будет выходить, взаимодействовать с водой. Тогда обрушатся кислотные дожди, – говорит представитель общественной организации «Гражданин Урала» Даниэль Марголис.

Кислотные дожди – это не самое страшное для Свердловской области. Страшнее будет попадание отходов производства, в том числе и мышьяка, свинца, ртути, в питьевые водохранилища. Как сообщает Даниэль Марголис, все ручейки и реки вблизи предприятия идут в Волчихинское и Верхнемакаровское водохранилища, поэтому все отходы производства будут в кранах жителей Екатеринбурга.

– Из Волчихинского водохранилища просто невозможно будет пить воду, его нужно будет законсервировать, – подчеркивает эксперт.

По словам члена Общественного совета при министерстве природных ресурсов и экологии Свердловской области Андрея Волегова, на территории Дегтярска ООО «Национальная сурьмяная компания» нарушило все возможные санитарные нормы. Так как прямо за забором будущего предприятия стоят фермерское хозяйство и жилые дома. В 100 метрах от него находятся городские очистные сооружения и река Исток, откуда вода попадает в Волчихинское водохранилище.

– Чтобы получить разрешение на строительство, все эти сведения были скрыты от надзорных органов. У нас на руках есть все доказательства. В течение трех лет местные жители и городская дума ведут защиту города от произвола местных и областных властей. Проходят многочисленные митинги против завода, собирающие по 700 человек, и общественные слушания, результаты которых замалчиваются, ведь все население против, – добавляет Андрей Волегов.

Симан Поваренкин, «хозяин» сурьмяного завода, из-за которого Екатеринбург под угрозой катастрофы. Фото: forbes.ru

В сурьмяной компании заявляют об обратном и отмечают, что предприятие, конечно, не будет экологически чистым, но жители Дегтярска сгущают краски. Ранее сообщалось, что завод будет строиться по зарубежным технологиям с многоступенчатой системой фильтрации, которая не позволит вредным газам попадать в атмосферу, снижая их содержание не просто до уровня допустимой концентрации, но до ничтожно малых величин. Попадание же каких-либо сбросов в водоемы вообще исключено при использовании технологии замкнутого цикла, заложенной в проекте: техническая вода, поступая с очистных сооружений ливневых стоков, проходя по кругу, вновь используется для охлаждения агрегатов.

– Они размахивают одобрением Главстройэкспертизы, заявляя, что могут строить. Но умалчивают о том, что данная организация делает заключение по результатам тех документов, которые им предоставляются. Например, у них в документах не указано, что целая улица упирается им в забор завода. Они просто планируют построить завод, а потом выжить людей с улицы. Плюс поправлены санитарно-защитные нормы. У такого предприятия должна быть защитная зона в 300 метров, но у них в эту зону попадет ферма, очистные сооружения, река с ее притоками и дома, – сообщает Даниэль Марголис.

Общественные неслушания

Конечно, точку в спорах между Национальной сурьмяной компанией и местными жителями могла бы поставить администрация Дегтярска. Но пока не получается – мэрия явно лоббирует интересы завода. Проверкой соблюдения законов уже занимаются прокуратура и Следственный комитет.

Изменения в градостроительный план земельного участка (ГПЗУ), согласно которым на территории города могло появиться новое производство, должны быть одобрены на публичных слушаниях. Но этот процесс в Дегтярске сразу не заладился.

Прошли несколько пуб­личных слушаний, но население муниципалитета не одобрило изменения в Генеральном плане. Однако это не остановило ни застройщиков, ни чиновников мэрии.

– Сейчас Следственный комитет активно ведет расследование дела по подделке документов градостроительного плана земельного участка, – рассказывает Даниэль Марголис. – План был выдан на одну фирму, а затем сурьмяная компания предъявляет такой же документ, за тем же номером – только уже на себя.

Помимо Следственного комитета, деятельностью Национальной сурьмяной компании заинтересовалась и прокуратура. Заместитель прокурора Свердловской области в Арбитражном суде требует от администрации Дегтярска признать сделку по передаче земли ничтожной.

9 апреля состоялось открытое заседание местной думы, на котором было вынесено решение подать в суд на мэра Игоря Бусахина. Изначально население и депутаты просили у главы Дегтярска предоставить Генплан 2012 года, который исключает строительство сурьмяного завода на территории городского округа. Глава города не продемонстрировал документ и покинул заседание думы. Депутаты после двухчасового обсуждения приняли решение подать в суд на мэра за невыполнение решения думы и населения.

Из Дегтярска на Кипр

В распоряжении редакции «МК-Урал» оказались документы, проливающие свет на тех, кто стоит за Национальной сурьмяной компанией. Согласно документам предприятие зарегистрировано в Дегтярске, но на 100% принадлежит ООО «ГПМ Химресурс», которое в свою очередь располагается в Москве. Но на этом нитка не обрывается. 100% акций «Химресурса» владеет некое «Греатаргет Инвестментс ЛТД», зарегистрированное в городе Лимассол на острове Кипр. Всеми этими предприятиями практически полностью владеет бизнесмен, входящий в список богатейших людей России, Симан Поваренкин.

– То есть по факту фирма зарегистрирована в Дегтярске, а напрямую принадлежит кипрскому офшору. Туда и будут уходить деньги. В самом лучшем случае, если у них там будет работать 200 человек (изначально они говорили, что будет 20) и будут зарабатывать все по 40 тысяч рублей, то город будет получать в общем 1,5-2 млн в год, – отмечает Даниэль Марголис. – То есть это вообще ни о чем. Но и такого не будет. У нас нет специалистов, которые будут работать на этом заводе, вся администрация завода будет привозная.

Предприятие третьего класса опасности в Дегтярске принадлежит кипрской компании, но почему-то эту информацию скрывают от свердловчан

Денежных средств, из-за которых стоит строить завод третьего класса опасности в городе и угрожать экологической катастрофой, Дегтярск точно не получит. Причем в муниципалитете не будет производства как такового. В Свердловскую область будут доставлять руду из Якутии – с ЗАО «Сарылах-Сурьма» и ОАО «Звезда», которые куплены Поваренкиным в 2005 году. А уже здесь руду будут перерабатывать и получать готовую сурьму и золото. Дегтярск станет звеном, где будут проходить самые вредные процессы для производства готовой продукции.

Конечно, о проекте строительства завода в Дегтярске знают в областном правительстве. Знают и о конфликте местных жителей и администрации. Несмотря на это региональный министр промышленности и науки Анд­рей Мисюра приезжал на закладку первого камня в основание завода. Мероприятие, в котором также участвовали руководитель Агентства стратегических инициатив в УрФО Даниил Мазуровский и собственник НСК Симан Поваренкин, прошло в феврале этого года, но без обычного для таких событий праздника.

Никто в Дегтярске, видимо, кроме чиновников и представителей сурьмяного завода, не знал о прибытии министра и столь знаковом событии для города. К тому же на закладку камня не были приглашены СМИ.

Такая секретность настораживает экологов и жителей Дегтярска. Видимо, не зря они протестуют против строительства сурьмяного завода в городе, раз областные влас­ти и руководство компании пытаются замолчать знаковое событие. Причем «молчание» проходит на фоне громких заявлений самого министра Андрея Мисюры. На прошедшем в апреле Совете по инвестициям министр промышленности внес завод Национальной сурьмяной компании в число главных инвестиционных проектов региона на ближайшие годы. По его словам, в предприятие будет вложено 1,5 млрд рублей, а оно создаст около 200 новых рабочих мест.

Конечно, поддержка строительства завода со стороны областной власти говорит о многом, но молчание об этом наводит на негативные мысли.

Мнение народа

Чтобы ситуация, подобная дегтярской, не повторилась в других муниципалитетах Свердловской области, когда население города полностью против открытия нового производства, необходимо на стадии выбора земельного участка делать санитарно-эпидемиологическое заключение, считает Андрей Волегов. Нужно обязать проходить экологическую экспертизу, а не заменять ее строительными экспертизами, которые сейчас и проводятся.

– У нас такая идея, что чиновники должны научиться считаться с мнением народа, и прежде чем заводить подобные проекты, сначала они должны советоваться с людьми. Пусть тогда доказывают, что есть плюсы от этого, и расскажут честно о минусах, – отмечает Андрей Волегов.

Он также считает, что предпринимателями должны учитываться все факторы, связанные с экологией: не только с лесом, но и водой, отступом от жилых зон, природопарковыми территориями, близлежащими населенными пунктами.

– Экология – это наши дети, это наши внуки, это наше будущее, – подчеркивает член Общественного совета при министерстве природных ресурсов и экологии Свердловской области. – Не сохраним его сейчас, не будет чем питаться и чем дышать нашим детям. Мы понимаем, что у нас промышленная зона, промышленный край, но давайте все эти моменты переносить за пределы жилых территорий, за парковые зоны. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру