Метр границы в Нижнем Тагиле. Как сотрудники УФМС «торгуют родиной» и зарабатывают деньги на мигрантах

Нижний Тагил — второй город Свердловской области. Но миграционная политика здесь – как в карликовом государстве, отдельном от законов РФ. Иностранцев здесь принимают не по документам, а за деньги. Тем, кто не платит, проламывают головы. Серые фирмы, торгующие трудовыми патентами, располагаются в шаговой доступности от городского отдела свердловского УФМС. В этом бизнесе крутятся серьезные деньги. Ведь не зря говорят: «Дайте мне метр границы, и больше от государства мне ничего не надо».

Метр границы в Нижнем Тагиле. Как сотрудники УФМС «торгуют родиной» и зарабатывают деньги на мигрантах
Здесь вершат судьбы сотен мигрантов. Здание нижнетагильского отдела свердловского УФМС

«МК-Урал» обратил внимание на отдел УФМС по Свердловской области в Нижнем Тагиле после скандала 21 марта. В этот день около автосервиса на Победы, 2 избили азербайджанца Адама Мустафаева. Травмы могли стать смертельными – к счастью, на помощь пришли медработники.

Городская полиция проводит проверку по заявлению пострадавшего. Адам сообщил, что его избил Дмитрий Пронин – сотрудник нижнетагильского отдела УФМС. Эти слова «МК-Урал» подтвердил директор автосервиса, друг Адама – Фируз Саидов.

По словам Фируза, 21 марта Адам зашел к нему в гости, но директора в автосервисе не было. После прихода Адама на Победы, 2 нагрянули сотрудники ФМС. Фирузу об этом сообщили по телефону. Подъезжая к автосервису, Фируз стал свидетелем избиения своего друга.

Ногой по голове

«Подъезжаю и вижу: лежит Адам и над ним стоит старший инспектор, Дима Пронин. Адам лежал на земле вверх лицом и смотрел на него. В этот момент Дима Пронин нанес один удар правой ногой по голове Адама», – рассказывает директор автосервиса.

Далее, по словам Фируза, последовали разбирательства с документами сотрудников автосервиса (нарушений не обнаружили). Адам, опасаясь побоев, из автосервиса сбежал.

На следующий день Адам снова пришел к Фирузу – со следами ушибов. Адам жаловался на головную боль и сказал, что за ночь пережил четыре припадка.

Также он сообщил и подробности конфликта. По его словам (в разговоре с МК-Урал» Адам подтверждает эту информацию), старший инспектор Пронин попросил у него документы. В процессе разговора сотрудник дернул Адама за руку. Адам упал и ударился об стойку около порога автосервиса. Пос­ле этого сотрудник ФМС пнул ему два или три раза по голове.

«Он мог умереть!»

Фируз, услышав историю Адама, понял, что медлить нельзя. Друзья отправились в травмпункт № 3, где Мустафаеву поставили диагноз «сотрясение головного мозга». Дополнительное обследование в нейрохирургии ГБУЗ СО ГБ № 1 показало, что все гораздо хуже. Томограф выявил на черепе Адама расхождение лямбдовидного шва, соединяющего теменную и затылочную кости. Также было зафиксировано поражение мозга – энцефалопатия.

– Врачи сказали нам: «Могло быть кровотечение, и он бы уже умер! Обращайтесь в полицию!» – вспоминает Фируз.

Вечером 22 марта в ОП № 18 пришло сообщение из травмпункта. Позже в полицию обратился Адам Мустафаев. Началась проверка.

Просыпается мафия…

По словам Фируза Саидова, с именем Пронина может быть связан еще один инцидент – на стройке рядом с гипермаркетом «Лента». Примерно за день до избиения Адама на объект явился инспектор ФМС и при проверке ударил гастарбайтера.

– У него даже глаз немного «вышел», – вспоминает Саидов. – Но жаловаться рабочий не стал. Боится, что ему сильнее навредят.

После начала проверки по факту травм Адама Мустафаева выяснилось, что за спиной у Дмитрия Пронина – сильные покровители.

– Начались угрозы, – рассказывает Саидов. – Приезжали азербайджанцы. Там есть какой-то Гусейн. От его имени говорят: «Мы тебе сделаем документы и еще дадим 500 тысяч рублей, только забери заявление».

Также Адаму звонили русские «доброжелатели», обещавшие депортацию, если заявление о побоях не исчезнет. Мустафаев сказал, что показания дал честно и отказываться от них не будет.

1 апреля стало известно, что «доброжелатели» начали исполнять угрозы. Для начала в горотделе УФМС инициировали выдворение из страны родственника Адама Мустафаева, хотя по закону срок его регистрации истекал только 20 апреля.

Чтобы понять, что за силы вершат судьбы гастарбайтеров в Тагиле, пришлось обратить внимание на Гусейна, от имени которого Адаму якобы предлагали «замять» дело.

Оказалось, что это не большой чиновник, а бывший водитель из нижнетагильского отдела УФМС. Его имя – Гусейнов Гусейн Искандер Оглы. Иногда его зовут Геннадием Гусейновым, или просто Гендосом.

Гусейн состоит в гражданском браке с Натальей Агафоновой, и.о. начальника нижнетагильского отдела УФМС. В свою очередь, старший инспектор Дмитрий Пронин является сослуживцем и соратником Агафоновой. Все они, так или иначе, влияют на судьбу мигрантов в Нижнем Тагиле.

Навязанные «консультации»

Иностранцы, приезжающие в Нижний Тагил, знают, как непросто официально сдать все документы и получить право на работу и проживание. Особенно, если документов не хватает или они заполнены с ошибками. Не всегда получается уложиться в сроки. Иностранец обязан сдать документы за 30 суток. Если опоздал, придется снова пересекать границу, тратить время и деньги. Ситуацию усугубляет растерянность гостя, слабое знание языка и законодательства.

Слабости мигрантов – на руку недобросовестным сотрудникам УФМС. Дельцы в погонах объясняют иностранцу, что есть проблема с документами, со сроками и т.п. Говорят, что все можно оформить, ускорить и уладить с помощью «консультационного центра». Думая, что выбора нет, иностранец соглашается, идет по указанному адресу и отдает в некие «Рога и копыта» десятки тысяч рублей за право работать в России.

С помощью таких фирм в Нижнем Тагиле можно «оформить» разрешение на временное проживание (РВП) за 25-30 тысяч рублей, вид на жительство – за 50 тыс. руб., гражданство – за 50 тыс. руб.

С деятельностью похожей компании связывают личности Гусейна и его «соратников».

До недавнего времени отдел УФМС располагался на ул. Карла Маркса, 53. «Консультационный центр», принимавший от мигрантов документы на патенты, был в одном из соседних домов. Там тогда трудился племянник нашего Гендоса.

«Открыл офис недалеко от УФМС. Офис принимает документы, заполняют. У кого проб­лема – направляют к Гусейну. Он там говорит: это стоит  5 тысяч, например», – рассказывает бывший сотрудник отдела УФМС.

Говорят, что очереди в этом «учреждении» были в несколько раз больше, чем в самом отделе УФМС. Порой коммерческий центр работал даже по выходным. Недостатка в клиентах не было – поток мигрантов из горотдела УФМС не иссякал. После того, как коммерческий центр Гусейна оформлял оплаченные мигрантами документы, эти бумаги каким-то чудом без задержек проходили через ведомство Агафоновой и отправлялись в областное управление ФМС, где тоже никаких проблем не возникало.

Это работало почти безотказно, благо есть опытное руководство и проверенные кадры, случайных сотрудников к операциям с «важными» документами не подпускали. Все работает и сегодня, только по новому адресу. Когда отдел УФМС переехал на ул. Победы, 43а, связанная с Гусейном контора тоже переместилась, открывшись в здании через дорогу.

Работа в полях

Некоторые иностранцы, которых не удается заманить в коммерческий консультационный центр, платят сотрудникам ФМС ежемесячную мзду за право оставаться в России с просроченными или неправильными документами.

Представители азербайджанской диаспоры рассказали, что полевую работу с мигрантами ведут Гусейн и Пронин, выезжая на стройки, в торговые точки и т.п.

Деятельностью этих специалистов недовольны и узбеки.

– Сам Пронин приезжал, – рассказывает уроженец Узбекистана Умид о случае летом 2015 года на стройке в Черноисточинске. – Работали на стройке. Приехал автомобиль «Соболь». Вышел человек. Начал спрашивать документы. У меня с документами проблема, у пацана тоже. Стал говорить: «Собирайтесь, поедем в отделение».

В итоге старший поговорил с ним насчет денег. Пошли, денег доплатили. Три человека. После этого он ушел. Сказал, что еще раз придет…

В общем трое мигрантов, как утверждает наш собеседник, заплатили инспектору 20 тысяч рублей.

– После этого мы быстрее объект сдали и уехали. Каждый месяц по пятерке отдавать – проще сразу вернуться на родину, – рассуждает узбек.

Интриги и заговоры

14 декабря в загородном кафе «Лесное» произошел скандал. В этот день сотрудники тагильского отдела УФМС устроили корпоратив в связи с днем рождения своего начальника Григория Сорокина.

Как рассказал бывший сотрудник отдела Владимир Утробин, конфликт возник между двумя женщинами – представителями двух отделений тагильского главка.

«Одна сотрудница подошла и ударила другую. Та упала и получила ушиб позвоночника. Я подошел к Юлии Коровиной, которая ударила. Она была пьяная и бросилась на меня с намерением вцепиться в лицо. Стала пинать по ногам. Между нами встала сотрудница Силукова Ольга Владимировна и все разошлись», – рассказывает майор.

После этого, по словам Утробина, Коровина ходила по больницам, и только на третьи сутки ее положили в поликлинику УВД. Пострадавшая от рукоприкладства Коровиной женщина с ушибом позвоночника ушла на больничный.

А потом была служебная проверка, в ходе которой обнаружились свидетели, показавшие, что Утробин якобы наносил Коровиной удары. В числе свидетелей, по словам нашего собеседника, даже оказался человек, которого на корпоративе вообще не было. По мнению уволенного офицера, коллеги оговорили его, будучи запуганными, подчиняясь авторитету Натальи Агафоновой, которая в отделе считалась неким серым кардиналом.

Коровина написала заявление в полицию только 16 декабря. От нее же информация об инциденте поступила в информагентство «Между строк». По опубликованным данным выходило, что виновник драки – Утробин.

Проверка завершилась увольнением Утробина. Также был вынужден написать заявление об отставке начальник тагильского главка Григорий Сорокин. Тут же временно исполняющей на его место назначили Наталью Агафонову.

Владимир Утробин намерен оспорить свое увольнение в суде. Он уверен, что данные против него показания – провокация с целью убрать Сорокина и поставить на его место Агафонову.

Интересно, что при такой комбинации Агафонова выиграла дважды: она не только получила пост начальника, но и ослабила Отделение миграционного контроля главка, в котором кроме уволенного Утробина трудился Дмитрий Пронин. При поддержке Агафоновой у Пронина возросли шансы «подсидеть» начальника отделения – Дмитрия Сурина.

Взяткодатель из ФМС

После драки в «Лесном» произошел странный случай, характеризующий соратников Агафоновой. Утром автомобиль Гусейна остановили сотрудники ГИБДД. Возможно, Гусейн думал, что после корпоратива гаишники установят, что он пьян. Поэтому с ходу предложил взятку.

Сотрудники от взятки отказались, против Гусейна возбудили дело, сейчас оно уже в суде. Свою работу в отделе УФМС он потерял. Забавно, что Гусейн зря понервничал: его все-таки заставили пройти проверку, и алкотестер показал, что содержание алкоголя в крови в норме. Говорят, что это не первый случай, когда друг Агафоновой имеет проблемы с законом.

Пришли к успеху!

Уголовные неприятности Гусейна не сильно повредили планам и возможностям Агафоновой. В ближайшее время она может избавиться от приставки «врио» в городском главке. Однако даже в случае увольнения работе по «коммерческому» обслуживанию мигрантов это не помешает.

В городском отделе у Агафоновой в любом случае остаются соратники в лице старшего инспектора Пронина и ее двоюродной сестры – Татьяны Каликиной. Капитан Каликина получает высокую зарплату офицера и выполняет довольно простую работу. В свое время ее хотели сократить, но, возможно, именно родственные связи помогли ей сохранить должность. Нормально ли, что в одном отделе начальница и ее подчиненная – родственницы? Как насчет коррупции? На эти вопросы, вероятно, лучше ответить руководству свердловского УФМС.

Кстати, 4 апреля мы попробовали связаться с пресс-службой областного УФМС. Телефон не отвечал. Набрав номер сотового начальника областного главка ФМС Василия Прибавкина в четыре часа вечера, мы получили интересный ответ. Мужской голос в трубке заявил: «Телефон не работает!» После этого – гудки. Это нас не удивило. 14 декабря в кафе «Лесное» пьянка началась в 13:00. На корпоратив съехались ключевые сотрудники со всего города! По сути, госучреждение устроило себе внеплановый выходной.

Как бы то ни было, на гражданку Каликину уже жалуются. Говорят, что именно при ее участии начата досрочная депортация родственника избитого рабочего Адама Мустафаева.

Добрые соседи в селе Покровском. На переднем плане – двухэтажный коттедж экс-главы горотдела УФМС Виктора Косковецкого. Рядом строится дом Гусейна и Натальи Агафоновой.

В общем, со «своими людьми» у дельцов в погонах все в порядке. «Консультационный» бизнес у Гусейна никто не отнимет, поток несчастных мигрантов, вынужденных платить за документы, не иссякнет. Да и нажитое добро уже никуда не денется.

Кроме имеющегося жилья на Вагонке, недавно влюбленная парочка построила двухэтажный коттедж в селе Покровском рядом с Нижним Тагилом (рядом расположился дом экс-главы горотдела УФМС Виктора Кос­ковецкого).

На нехватку свободных средств Гусейн и Наталья, судя по всему, не жалуются. Говорят, что на 18 апреля у Агафоновой запланирован отпуск на ГОА.

Имеется у гражданских супругов и надежный тыл на случай, если в России будут серьезные неприятности с законом: говорят, что они приобрели квартиру на родине Гусейна – в Баку.

Не исключено, что проб­лемы у Агафоновой все-таки возникнут. Некоторые предпосылки к этому есть. За 2015 год силовики Нижнего Тагила серьезно зачистили незаконную миграцию. Более десяти организаторов незаконного бизнеса на мигрантах находятся под следствием либо осуждены. «Консультациями», которые устраивают люди Гусейна для мигрантов, поступающих из горотдела УФМС, также могут заинтересоваться правоохранительные органы.

«МК-Урал» продолжит следить за развитием событий.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру