В «Ельцин-центре» пожалели «покемонщика» и высказались о «чести президента»

Российские и иностранные юристы обсудили вопросы права и морали

В Екатеринбурге состоялась пресс-конференция, посвященная вопросам права и морали. Ведущие российские адвокаты и зарубежные гости рассказали о своем видении проблемы сочетания законных и нравственных начал в обществе, а также высказали мнение относительно изменений в уголовном законодательстве, уголовного дела «ловца покемонов» Руслана Соколовского и борьбы с наркотрафиком.

Российские и иностранные юристы обсудили вопросы права и морали

«Дьявольски сложная задача»

Официальным поводом для встречи известных юристов с журналистами, организованной ТАСС, стала конференция «Ковалевские чтения», посвященная памяти ученого Митрофана Ковалева, руководившего кафедрой Свердловского юридического института (ныне – Уральский государственный юридический университет). Тема конференции – право и мораль. Именно свое видение данной проблемы попросили озвучить спикеров, на роль которых были приглашены первый вице-президент Федеральный палаты адвокатов Евгений Семеняко, исполнительный вице-президент и вице-президент Андрей Сучков и Генри Резник, заместитель прокурора Манилы Бенджамин Самсон и адвокат немецкого бюро Derra Meyer and Partners Андреас Диппе.

Выступавший первым Генри Резник свою речь начал с упоминания Бориса Ельцина, в центре памяти которого проходило мероприятие. Он назвал первого президента «богатырской фигурой», не побоявшейся революционных преобразований и заявил, что гордится тем, что Ельцин был его клиентом. Что касается вопросов права и морали, то установление порядка, опирающегося одновременно на нравственность и закон, по его словам, задача актуальная и «дьявольски сложная».

Евгений Семеняко затронул тему влияния сиюминутных общественных настроений на право. Так, по его словам общественный опрос на тему смертной казни покажет, что большинство населения выскажется за ее возвращения, в то же время законодатель должен опираться на принципы гуманизма. Это касается, например условий исполнения наказания в современной России.

«Я убежден, что мы сегодня имеем такую систему наказаний, что она превращает наши места лишения свободы в университеты преступности. Задача эффективной социализации человека, преступившего закон, не выполняется», – отметил он.

Из-за нехватки времени остальных спикеров попросили ограничиться только общими впечатлениями от конференции и кратко изложить содержание своих докладов. После этого журналистам дали возможность поговорить с представителями юридической профессии на злободневные правовые темы.

Дело Соколовского – пример умопомрачения

Поскольку среди проблем, обсуждаемых на «Ковалевских чтениях» оказалась и тема светского и религиозного восприятия права, на пресс-конференции ожидаемо был задан вопрос о деле видеоблогера Руслана Соколовского, попавшего под следствие за видеоролик, с игрой в Poremon Go в Храме-на Крови. Свое мнение по данному вопросу высказал Генри Резник.

«Это как раз один из примеров того умопомрачения, которое сейчас характеризует некий тренд. Причем я не пеняю здесь на простых людей. Все это разыгрывается сверху бесчестными политиканами, не очень умными людьми в исполнительной власти», – отметил юрист.

При этом Генри Резник отметил, что не стоит сравнивать дело Соколовского с другими громкими делами, например, с ситуацией с Олегом Навальным.

«Если там политика просто давит право, то здесь цинично и неумно дело разыгрывается как некая политическая карта, чтобы потрафить неким настроениям, которые есть», – отметил он.

Защита чести президента не в тренде

В ходе пресс-конференции обсуждались и вопросы изменения в уголовном законодательстве, в том числе предложение ряда депутатов принять закон о защите чести и достоинства президента России. По мнению всех троих представителей Федеральной адвокатской палаты, потребности в принятии подобных мер нет.

«С точки зрения демократического общества, введение специальной нормы может просто отвратить от критики деятельности глава государства», – отметил Генри Резник.

Юрист также вспомнил, как уговаривал Бориса Ельцина не реагировать на критические статьи:

«Я говорил: Зубы стисните, стирайте до корней, но на свободу слова не посягайте. Тоже самое хотелось бы сказать и Владимиру Владимировичу».

Евгений Семеняко выразил надежду, что нынешнему президенту хватит здравого смысла и юридических знаний, чтобы не допустить принятия подобных норм: «Практика нормальных стран, а я надеюсь, что мы не относимся к ненормальным странам, такова, что политические деятели, особенно главы государств не опускаются до того, чтобы преследовать тех, кто отнесся к их личности с недостаточным почтением».

Андрей Сучков напомнил, что в настоящее время в Уголовном Кодексе уже есть статья о надругательстве над государственными символами, поэтому он считает, что в дополнительной защите честь и достоинство президента не нуждаются.

«Нужно также обратить внимание, что принимаемая норма персонифицирована, то есть она направлена на конкретного человека. При этом европейская практика такова, что в отношении высших должностных лиц наоборот повышенный порог критики, и ругать главу государства можно больше, чем обычного человека. Поэтому предлагаемая норма не в тренде».

«Декриминализация должна повысить неотвратимость»

Еще одно изменение уголовного законодательства, обсуждавшееся на пресс-конференции, – декриминализация домашних побоев. Генри Резник отметил, что одобряет данную инициативу. «Критика, которая звучит, некомпетентна и демагогична», – уверен адвокат.

Юрист напомнил, что ранее статья о побоях относилась к делам частного характера. Поэтому потерпевшей стороне приходилось брать доказывание вины на себя. В случаях с побоями в семье чаще всего доходило до того, что в итоге пострадавшие отказывались от своих заявлений.

«Сейчас ситуация вот какая: сейчас по звонку выезжает наряд полиции, который составляет протокол об административном правонарушении. То есть неотвратимость наказания увеличилась», – пояснил Генри Резник.

Вместе с тем юрист считает необоснованным наказание в виде штрафа, потому что в случае с семейным насилием от штрафа страдает вся семья. «А вот скажем, такой кратковременный арест дня на три будет очень эффективным», – отметил он.

Также Генри Резник выступил против того, чтобы повторное задержание за побои становилось бы само по себе основанием для возбуждения уголовного дела:

«Это противоречит фундаментальным основам права. В классической школе права основание для ответственности – это деяние, а в данном случае получается, что основанием становится только повторность. Это очень опасный путь, потому что мы начинаем возвращаться к идее социальной опасной личности».

Передача заключенных и борьба с наркотиками

Вопросы возникли и к иностранным гостям. Андреас Диппе попросили рассказать о работе, связанной с возвращением в Германию граждан, осужденных на территории России. По словам немецкого адвоката, он делал запрос в Министерство юстиции Германии, где получил информацию, что ежегодно Россия передает ФРГ от двух до пяти граждан, отбывающих наказание в российских тюрьмах, однако, несмотря на относительно небольшое количество передаваемых лиц, проблема достаточно острая.

«По вашим законам люди не могут быть переданы, так как не возместили гражданский ущерб, но люди сидят в тюрьме, поэтому они не в состоянии платить. Поэтому получается такой замкнутый круг. Это касается и немцев. Есть один саксонец из Дрездена, который сидит в российской тюрьме и не может вернуться в Германию, поскольку не в состоянии заплатить», – посетовал Андреас Диппе.

Бенджамина Самсона же попросили рассказать про борьбу с наркомафией. Представитель прокуратуры Филиппин пояснил, что официально в его стране в настоящее время смертной казни нет. В этом отношении там сложилась ситуация, схожая с российской: смертная казнь разрешена Конституцией и уголовным кодексом, однако на практике не применяется. В настоящее время законодатели обсуждают вопрос отмены моратория на смертную казнь по делам о наркоторговле.

Схожесть ситуаций в Филиппинах и России вызвало у Генри Резника беспокойство, что подобные инициативы могут возникнуть и в России. «Это опасно из-за нашей правоприменительной практики. Ведь кто у нас оказывается на скамье подсудимых? Те же самые наркоманы, которые поделились с другими», – отметил он.

Бенджамен Самсон затронул и тему внесудебных расправ, ставших известными благодаря заявлениям президента страны Родриго Дутерте. По словам заместителя прокурора филиппинской столицы, всего под них попали 1400 человек. Еще в отношении около 1000 человек рассматривался вопрос применение смертной казни.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру