«Без ОСАГО – веселее: автомобилистам в случае ДТП полагается лишь штраф»

ОСАГО: ясная теория и темная практика

Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств – сокращенно ОСАГО. Сама аббревиатура включает в себя такие важные слова, как «обязательное», «ответственности».

ОСАГО: ясная теория и темная практика
Фото: spbka.ru

Как показывает практика, красиво и правильно все выглядит только на бумаге или ярких билбордах – с призывом оформить полис ОСАГО и тем самым застраховать себя от различного рода неприятностей, связанных с автомобильными авариями. В реальной жизни получается не такое и «обязательное», и порой даже очень безответственное.

Восстановлению не подлежит

Ежедневно на дорогах происходят сотни аварий, в одну из таких попала Людмила (свою фамилию героиня предпочла скрыть). Авария произошла на перекрестке Бебеля – Таватуйская. В автомобиль Людмилы сзади въехал автомобиль МАЗ. От удара первый автомобиль, за рулем которого находилась Людмила, ударился о машину, стоящую впереди. Таким образом, капот автомобиля Людмилы оказался под одним автомобилем и сзади она была прижата другим автомобилем – виновником аварии. По итогу данного ДТП: автомобиль Людмилы не подлежит восстановлению, у трех человек травмы различной степени тяжести. Водитель автомобиля МАЗ, который и является виновником аварии, не имел полиса ОСАГО – ему был выписан штраф в размере полторы тысячи рублей.

Никакая страховая компания не может возместить ущерб пострадавших при отсутствии у виновника ДТП полиса ОСАГО. Добровольно выплачивать ущерб пострадавшим водитель отказался. По словам Людмилы, договориться мирно не получилось: «Мы созванивались с виновником ДТП. Он все понимал, но денег, чтобы возместить ущерб напрямую, у него не было».

«За душой ни гроша»

Тогда у пострадавших в аварии возник вопрос: «А зачем мне нужен полис ОСАГО, если без него никакой ответственности не возникает?» Штраф в полторы тысячи рублей и не подлежащая восстановлению машина – разве это равноценно? Данную ситуацию смог бы урегулировать суд, на который нужно потратить немалое количество времени и материальных затрат на адвоката, и, скорее всего, водителя бы вынудили оплатить причиненный ущерб. Но, по данным открытой базы Федеральной службы судебных приставов России, водитель автомобиля МАЗ уже имеет долг, который он не выплачивает. То есть на него бы возложили еще один «висящий» долг.

На вопрос, почему не подали в суд на виновника аварии, Людмила ответила: «Потому что экспертиза, юрист – это расходы. Эти расходы, конечно, взыщутся с виновника ДТП по решению суда, но фактически нам денег не получить, так как у него, как говорится, «за душой ни гроша». И не только нам он должен, согласно официальным данным.

Мы и так потеряли машину, потратились на врачей и лекарства. Смысл тратить деньги еще и на юриста и экспертизу в ситуации, когда далеко не факт, что ты хоть что-то получишь в итоге?»

Кому отвечать

Старший помощник прокурора города Екатеринбурга Елизавета Зиновьева разъясняет: «Существует две ситуации: у виновника ДТП нет полиса и вред был нанесен только имуществу либо полис ОСАГО отсутствует, ущерб причинен здоровью. В случае нанесения вреда имуществу, если у виновника ДТП отсутствует полис, необходимо следующее: запросить в ГИБДД справку, подтверждающую случай ДТП. В справке обязательно должно быть указано, что виновник ДТП на момент аварии не имел при себе полиса ОСАГО. Провести оценку ущерба, полученного в результате произошедшего ДТП. Получив результаты оценочной экспертизы, обратиться в суд с исковым заявлением. Сотрудники ГИБДД должны оформить ДТП надлежащим образом, путем составления справки о произошедшем и постановления об административном правонарушении. Данное постановление будет являться основанием наложения на виновника ДТП штрафа за отсутствие полиса ОСАГО.

Если в результате дорожно-транспортного происшествия был нанесен существенный вред здоровью или жизни потерпевшего, то обязанность по возмещению вреда возлагается на Российский союз автостраховщиков (РСА). Чтобы получить возмещение, потерпевшее лицо должно обратиться с заявлением в РСА о получении компенсации, представив доказательства, подтверждающие объем нанесенного вреда здоровью».

Происшествие также прокомментировал автоюрист Игорь Козицын: «Чтобы как-то минимизировать риски в таких вот случаях, как у Людмилы, я рекомендую оформлять дополнительное страхование. Тогда Людмиле выплатили бы ущерб независимо от наличия полиса у виновника. Но не все страховщики их выдают. Можно оформить КАСКО, но это дорого. Что касается ответственности водителя, согласен, что не соразмерно, но пока такой закон. А вот за вред здоровью предусмотрено лишение водительских прав или штраф, поэтому пострадавший может этим воспользоваться – потребовать с виновника полное возмещение убытков взамен на то, что в суде он заявит ходатайство о замене лишения водительского удостоверения на штраф. Обычно суд такие ходатайства удовлетворяет».

Обязательное страхование автогражданской ответственности – необходимая процедура для владельцев транспортных средств. Она вводится как финансовая гарантия возмещения ущерба пострадавшей стороне и как инструмент повышения безопасности дорожного движения. Но не всегда эти финансовые гарантии выполняются. Получается, в настоящее время при отсутствии полиса ОСАГО владелец автомобиля ограничится штрафом за ДТП и продолжит дальше управлять своим транспортным средством. Так что, водители, будьте внимательны за рулем – неизвестно, кто вам встретится на дороге.

Согласно ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ неисполнение владельцем транспортного средства установленной федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности, а равно управление транспортным средством, если такое обязательное страхование заведомо отсутствует, влечет наложение административного штрафа в размере восьмисот рублей.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру