«Не позаботились чиновники, а стыдно нам»: общественники организовали транспорт для ветеранов в День Победы

По мнению городских чиновников, участники войны должны были утром ехать до центра на общественном транспорте

Заседаний оргкомитета, посвященных подготовке к празднованию Дня Победы в Екатеринбурге, в администрации города было проведено несколько. Еще в начале апреля на первом заседании заместитель главы администрации города Екатеринбурга по вопросам социальной политики Михаил Матвеев сориентировал членов оргкомитета на четкую реализацию всех мероприятий. Подумали обо всех. Кроме тех, благодаря кому День Победы состоялся - самих ветеранов.

По мнению городских чиновников, участники войны должны были утром ехать до центра на общественном транспорте

Тогда мы побывали на втором заседании, где уяснили: как и в прошлом году, транспорта для ветеранов от их дома до Площади 1905 года в День Победы организованно не будет. Дескать, бесплатный проезд в общественном транспорте для ветеранов – вот это и есть большой подарок от администрации города. Самая страшная беда – ветераны не удивлены тому, что на парад будут вынуждены ехать на общественном транспорте. Хотя ветеранов-парадников всего сорок человек – пожалуй, не так уж и сложно для такого огромного аппарата, как администрация города.

После второго заседания оргкомитета мы не стали бить тревогу только потому, что высокопоставленный чиновник из резиденции губернатора уверил: с транспортом проблема будет решена. Однако за четыре дня до Дня Победы мы выяснили, что никому из ветеранов-парадников транспорта предложено не было.

Но следует начать повествование с самого начала этой прискорбной истории. Да, она длинная, но заслуживает изучения.

Шли – да не дошли

Как сообщают СМИ, еще на первом заседании оргкомитета, посвященного празднованию Дня Победы, Михаил Матвеев подчеркнул, что своей главной задачей в рамках запланированных торжеств муниципалитет уральской столицы считает чествование всех проживающих сегодня в городе ветеранов войны: «Наш долг в рамках празднования 9 Мая - дойти до каждого заслуженного земляка, поздравить его, поблагодарить за вклад в достижение Победы и окружить заботой и вниманием». Впрочем, на втором заседании, на котором мы присутствовали лично, эта мысль также была повторена. Более того, Матвеев обязал департамент образования посетить каждого ветерана – привлечь школьников к реализации этой задачи. «Главное – дойти до ветерана, а доходим ли мы?» – задался вопросом Михаил Матвеев. Здесь, скорее, ветераны вынуждены доходить самостоятельно.

Еще один конфуз случился уже перед самим парадом - одному из прошедших медкомиссию фронтовиков не хватило места в автомобилях, участвующих в параде

Поясним это умозаключение. На заседании оргкомитета главный специалист отдела организации транспортного обслуживания населения Сергей Темников заявил, что в День Победы для ветеранов будет предусмотрен бесплатный проезд в общественном транспорте. Видимо, это решение оказалось настолько значимым, что Михаил Матвеев даже попросил представителей СМИ довести его до жителей Екатеринбурга. «Мы понимаем, что ветераны Великой Отечественной войны, может, и не поедут на общественном транспорте, их довезут дети и внуки. Но сам факт, что власть такое решение приняла, – это очень правильно, это очень гуманно и почетно!» – заявил Матвеев.

Следуя логике, напрашивается вывод: гуманно и почетно, когда ветеран ВОВ преклонного возраста (людям больше 90 лет, а некоторым – под сто!), который сражался за нашу Родину, добирается до парада самостоятельно на общественном транспорте? Для администрации, видимо, да.

«Вы считаете, мы должны?»

Кстати, в прошлом году ситуация была та же самая. Ветераны, которых по каким-то причинам не смогли привезти на парад их родственники, не были вынуждены добираться на мероприятие самостоятельно в переполненном общественном транспорте только потому, что за эту проблему взялись общественники из молодежной организации «Май» и развезли часть ветеранов-парадников. Видимо, опыт прошлого года администрацию города ничему не научил.

На заседании оргкомитета корреспондент нашего издания задала вопрос об отсутствии организованного транспорта для ветеранов на Парад Победы (который, вероятно, поставил членов оргкомитета в тупик – по крайней мере, ответ на него поступил только после гробовой тишины и перешептывания – кстати, запись заседания есть в редакции, также как записи всех телефонных разговоров, о которых идет речь в этом материале).

Областная власть, в отличие от городской, позаботилась о ветеранах - все эти автобусы повезут героев по домам

Странное «Я не понял вопроса» Михаила Матвеева нас не смутило – вопрос был повторен. «Вы считаете, что мы всем ветеранам должны предоставить транспорт?» – с каким-то недовольством спросил Матвеев. И продолжил: «Элементарно родственники у каждого ветерана есть (кстати, это не так: пообщавшись со всеми ветеранами-парадниками мы уверенно это заявляем – Прим.). Ну, или кто-то должен прийти и сказать – нужен транспорт!» Этим кем-то была я. Но этого, видать, оказалось недостаточно.

По мысли Матвеева, если ветеран не может добраться до парада самостоятельно, его родственники должны каким-то образом связаться с администрацией города, чтобы за ветераном заехали и доставили до парада. Мое предложение обзвонить ветеранов самостоятельно почему-то показалось смешным: дескать, их слишком много. А самостоятельно догадаться обзвонить хотя бы только ветеранов-парадников администрации города не удалось.


Чехарда ответственных

Сразу после заседания оргкомитета мне пояснили – вопрос надо задать в управление соцзащиты Свердловской области (это, видимо, речь о Минсоцполитики). Потому что якобы они отвечают за развоз ветеранов, а администрация города даже не имеет данных по каждому ветерану и могут работать только по заявке родственников (как они тогда собрались обходить каждого ветерана, как наказал Матвеев, интересно). Верится не очень, но допустим.

Кроме автобусов областные чиновники организовали соцтакси

Звоним в Минсоцполитики, где пресс-секретарь Анна Кузьмина дает ответ: «Министерство социальной политики никогда не занималось организацией транспорта ни в один из годов». Обращаемся за разъяснением к администрации города Екатеринбурга, где нам пояснили, что обращаться нужно в районные соцзащиты – это как бы районные филиалы от Минсоцполитики (а они, кстати, только социальное такси и могут предоставить, а не организованный транспорт). Городские же власти могут заниматься развозом ветеранов на парад на добровольных началах (добровольцев, как вы понимаете, среди чиновников нет), а список ветеранов у них – по заявительному характеру. Короче говоря, ветеран сам должен о себе заявить. Победа в Великой Отечественной войне оказалась недостаточной для того, чтобы администрация города знала о нуждах ветеранах. И хотя бы пробовала о них думать.

Не отчаиваемся и звоним дальше – в районные управления соцзащиты.Железнодорожный район – от ответа отказались: «не знают, кто мы и что мы», представление и предложение позвонить в редакцию издания, чтобы уточнить, что мы такие есть – не помогли. Орджоникидзевский район –никаких документов они не видели, обзванивали только инвалидов-участников-войны, потому что тогда для них Министерство организовывало концерт – короче говоря, о транспорте ко Дню Победы речи также не было. А с остальными управлениями связаться, к сожалению, не удалось. Но позже вы поймете, что им звонить и не стоило – за несколько дней до Дня Победы ответственные за предоставление транспорта ветеранам неожиданно и по неясным причинам сменились.

Доблесть с подвохом

Уточню: все, рассказанное выше, происходило в день проведения того заседания оргкомитета в администрации Екатеринбурга. Поняв, что шансов на организацию транспорта нет, мы решили связаться с директором департамента информационной политики губернатора Свердловской области Александром Ивановым. Это решение, как нам тогда показалось, не было напрасным. В беседе Иванов обнадежил, что ситуация изменится и транспорт для ветеранов будет организован.

Волонтеры привозят ветеранов к месту пропуска

То есть, в администрации губернатора вопрос решить пытались – почти сразу после разговора на официальном сайте администрации города вышел пресс-релиз о прошедшем втором заседании оргкомитета, посвященного празднованию Дня Победы, где особый акцент был на организации транспорта для ветеранов. Цитата: «По итогам оргкомитета, исполнительный директор Дирекции городских праздничных мероприятий Илья Марков сообщил, что Администрация города Екатеринбурга традиционно (!) организует для ветеранов автобусы, которые утром привезут их на Широкореченский военно-мемориальный комплекс для участия в траурно-торжественной церемонии, а затем они же доставят ветеранов на Площадь 1905 года, где те смогут занять почетные места на трибуне и посмотреть торжественный парад войск Екатеринбургского гарнизона». Удивительно, но на самом заседании речи об этом не шло (напомним, запись всего заседания у нас есть). Но гораздо важнее то, что резиденция губернатора хотя бы постаралась оказать влияние на администрацию Екатеринбурга.

Судя по релизу, доблестная администрация города наконец-то решилась помочь ветеранам добраться до парада. Вот только не получается ли, что до самих автобусов ветеранам придется добираться самостоятельно, а тем, то на Широкую речку ехать не собирается – самостоятельно добираться до Площади 1905 года? Подвох чувствовался уже тогда, но верить хотелось в лучшее. И мы им поверили. Но, как оказалось, зря.

А еще, кстати: в администрации Екатеринбурга неоднократно отмечали, что информацию о подачи заявки-просьбы на предоставление транспорта ветерану в администрацию города нужно распространить по СМИ. Удивительно, но на официальном сайте администрации Екатеринбурга этой информации не было. Неужто за свои слова пострашились отвечать?

Инструктаж по организации

20-21 апреля состоялась ежегодная медкомиссия для ветеранов Великой Отечественной войны перед участием в параде. Здесь, кстати, тоже возникли проблемы с транспортом: автобус был от Театра эстрады до Свердловского областного клинического психоневрологического госпиталя для ветеранов войн и обратно, а до Театра эстрады дорогим ветеранам пришлось добираться самостоятельно. То есть, уже к 24 апреля точно были известны списки ветеранов-парадников (в этом, собственно, и заключается цель проведения медкомиссии). И если мы, журналисты, уже понимали, кто именно будет присутствовать на параде, то для администрации города узнать это – было как раз плюнуть.

Наверно, было слишком наивно полагать, что администрацией Екатеринбурга транспорт для ветеранов действительно будет организован. Но ждали мы до последнего. Думали, что пусть и в последний момент, но администрация проснется. В последний рабочий день перед праздниками по случаю Дня Победы (пятого мая) мы связались с ветеранами-парадниками. Думаю, вы уже догадались, что они нам сказали – из администрации города им никто не звонил, соответственно, транспорт не был предложен.

Ветераны-парадники живут в самых разных частях города, поэтому почти в каждой машине - один- фронтовик

Как сообщили в администрации Екатеринбурга, в каждом районе города совет ветеранов собирает заявки от представителей старшего поколения, нуждающихся в доставке автомобильным транспортом от дома до Площади 1905 года, и передает в администрацию района, которая и выделяет машины. Приехав на Площадь 1905 года, ветераны и сопровождающие их лица пересаживаются в специально подготовленные администрацией Екатеринбурга автобусы, которые направляются на Широкореченский военно-мемориальный комплекс для участия в траурно-торжественной церемонии. Эти же автобусы доставляют ветеранов обратно на Площадь 1905 года, где волонтеры помогают ветеранам занять места на трибуне для просмотра парада Победы.

И мы не знаем, как оказалось так, что за несколько дней до Дня Победы ответственность за организацию транспорта была переложена с управлений соцзащиты на районные советы ветеранов, которые толком и не функционируют (мы пытались связаться с ними – тщетно).

А еще, кстати, в администрации Екатеринбурга также сообщили, что в большинстве случаев ветеранов от дома до Площади 1905 года везут их родственники. Обзвонив всех ветеранов-парадников, из которых никто не собирался на Широкореченский мемориал, как минимум двадцать пять пожилых людей собирались добираться до парада самостоятельно на общественном транспорте! Что самое страшное – для ветеранов Великой Отечественной войны такое положение – привычно. На вопрос о том, как же они будут добираться до парада в День Победы, ветераны отвечали: «Сначала на троллейбусе или трамвае, а потом – на метро...»

И вроде бы виноваты не мы, а стыдно нам, ветеранам – кому угодно, только не администрации города, которая, в лице заместителя главы администрации города Екатеринбурга по вопросам социальной политики Михаила Матвеева, не представляла, как же это возможно – обзвонить ветеранов и узнать, кому нужно предоставить транспорт. Для справки: узнав о том, что администрация нас всех обманула и исправляться не захотела, общественники организации

«МАЙ» решили организовать транспорт для ветеранов самостоятельно – в течение четырех часов один человек обзвонил всех фронтовиков (конечно, тех, чьи контакты у нас были), которые до этого собирались добираться до парада самостоятельно, а в течение еще нескольких часов были найдены экипажи для ветеранов (помогли знакомые, не власть). Передаем привет администрации города Екатеринбурга и делаем вывод – не так уж и сложно было обзвонить парадников.

Силами неравнодушных

Сразу после второго заседания оргкомитета по подготовке празднования Дня победы мы связались с мэром Екатеринбурга Евгением Ройзманом. Разговор был недолгим: сразу после того, как мы пояснили причину звонка, потенциальный кандидат в губернаторы заявил, что на самом заседании его не было (это мы и без того знали), но «проблема решаема» – и бросил трубку (запись разговора есть). Видимо, не такой уж и решаемой оказалась проблема. Но что-то подсказывает, что дело здесь только в не очень умном подходе Ройзмана к подготовке к выборам губернатора.

Не только мэр Екатеринбурга бросил трубку. Уже собрав экипажи для ветеранов, встал вопрос о том, как же мы сможем довезти парадников до места сбора – Дома Актера. Поддержкой мы хотели заручиться у начальника УГИБДД ГУ МВД России по Свердловской области Юрия Демина (мы уже правда не знали, к кому обратиться с этой проблемой так, чтобы надежда на принятие мер была – а Демин славится своим справедливым отношением ко всему). С трудом узнав его личный номер, мы даже не успели объяснить проблему, по которой звоним: Демин оказался крайне недоволен тем, что мы позвонили ему на личный номер – и бросил трубку. По какому номеру можно с ним обсуждать те или иные вопросы, узнать, как вы понимаете, так и не удалось.

Прокуратура Екатеринбурга, узнав о таком неуважении администрации города к ветеранам, в разрешении проблемы решила принять участие лично. Прокурор города Светлана Кузнецова незамедлительно вмешалась в ситуацию, и сотрудники прокуратуры подключились к организации экипажей для ветеранов до Площади 1905 года и к некоторым другим организационным моментам. Помимо прокуратуры Екатеринбурга, на помощь в организации транспорта для ветеранов общественной организацией «МАЙ» откликнулись многие неравнодушные люди – депутат законодательного собрания Свердловской области Дмитрий Ионин с командой своих помощников участвовал в экипажах, также как и помощники депутата ЕГД Виктора Ананьева, Уральская ассоциация операторов связи также смогла оказать поддержку, транспортная компания «Авто Гамма» предоставила автобус, который сегодня забрал всех ветеранов-парадников, проживающих в районах Уралмаша-Эльмаша, кроме этого водителями экипажей стали доценты УрФУ, предприниматели, журналисты, и студенты. Самое трудное – это было найти людей, проживающих максимально близко к каждому ветерану, ведь девятого мая многие улицы перекрыты, а парадники живут в самых разных частях города.

«Мы пытались достучаться до чиновников разного уровня: городской администрации, администрации области. Пытались решить проблему с начальством ГИБДД до 9 мая. Но, к сожалению, нас никто не услышал или не захотел слышать, – рассказывает руководитель общественной организации «МАЙ» Гузель Аиткулова. – Конечно, все, кто участвовал в экипажах, были невероятно рады довезти настоящих героев сегодняшнего праздника, но также каждый был огорчен и обескуражен таким равнодушием чиновников. Ну, ведь людям больше 90 лет! А родственники есть не у всех! То, что чиновникам, искренне и по-человечески все равно – это мы уже поняли, но ведь кроме человеческих качеств есть еще и должностные обязанности – президент нашей страны Владимир Путин постоянно говорит о заботе о ветеранах, на личном примере показывает, как это нужно делать. А что чиновники на местах? Очень хочется спросить у тех, кто не удосужился организовать транспорт для людей, отстоявших нашу Родину: а на чьей стороне воевали ваши прадеды и деды, если к живым героям нашего Отечества вы относитесь с таким неуважением? Мы просто поражены таким равнодушием и цинизмом. Как выборы – так они первыми бегут и к ветеранам, и ко всем-всем-всем, а как дела делать – так это, видимо, не барское дело».

Общественница также отметила, что хотя проблему пропуска экипажей с ветеранами до Дома Актера с руководством ГИБДД заранее решить не удалось, сотрудники ДПС, стоявшие на постах, показали себя настоящими офицерами и неравнодушными людьми – все автомобили, на которых привезли ветеранов, были пропущены практически до самой площади.

Важно отметить, что после Парада ветераны отправились на прием к губернатору, после которого каждого человека, сражавшегося за нашу Родину или работавшего в тылу, развезли по домам правительственные автобусы и соцтакси. А после прошлогоднего скандала с пропуском ветеранов в Дом Правительства, организаторы исправились – в этом году никто из областных чиновников не требовал приглашений – к губернатору на прием попали все ветераны, пришедшие к «белому дому». Однако врио губернатора Свердловской области Евгению Куйвашеву все равно хочется посочувствовать – когда одни чиновники работают, а другие только делают вид – невозможно изменить жизнь свердловчан к лучшему.

Изменится ли ситуация в следующем году, загадывать не будем. Но признаемся честно: если без вмешательства общественников ветераны и дальше будут вынуждены добираться до парада на общественном транспорте, а администрация продолжит думать исключительно о том, как бы приукрасить город да чем бы выделиться, никто не будет удивлен.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру