Уральское искусство – «Россия в Эрарте»

«Россия в Эрарте» – это уникальный выставочный проект крупнейшего в стране частного Музея современного искусства «Эрарта» (г. Санкт-Петербург). Проект, в котором российские регионы представляют деятелей современных течений в искусстве, не обошел стороной и Урал.

Уральское искусство – «Россия в Эрарте»
Фото: Дарья Серебрякова

В 2015 году Екатеринбургская галерея современного искусства присоединилась к программе «Россия в Эрарте» и приняла участие в сотрудничестве с Екатеринбургским музеем изобразительных искусств в уникальной выставке работ современных уральских художников «На краю Европы. Страницы художественной жизни Екатеринбурга». В 2016 году в рамках той же программы галерее была предоставлена возможность подготовить собственный кураторский проект на основе коллекционного собрания. Таким проектом стала выставка «Зона освоения», сформированная арт-директором галереи Еленой Шипицыной специально для представления наиболее значимых имен современного искусства Урала, известных за пределами региона.

«Мы стремимся показать, как менялся язык уральского искусства, – рассказывает арт-директор галереи, – как формировалась его своеобразная лексика, показать связи между художниками и то, как влияли современные тенденции на искусство, указать, что Урал – не закрытая территория от этих воздействий».

За время существования проект «Зона освоения» успел побывать в Санкт-Петербурге и Великом Новгороде. Сейчас произведения вернулись в Екатеринбургскую галерею современного искусства.

Зона риска

Экспозиция демонстрирует расширение диапазона тем и художественных практик искусства Урала с рубежа 1970-80-х годов до настоящего времени. Именно в этом проекте Екатеринбургская галерея современного искусства – одна из первых частных галерей на Урале – взяла на себя инициативу представить наиболее значимые имена регионального искусства постсоветского периода.

Согласно концепции куратора, Елены Шипицыной, Урал рассматривается как некая зона экологического риска, природных аномалий и непрестанного освоения пространств и недр, которая формирует особенный характер творческой индивидуальности. В экспозиции представлены произведения двадцати авторов разных поколений и стилистик, которых объединяют близкие творческие установки на преодоление стереотипов творческого поведения.

«Выставка охватывает творчество не только художников Екатеринбурга, но и Нижнего Тагила, Челябинска, Уфы, Магнитогорска, – рассказывает Владимир Назанский, куратор музея «Эрарта». – Выставка стала событием в художественной жизни Санкт-Петербурга. Общность социокультурных процессов и сходство художественных практик стали очевидны. Особый интерес зрителей вызвала ретроспективная часть выставки, представляющая уральское искусство эпохи перестройки, а также работы молодых актуальных художников».

На выставке «Зона освоения» зрителям демонстрируются эксперименты и совершенно неожиданные идеи. Владимир Селезнев в пространство одного холста поместил все стрит-артовские хештеги Уралмаша, изобразил своеобразный символ этого района. Особенно выделить из всех работ можно серию концептуальных фото Георгия Майера «Дети милиции», на которых дети полицейских чиновников примеряют форму своих родителей. По детям видно, как они себя меняют, примеряя форму взрослых. Одни ощущают гордость и комфорт, иные чувствуют себя неловко и смущенно.

Расширяя границы

За время работы выставки «Зона освоения» в Музее современного искусства «Эрарта» экспозицию посетили более 20 тыс. зрителей. После успешного представления уральского постсоветского искусства в Санкт-Петербурге в феврале 2017 года проект был представлен в Новгородском центре современного искусства КЦ «Диалог» (г. Великий Новгород). По словам Сергея Пухачева, заведующего центром современного искусства, «Зона освоения» явилась бесценным опытом и своеобразным духовным приключением для новгородской публики и новгородских художников. Впервые в залах Центра зрителям продемонстрировали историю авангардных течений.

«Великий Новгород – исторический город, но эта выставка показала, что существует и другая история, не входящая в учебники, – рассказывает Сергей Пухачев, – не связанная с именами политиков и генералов, и неизвестно ещё, какая из них важнее. Творческие процессы, проходящие в городах Северо-Запада и Урала, тоже имеют существенные различия. У нас реже осуществляются практики, связанные с нарушением привычных границ изобразительного искусства, не так развита «смеховая культура», меньше попыток эстетизации неэстетического и т.д.».

Урал – место, где не меньше, чем в других регионах России, искусство имеет свои традиции. Здесь родились и выросли многие действительно талантливые художники. Из поколения в поколение они меняются, развиваются, через свои работы показывают, что мы, уральцы, также являемся частью всех социальных исторических процессов. Роль искусства на Урале неоспорима, а насколько она значима – судите сами.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру