Как получать уроки истории с помощью компьютерных игр

30.08.2017 в 12:08, просмотров: 1581

Интерактивные развлечения, или видеоигры, сейчас невероятно популярны. Вы, скорее всего, заметили, если не провели последние лет 20 в герметичной капсуле. При этом крайне популярно мнение о том, что ведут они к деградации, и стать умнее, играя, невозможно. Вкратце – это неправда.

Как получать уроки истории с помощью компьютерных игр
Фото: Strategium.ru

Мы, пожалуй, не будем опровергать мнение о том, что игры – зло. Мы просто на него наплюем, закроем в подвале, и пусть за нас говорят примеры. Конечно, не будем брать бездумные (как их еще называют – спинномозговые) игры. Хотя, справедливости ради, стоит отметить, что среди них есть великое множество тех, что несут в себе как минимум интересную идею, а то и философскую концепцию. И сейчас мы поговорим про те игры, которые могут пробудить в вас интерес к истории, науке и самообразованию в целом. И которые все-таки призваны развлечь игрока, в отличие от концептуальных проектов, на которые выдают гранты не умеющим работать c геймдизайном студентам престижные вузы. В этом материалы мы обратим внимание лишь на часть линейки игр от шведской студии Paradox Interactive. А конкретно – на Crusaders Kings 2 и Europe Universalis 4, которые являются самыми простыми из них.

Мой феод!

Начнем с Crusaders Kings 2. Запускаем игру и видим перед собой карту Европы, Северной Африки и части Азии. Именно ее мы будет наблюдать на протяжении всей игровой сессии. Игрок возьмет на себя роль одного из феодальных правителей VIII-XV веков нашей эры. Если есть соответствующие дополнения, можно стать еще и патрицием торговой республики, викингом, индусским раджой или вождем племени. Основная цель игры – это провести свой род через века. А это значит, сквозь интриги, войны, династические браки, религиозные потрясения и другие прелести средневекового мира.

Вынести географические знания благодаря этой игре просто. В конце концов, карта постоянно перед глазами – это один из ваших основных инструментов, причем во всех возможных видах – от политической и культурной до физической и региональной. Чтобы ориентироваться в игровом мире (читай: в реальном мире), придется запоминать, где и что находится. Иначе будет обидно, если вам вдруг объявит войну королевство Дания, а вы и не знаете, откуда ждать удар.

Друга – знать в лицо

Сложнее с историей. Дело в том, что по-настоящему исторически достоверными можно считать только стартовые даты. Их в игре немало, а, начиная новую партию, вам так или иначе необходимо ознакомиться с обстановкой в мире и вокруг вас в частности. И познакомиться с самыми заметными фигурами того времени, такими как Вильгельм Завоеватель и Филипп I из Капетингов. Тут и приходит понимание, как же примерно выглядел мир в, скажем, 1066 году. Однако, как только вы снимаете игру с паузы, начинается уже альтернативная история. Crusaders Kings 2 позволяет вам повлиять на будущее (или прошлое, это как посмотреть) целого мира. Поэтому выучить какие-то конкретные даты или события едва ли получится.

Другое дело, что, во-первых, формируется интерес к истории как таковой. Вы начнете постоянно задаваться вопросом «А что, если?» и пытаться разобраться в причинах различных исторических событий не потому, что вам дал задание преподаватель, а потому что стало действительно любопытно. Вот вы, как игрок, потерпели поражение, пытаясь объединить Древнюю Русь в IX веке. Затем вы лезете в учебник истории, чтобы понять, как это сделал Олег. Или вот на дворе XIII век, а монгольскую Орду вы, хоть и с трудом, отбили. Так какие же ошибки, по-вашему, совершили наши предки?

Также игра может помочь вам понять, как развивалось общество на протяжении веков. Вся ветвь институтов власти тоже контролируется вами. За счет этого просто понять, в чем особенность племенного строя, что такое минорат и сеньорат, и какое значение имеет мысль о том, что в средние века король был лишь «первым среди равных». И как был тернист путь к абсолютизму более поздних веков. Еще приходит понимание того, каким примерно было условное административное деление государств в те времена, насколько они были независимы от центра. Какие отличия в государственном строе были у Византии, Европы, исламского мира и русских княжеств. А ведь еще есть религия, культура, некий технологический прогресс, зачатки экономики, игра за патриция внутри республики, эпидемии – перечислять можно долго.

Выйти в Новый Свет

Следующая игра – Europe Universalis 4. Она охватывает период уже с XV века до начала XIX. Здесь вы управляете не персонажем, а целым государством, что кардинально меняет игровой процесс. Интриг внутри вашей собственной вотчины становится меньше (в основном они ограничиваются восстаниями претендентов на трон при падении легитимности), и основной фокус идет на внешнюю политику. А ее тут будет много. Что уж говорить, самая ранняя дата в игре – 1444 год. Значит, впереди окончание столетней вой­ны, избавление Руси от монгольского ига, падение Византии, усиление Османов, завершение Реконкисты и начало эпохи Великих географических открытий – множество событий, которые игрок пронаблюдает полностью собственными глазами (а то и попробует пройти руками). Да, опять же, вы можете изменить историю, но основные события произойдут примерно так, как они происходили в реальной жизни, поменяются лишь даты и, возможно, некоторые имена. Но человек все равно получает представление об истории и мощнейшую мотивацию к ее изучению.

Игра теперь (несмотря на название) ограничена не только Европой. Перед вами вся планета Земля, так что уроки географии продолжаются. Особенно, если вы возьмете под управление колониальную державу и поборетесь за владычество над Африкой, Америкой и Австралией. Конечно, у вас перед компьютером небольшое преимущество. Скорее всего, вы знаете, куда примерно плыл Христофор Колумб, чтобы найти Индию, в результате открыв Новый Свет. В случае с Россией, перед вами огромные просторы Сибири. Да и сам азиатский регион тоже полностью проработан. Японские даймё воюют друг с другом, Китай раз в декаду разваливается и собирается обратно, в Индию регулярно приплывают европейцы.

Уроки решений

Интересными с образовательной точки зрения являются национальные идеи и решения. Первые отражают исторический путь державы, как это было в реальной жизни. В случае, например, с Польшей, среди идей есть закон «Nihil novi» (с лат. «ничего нового») и пехота выбранецкая. Прямо в игре присутствует и краткая историческая справка о том, когда был принят закон, в чем он заключался и что же такое эта выбранецкая пехота. И так у каждого государства. Решения же отличаются тем, что игрок может принимать их сам, выполнив перед этим необходимые условия. Например, перенос столицы Российской империи в Петербург. Для этого необходимо владеть соответствующей территорией и иметь определенный уровень административных технологий. И точно так же каждое решение в игре имеет описание, где указано, как, когда и где все было на самом деле. Кроме того, есть еще и обычные события, которые активируются в течение времени и в зависимости от действий игрока. Восстание Пугачева, скажем, у вас может случиться не в 1773 году, а еще раньше. Тем не менее, игра все равно даст вам историческую справку.

Учиться и играть – можно и даже нужно. Ведь если делать что-то с удовольствием, а не превозмогая скуку и лень, – запомнится гораздо больше. Уважаемым родителям об этом тоже стоит помнить. Прежде чем заставлять ребенка читать огромные учебники за четвертый курс истфака – постарайтесь его заинтересовать. Сделать так, чтобы он начал изучать историю и науку не по вашему указанию, а по собственному желанию. И видеоигры могут стать тут незаменимым помощником. К тому же в них можно играть и в вдвоем и втроем, и вдесятером. Если вас самих процесс увлечет, в вашей семье появится новый вид совместного досуга, как знать?

Подобных игр, которые пробуждают интерес к самообразованию, еще много. В этом материале перечислены даже не все игры от Paradox Interactive. Мы и близко не приблизились к, скажем, физике, химии и биологии, а с этими предметами проблем бывает еще больше. Так что не бойтесь учиться в видеоиграх и, главное, играйте!


|