«Аритмия»: свердловчанам понравился фильм про любовь и «человека труда»

В Екатеринбурге начались предпремьерные показы картины Бориса Хлебникова

В Екатеринбурге стартовали превью-показы фильма «Аритмия». Жители и гости города получили возможность увидеть один из лучших российских фильмов года почти за две недели до широкого проката. Показы проходят в кинотеатре СИНЕМА ПАРК в ТРЦ «Алатырь». «МК-Урал» побывал на премьере и с удовольствием сообщает: Хлебников снял отличную картину, достойную выдвижения на премию «Оскар».

В Екатеринбурге начались предпремьерные показы картины Бориса Хлебникова

К сожалению, из-за атаки «телефонных террористов», устроивших ложное минирование десятков крупнейших объектов Екатеринбурга, 29 сентября показ «Аритмии» сорвался. Посетителей «Алатыря», как и многих других ТРЦ, пришлось эвакуировать. Но 30 сентября все удалось. Свердловские зрители приняли фильм с одобрением и даже восторгами.

Режиссер Борис Хлебников и раньше не снимал классные фильмы, но их кассовый потенциал был несколько ниже. «Аритмию» можно назвать лучшей работой автора, заслуживающей не только фестивальных наград (гран-при «Кинотавра» в ее копилке уже есть), но и успешного проката.

Олега, главного героя фильма, играет актер Александр Яценко, постоянный актер фильмов Хлебникова, получивший за эту работу приз на «Кинотавре». Олег – талантливый врач скорой помощи, увлеченный спасением людей, часто вопреки служебной бюрократии, интригам и предрассудкам населения. Олег мастерски ставит диагнозы, его интуиции и способности принимать верные решения могли бы позавидовать многие коллеги. В быту герой не блещет умом и сообразительностью, да еще и часто пьет. Устав от жизни с Олегом, его жена Катя (Ирина Горбачева) подает на развод. Семейная проблема усугубляются появлением в клинике нового начальника подстанции скорой помощи.

Изначально Борис Хлебников планировал снять ромком о муже и жене, находящихся в стадии развода и вынужденных жить в одной квартире. Когда возникла идея сделать мужа и жену медиками, концепция фильма резко изменилась. Теперь кино соответствует наметившемуся в российском кино тренду возрождения «производственной драмы». Второй раз за год на большой экран выходит Врач с большой буквы (ранее вышел фильм «Врач» – режиссерский дебют Гоши Куценко).

Возможно, представители скорой помощи найдут в фильме Хлебникова мелкие недочеты, но на взгляд простого зрителя, работа клиники в фильме показана на редкость детализированно, объемно и живо. Качественно проработаны портреты профессионалов - врачей и водителей скорой, медсестер, хирургов. Экранизированы сюжеты, о которых мы привыкли читать в лентах новостей: родственники больного пытаются побить врачей, медик сталкивается с агрессивной защитой «чувств верующих».

Даже антагонист (начальник подстанции) не примитивный самодур, как бывает в кино попроще. Это опытный специалист, его реплики показывают знание профессии, понимание стратегии развития службы «скорой». Другой вопрос, что это понимание строится на избыточном стремлении к «оптимизации» здравоохранения в рамках его федеральной реформы. Начальника слишком беспокоят вопросы экономии времени и денег, судебные риски, взаимодействие с ФОМС и прочие хозяйственные моменты. Избыточно бухгалтерский подход дегуманизирует систему скорой помощи, ограничивает врачей в возможности принятия решений, что неизбежно приводит к цеховому и этическому конфликту.

В «Аритмии» нет вмешательства глупых политиков, кумовства, взяточничества, злоупотребления служебным положением и прочих криминальных проявлений или простой человеческой подлости. Все эти элементы опошляют и лишают самобытности производственную драму, которой присущ принцип «борьбы лучшего с хорошим». Хлебников, начавший свой творческий путь с отчасти «производственного» кино «Свободное плавание», тонко чувствует этот момент и добивается чистоты жанра.

Традиции производственной драмы впервые в мире были заложены именно в кинематографе России. С начала Перестройки на целых тридцать лет эти традиции оказались забыты. В это время в США производственные драмы разлетаются как свежие пирожки. Эти фильмы получают «Оскары» и завоевывают мировой прокат. Не важно, кто герой фильма: сапер в Ираке, изобретательница чудо-швабры, журналист, игрок на бирже или стриптизер.

О необходимости возрождения российской производственной драмы критики, в т.ч. автор этого текста, заговорили после успеха ремейка фильма «Экипаж». Эта тема стала одной из самых обсуждаемых на фестивале «Кинотавр» в 2016 году, на котором появилось несколько фильмов, качественно портретирующих профессионалов - от коллектора до работника паспортного контроля в аэропорту. Совпадение ли, что в 2017 году именно фильм Хлебникова признали лучшим? Не думаю.

«Аритмия» заслуживает выдвижения на премию «Оскар» и может иметь успех. В
США зрители и критики с большим уважением и интересом относятся к производственному кино. Даже досадно сегодня писать об этом. Раньше такие слова больше соответствовали нашей стране.

При всем интересе к профессионалам картина Хлебникова еще и про любовь. Где-то через полчаса экраннного времени начинает казаться, что мелодрама и производственная драма идут параллельно, что Хлебников погнался за двумя зайцами и снял два слабо связанных фильма в одном. Но в итоге все деликатно, на полутонах связывается, и получается весьма душевно.

Зрители, знакомые с творчеством Мартина Скорсезе наверняка сравнят его фильм «Воскрешая мертвецов» с картиной Хлебникова. Эти работы разные по мере условности и энергетике, но и общего у них немало. Сегодня можно сказать, что «Воскрешая мертвецов» и «Аритмия» - два лучших в мире фильма про врача скорой помощи.

Ценно, что «Аритмия», в отличие от многих других работ режиссеров-авторов, дает зрителю редкую возможность отдохнуть от социальной чернухи. Это фильм про Любовь, не про Нелюбовь. При всем уважении к мастерству остросоциальных режиссеров (Звягинцев, Серебрянников, Сигарев, Твердовский), хочется, чтобы фильмы из первой категории все-таки перевешивали и могли представлять Россию на международных площадках. Это может и делает Хлебников. Хотя может и как Звягинцев, его крутая «Долгая счастливая жизнь» сюжетно близка «Левиафану», хоть и попроще. А вот Звягинцев как Хлебников, не факт, что сможет. Любви может не хватить. Матисон, Каримов, Меликян, Местецкий, Карас... можно еще многих перечислить. Хотелось бы, чтобы их кино все-таки доминировало.

В широкий прокат картина «Аритмия» выйдет 12 октября 2017 года. Билеты на эксклюзивные превью-показы картины можно приобрести уже сегдня на сайте или в кассе кинотеатра СИНЕМА ПАРК (ТРЦ «Алатырь», ул. Малышева, д. 5, 4 этаж).

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру