Чем обернулся показ эротической гравюры в Екатеринбурге

02.02.2018 в 11:56, просмотров: 1079

Думаю, можно смело заявить, что к выставке, речь о которой пойдет далее, Екатеринбургская галерея современного искусства готовилась как ни к какой иной. И то обоснованно. Таблички с надписью «18+» и подпись «Если вы считаете, что упомянутые сюжеты могут оскорбить ваши нравственные и религиозные чувства, рекомендуем вам воздержаться от посещения» уже при входе заставляют задуматься и насторожиться: что будет дальше?

Чем обернулся показ эротической гравюры в Екатеринбурге
Фото: uralgallery.ru

А дальше – зал, на стенах которого – более 60 произведений XIX и XX веков от частных коллекционеров Японии, Китая, США и Канады. Все эти 60 произведений есть японская гравюра особого жанра эротического содержания, адресованная и к мужчинам, и к женщинам, изображающая любовников в, мягко говоря, самый откровенный момент их близости. Гипертрофированные половые органы, неприкрытая близость и множество намеков с эротическим подтекстом – если говорить кратко, то это – именно то, что представляет собой выставка «Сюнга. Вторая страсть самурая», приуроченная к году Японии в России.

Стыдно всем

Однако стоит отставить панику, господа: согласитесь, всякое искусство создано неспроста. Да, эта экспозиция посвящена смелому и крайне будоражащему жанру японской графики «укиё-э» – «сюнга», что в переводе с японского означает «весенние картинки». Эти гравюры являются иллюстрациями к эротическим романам и поэмам, а вообще, гравюра «сюнга» издавалась отнюдь не для публичного просмотра, а лишь для личного изучения – как прелюдия, приданое невесте, талисман или научное пособие для врачей. А сегодня гравюра «сюнга» хранится и экспонируется в крупнейших музеях мира как особый феномен японской культуры, отражающий культ гармонии мужского и женского начал.

Эта выставка стала седьмым совместным проектом Екатеринбургской галереи современного искусства и выставочного пространства «Арт-Банк» (г. Санкт-Петербург). Куратор выставочного пространства «Арт-Банк» Ирина Костерина объясняет: «Традиции эротических гравюр существуют и в европейской культуре, просто визуально это выглядит иначе. Для нас непривычно видеть, как азиаты подходят к изображению человека, поэтому и шокируют гипертрофированно изображенные половые органы, а для них это нормально. На самом деле, самих японцев эта гравюра нисколько не смущала до тех пор, пока на их территорию не попали европейцы со своим христианским воспитанием, так что японцы начали немного стыдиться таких изображений только в XX веке. А восстанавливать эту коллекцию японцы стали в XXI веке. Относительно недавно крупные выставки этой гравюры были продемонстрировны в Британском музее в Лондоне в 2014 году, в 2016 году – в Вене, в 2017 году – в Петербурге, а в 2018 году – в Екатеринбурге. У нас, конечно, выставка не настолько масштабная, но мы постарались познакомить и с различными художниками, и с различным форматом гравюр».

Проверено на суровых

На самом деле, ранее показ гравюры «сюнга» уже был «испытан» на суровых челябинцах. Однако, по словам арт-директора Екатеринбургской галереи современного искусства Елены Шипицыной, восприняли эту выставку хорошо. «Начиная с конца 90-х годов я, работая в челябинском музее искусств, сделала несколько выставок, посвященных японской культуре. Возможность говорить о разнообразии жанров была, но сюнгу удалось показать только в 2010 году – тогда сам зал позволял создать импровизированные внутренние покои, – рассказывает Елена Шипицына. – Тогда мы показывали коллекцию Олега Малахова. Долгое общение и обсуждение экспозиции с ним привело к тому, что мне захотелось показать гравюру целостно, и я не могла не показать гравюру «сюнга». Зал для демонстрации гравюры был закрытым, что позволило создать более интимную обстановку, и, в случае оскорбления чьих-либо чувств, мы могли бы полностью закрыть этот зал. Однако никаких нареканий тогда не было. Судя по отзывам, после посещения той выставки люди вдруг поняли всю целостность мира».

И если говорить честно, то после посещения выставки «Сюнга. Вторая страсть самурая» действительно удается взглянуть на мир немного другими глазами. Недолгое погружение в японскую культуру дает понять – не того стыдимся, ведь предательство и унижение куда постыднее, чем нагое тело. Кстати, по словам организаторов выставки, проект действительно пользуется большим спросом и пока никто об оскорблении чувств не заявлял. И все бы хорошо, если бы не одно «но»: без нужного знания истории и восприятия культуры эти картинки так и останутся простым изображением порнографии, не несущими глубокого смысла.