Поп-арт не для всех

Какой оказалась выставка Международного центра искусств «Главный проспект»

28.02.2018 в 11:44, просмотров: 921

В начале февраля на улицах Екатеринбурга появились красивые афиши, призывающие жителей города посетить, цитируем, «самую большую выставку поп-арта в России». Выставка стартовала 20 февраля и была приурочена также к открытию Международного центра искусств «Главный проспект» на Ленина, 8. Однако, как ни странно, попасть на выставку в первый день оказалось невозможно. Благо, нам удалось это сделать чуть позднее. О том, что скрывает новый центр – в нашем материале.

Поп-арт не для всех
Фото: momenty.org

Первое, на что обращаешь внимание на экспозиции «Поп-арт» в «Главном проспекте» – это правильное освещение. Свет мягко обволакивает каждую выставленную работу, позволяя в мельчайших деталях разглядеть изображение. На картинах нет ни малейшего блика, лампы не перекрывают работы. Свет на выставке действительно продуман, за что, наверное, нужно сказать спасибо инженеру по свету или дизайнерам. Опыт посещения картинных галерей говорит, что настолько правильный свет встречается, пожалуй, только в двух музеях Санкт-Петербурга. Смело скажем, что «Главный проспект» по качеству оформления выставки превосходит Эрмитаж.

Кладезь искусства

Портреты Энди Уорхола занимают большую часть экспозиции. Здесь и несколько вариантов «Мерилин», «Красный Ленин», «Черный Ленин» (который, отметим, был продан на аукционе за 4,7 млн долларов), «Мао», портрет Брижит Бардо в нескольких вариациях. Поражает целая «аллея» из знаменитых уорхоловских банок супа Кэмпбелл. Кроме того, именно банки супа Кэмпбелл помогли поп-арту стать ведущим направлением искусства США в 20-м веке.

Рой Лихтенштейн также представлен обширно. Вы сможете увидеть знаменитый «Поцелуй», «Тонущую девушку», а также «Натюрморт с хрустальной вазой» и «Я вижу всю комнату… Но в ней никого нет!». Последняя картина – одна из самых дорогих работ Лихтенштейна. В 2011 году ее приобрели на торгах Christie's за 43,2 миллиона долларов. Однако оригиналов работ на выставке вы, конечно, не встретите. Все это – оригинальные постеры. Кстати, банки с супом Кэмпбелл являются воссозданным произведением художника. Отметим, что сами мы эту информацию получили случайно, путем анализа полотен, никаких комментариев об оригинальности работ дано не было.

Отметим, что «Главный проспект» параллельно проводит еще несколько экспозиций. На нулевом уровне расположился музей камня. Также над входом на цокольный этаж висит табличка «Золотая кладовая». Кроме того, Международный центр искусств выставляет современных уральских художников, а также сдает помещение под маленькие галереи различных художественных мастерских.

Маленькие недочеты

Удивляет в «Главном проспекте» то, что галерея содержится в условиях минимальной охраны. На первом этаже ходят два сотрудника ЧОП, которые, в случае порчи картины или, не дай бог, кражи, вряд ли что-нибудь смогут сделать. На втором этаже галереи ты находишься будто бы в кофейне: повсюду стоят столики, можно купить пирожное и кофе у стойки бара. Искусство здесь будто бы встраивается в привычную потребительскую екатеринбургскую реальность. Для сравнения, в музее современного искусства «Эрарта», что в Санкт-Петербурге, находится целый комплекс буфетов, кафе, которые, наоборот, подстраиваются под искусство. Впечатления того, что ты находишься в кафе, хозяин которого очень богат и непредусмотрителен, не создается. Кстати, на втором ярусе музея охраны вообще нет.

Однако при всем качестве выставки люди удивляют. Экскурсоводов в «Главном проспекте» во второй день работы экспозиции не было, рассказать никто ничего толком не мог. По галерее тихо ходила одна посетительница, которая сообщила нам, что надеялась на экскурсию, а позже на выставку прийти не может, поскольку уезжает. Но все это – маленькие недочеты. Самое интересное, как в этом центре «любят» прессу.

Мы пришли к «Главному проспекту» 20 февраля – в день открытия выставки – ровно в 12:00. Обеденное время, не раннее утро. Поскольку никакой информации об открытии не было, мы решили, что выставка уже работает, так как на всех афишах написаны следующие даты: «20 февраля – 20 мая». Однако у организаторов представления о длительности 20 февраля оказались несколько иными.

Как выяснилось, открытие галереи в целом и выставки в частности проходило вечером. На него съехались всевозможные политики, известные деятели культуры и искусства Екатеринбурга. Но круг СМИ был каким-то искусственным способом ограничен.

На следующий день, 21 февраля, мы вернулись в административное здание, чтобы выяснить, как попасть на выставку и получить минимальные комментарии о ней. Тогда пресс-секретарь «Главного проспекта» отметила, что вся информация имеется на официальном сайте учреждения.

К сожалению, как мы ни пытались найти какие-то телефоны выставки, время ее открытия, время работы, наши усилия были тщетны. На ресурсе, где была размещена афиша мероприятия, не было дано никаких номеров телефонов. Время работы выставки не было указано. Информация минимальная: «Ежедневно с 20 февраля по 20 мая».

В итоге, несмотря на то, что выставка действительно поражает воображение и в полной мере дает представление зрителю о том, что такое поп-арт, демонстрирует ключевые работы художников, складывается впечатление, что эта галерея работает (и будет работать) в основном для представителей «высшего света».