Золотые рукавицы: Фестиваль «Человек труда» вручил награды

07.03.2018 в 13:30, просмотров: 867

С 3 по 6 марта в Екатеринбурге проходил Третий российский фестиваль кино и интернет-проектов «Человек труда». Участники форума во главе с полпредом президента в УрФО Игорем Холманских и председателем жюри Владимиром Хотиненко пропагандировали возвращение на экраны страны позабытого после распада СССР производственного кино. В конкурсной программе фестиваля представили разные фильмы – от блокбастера «Салют-7» до короткометражек и сериалов.

Золотые рукавицы: Фестиваль «Человек труда» вручил награды

6 февраля фестиваль «Человек труда» наградил победителей конкурсных программ, в которых приняли участие представители сорока регионов страны. Всем лауреатам вручили «Золотые рукавицы».

Гран-при получила «Венера» – неигровая лента из Северной Осетии о многодетной матери. Лучшим игровым фильмом был признан «Мой лучший друг», снятый в Москве. Лучший режиссер – Артур Сухонин (фильм «Колыбель»). Лучшая актриса – Анна Пескова из фильма «Тест на беременность». За лучший неигровой фильм («Американская мечта») наградили Андрея Ананина. Алексей Петрухин получил «Золотые рукавицы» за саундтрек к фильму «Училка», лучшим интернет-проектом был признан ресурс «Ядоверяю.ру».

Также Игорь Холманских вручил две специальные «Золотые рукавицы». В номинации «Лучший сетевой проект» он наградил компанию «Росатом» и ее творческий конкурс «Слава созидателям», в номинации «Инженерный вклад в кино» награду получил оператор Сергей Астахов, длительное время сотрудничавший с режиссером Алексеем Балабановым.

На церемонии награждения Игорь Холманских отметил, что престиж рабочих профессий в последние годы растет и в этом процессе имеет большое значение фестиваль «Человек труда», возрождающий традиции производственного кино.

«Наглядность и образность кино незаменимы в образовательном процессе. Но без современной инфраструктуры и профессиональных кадров российское кино не удержит завоеванные позиции. Отечественное кино окрепло, но надо поддерживать его и дальше», – заявил Игорь Холманских.

«В современных условиях сложно сформировать программу с темой «Человек труда»: казалось бы, не современно. Возможно, новое – хорошо забытое старое. То, что я здесь увидел, приятно удивило и порадовало меня. Огромное количество ребят из регионов. Много молодых людей не просто с горящим взором и идеями, а с желанием и умением делать… Ехал с тревогой, а уеду с безусловной надеждой. Непросто было распределить призы – есть из чего выбирать. Я обрел надежду», – заявил режиссер Владимир Хотиненко.

Борьба лучшего с хорошим

В конкурсе игрового кино на фестивале представили всего восемь работ: четыре полнометражных фильма, два сериала и две короткометражки.

Открылся форум знаменитым «Ледоколом», в котором противостояние двух капитанов, создающее конфликты в команде корабля, отлично обозначает один из ходовых принципов производственного кино – «борьба лучшего с хорошим».

Еще одной знакомой широкому зрителю лентой стала история спасения орбитальной станции «Салют-7». Этот фильм показывает космические события 1985 года достаточно вольно, в нем даже не звучат фамилии реальных героев – Владимира Джанибекова и Виктора Савиных. Зато действие ленты насыщено событиями, которые происходили с космонавтами в другие годы или вполне могли произойти. По мнению участника фестиваля, главного редактора кинокомпании «СТВ» Александра Архипова, пожертвовав исторической и биографической точностью, фильм не только выиграл в зрелищности, но более ярко презентовал профессию космонавта.

Довольно известный фильм «Училка», балансирующий на грани с криминальным триллером, пожалуй, менее всего соответствует заданной тематике. Однако и в этой ленте есть важная составляющая производственной драмы: мы видим кризис профессиональной самоидентификации школьной учительницы, который в итоге благополучно разрешается.

Новинкой для большинства участников фестиваля стала полнометражная лента режиссера Элины Суни «Мой лучший друг», рассказывающая историю романтических отношений казашки Айнур и молодого инженера Андрей Артамонова на фоне серьезного промышленного эксперимента. Сюжет фильма основан на реальных событиях – научной разработке и внедрении авиационных двигателей в строительство турбин на газопроводах в 70-х годах.

В маленьком казахском поселке на компрессорной станции устанавливают авиа­двигатель – по идее студентов Брянского университета. Один из инициаторов эксперимента при взрыве погибает, начальника станции Лыкова (великолепная роль Владимира Ильина) ждет суд. Возлюбленная погибшего отправляется в Брянск, чтобы разыскать Андрея Артамонова, автора идеи использования авиадвигателя, чтобы спасти Лыкова от тюрьмы. Этот добрый и красивый фильм снят в лучших традициях советской производственной драмы и действительно заслуживает главную награду конкурса.

Пилот пока не вышедшего сериала «Код хаоса» стал самым веселым фильмом фестиваля, представив «цеховую» тематику в жанре комедии положений. Это ситком про молодых программистов, сотрудников отдела по разработке систем информационной безопасности и искусственного интеллекта в московском офисе международной компании. Главный герой Анатолий – скромный, но талантливый программист. В один прекрасный день он обнаруживает за своим рабочим компьютером наглую красотку Алену, недавно прилетевшую из США. Алена, оказавшаяся всемирно известным хакером, втягивает Анатолия в опасные и очень смешные авантюры, в постановке которых авторам фильма помогала Лаборатория Касперского. Отличный пример, когда к работе над производственным фильмом подключается реальный лидер отрасли.

Также в конкурсе представили сериал «Тест на беременность» про акушерское отделение в экспериментальном научно-медицинском центре. Как справедливо отметил Владимир Хотиненко, фильмов про врачей на российском телевидении снимают много, поэтому трудно сказать, что данная работа стала для участников фестиваля каким-то открытием.

Дебютная короткометражная лента «Импортозамещение» Петра Хохлова оказалась комедией про авантюриста Тараса, пытающегося обманным путем привлечь крупные инвестиции в родной разваливающийся колхоз. Большие люди по ошибке приняли Тараса за воротилу инвестиционного бизнеса. Почему бы не воспользоваться этой ситуацией?

Действие короткометражного фильма «Колыбель» происходит на российском космическом корабле и на борту МКС. В космосе проводятся биологические исследования, которые могут внести весомый вклад в медицину. Бортинженер Толя заинтересован в этих опытах не только с научной точки зрения: он надеется, что положительные результаты помогут жене, страдающей от тяжелой болезни легких.

Режиссер Артур Сухонин, представляя свой фильм, рассказал, что в процессе съемок он много общался с космонавтами и старался снять кино, максимально приближенное к реальности.

– Я узнал, что многим космонавтам не очень нравится, как режиссеры снимают про космос. Исключениями для них являются «Космическая Одиссея» и «Аполлон-13», – рассказывает Артур Сухонин. – Еще и поэтому я старался сделать свое кино максимально достоверным. Когда фильм был готов, один из космонавтов посмотрел и сказал: «Это же документальное кино!»

Общение с представителями профессии заставило режиссера по-новому взглянуть на изображение драматических сцен на борту корабля. По словам Артура, конфликты между настоящими космонавтами, обладающими повышенной устойчивостью к стрессам, а также зрелищные нервные срывы, которые так любят показывать в кино, практически исключены. Послушав экспертов, режиссер снял наиболее драматичные сцены предельно сдержанно, в результате они оказались заряжены мощной внутренней энергетикой, передающейся зрителю. Во многом именно такой творческий подход обеспечил Артура Сухонина «Золотыми рукавицами» за режиссуру.

«Это мощный культурный слой»

Беседуя с гостями фестиваля «Человек труда», Владимир Хотиненко рассказал про свою профессию. По его словам, главное качество настоящего кинорежиссера – терпение.

– Кино – это искусство потерь. Чем меньше ты потеряешь на этом пути, тем ты лучший режиссер, но терять приходится. Кроме того, то погода не та, то актер заболел. Вы находитесь в постоянном стрессе. По статистике времен моей молодости, режиссерская профессия была на втором месте после летчика-испытателя из-за высоких психических нагрузок. Поэтому в кино нужно терпение.

Также знаменитый режиссер ответил на вопросы корреспондента «МК-Урал», касающиеся будущего производственного кино в России.

– В последние годы, начиная с фильмов «Территория» и «Экипаж», в России просыпается интерес к производственной драме. Есть надежда на полноценное возрождение данного жанра?

– Как я уже говорил на президентском совете по культуре, к сожалению, пока производственного кино мало. И фестиваль «Человек труда» играет огромную роль для того, чтобы эта тема возродилась. Это мощный культурный слой. Важно видеть в кино то, что люди делают на заводах, выращивают в полях. Мне бы хотелось, чтобы производственный фильм возродился. На долгие годы у нас появилось какое-то снобистское отношение к нормальному человеческому труду. Все заполнил глянец. Всем захотелось наверх, как можно меньше работать, как можно больше зарабатывать. И, к сожалению, это утвердилось достаточно устойчиво. Поэтому я и принял участие в этом фестивале. Здесь я увидел фильмы, которые, так или иначе, показывают нормальных людей труда. Обязательно нужно, чтобы у этой темы появилась перспектива. Это нужно не мне, а для того, чтобы в нашей стране жизнь была человеческая.

– Какую профессию стоит вынести на большой экран в ближайшее время и могли бы вы взяться за производственную драму?

– Можно брать любую профессию! Главное, чтобы это было талантливо. Вот, создался образ врача. Медицинские темы у нас уже пользуются достаточно большим успехом в России на телевидении, плюс очень хорошая «Аритмия» появилась на большом экране. Поэтому я бы не сказал, что нужно снимать еще больше, например про хирургов. Сейчас Юрий Быков снимает фильм «Завод». Не знаю, что у него получится, с его болезненным восприятием мира. Тысячу лет уже не было «кочегаров и плотников». Кажется, что это уже какие-то другие миры, «марсианские хроники». Нужно снимать так, чтобы это было ярко. Нужно к этому как-то легко относиться, без лишнего пафоса, который в таком кино способен убить все живое. Нужно искать неожиданные решения. Главное, чтобы это не я делал, а молодые кинематографисты. Я уже живу в системе достаточно устойчивых стереотипов. Конечно, я бы не стал делать что-то явно дидактическое, но хотелось бы свежих ходов. Не дай бог, чтобы этим сейчас занимались случайные люди, которые подумают, что производственное кино на подъеме, значит, денег легко дадут и можно что-то снять по-быстрому. Производственную драму и раньше было делать непросто, но появлялись замечательные фильмы, такие как «Весна на Заречной улице». Хорошо бы это даже не возродить, а на каком-то новом витке все сделать.