Чем удивит зрителя премьера Свердловского театра драмы

Как актер мечтает сыграть шекспировского Гамлета, так режиссер, наверно, мечтает поставить Чехова, особенно «Чайку». Свердловский академический театр драмы никак не мог стать исключением: согласитесь, в репертуаре театра такого масштаба просто необходимо присутствие чеховского начала.

Чем удивит зрителя премьера Свердловского  театра драмы
Сцена из спектакля «Чайка» Свердловского театра драмы. Режиссер-постановщик – Григорий Козлов, художник-постановщик – Владимир Кравцев. Фото: Татьяна Шабунина

Петербургский режиссер и художественный руководитель театра «Мастерская» Григорий Козлов поставил обличающую комедию Антона Павловича. Генеральный директор Свердловского академического театра драмы Алексей Бадаев отметил, что к сотрудничеству с Козловым все в театре отнеслись с особым вниманием:

«Во-первых, мы горды, что для своего первого с 2010 года «выезда» за пределы родной «Мастерской» мастер выбрал именно нашу площадку. И, во-вторых, понимая, что в своих работах Козлов невероятно внимателен к малейшим деталям – неважно, идет ли речь о нюансах актерского существования на сцене или об элементах предметного мира спектакля – мы ценим его доверие к нашим постановочным и творческим возможностям».

Все пространство сцены – поместье Треплевых, окруженное озером в буквальном смысле слова – вокруг одна вода. И это вода стала источником жизни и одновременно смерти. Начиная с монолога Нины Заречной (актриса – Кристина Шкаброва) и заканчивая трагическим финалом, озеро представляется пространством, отделяющим мир, свободный от мира, утопающего во лжи, лицемерии и предательстве.

Говоря о главном герое Константине Треплеве (актер – Александр Хворов), можно обратить внимание на черты, которые позволяют увидеть в нем чеховского персонажа через призму режиссерского взгляда, отличного от традиционного и привычного: созерцатель, не пытающийся как-то подавить или перестроить жизнь на благо своему эгоизму, и единственный способ освободиться он видит в самоубийстве.

Непривычная метаморфоза

Треплев был первым и единственным в своем кругу, кто пытался подняться над сковывающей и гнетущей реальностью (если в начале спектакля герои были облачены в кремовые и нежные тона, то во второй части на смену светлым пришли темные оттенки). Неслучайно в финале после роковой фразы Дорна (актер – Вячеслав Хархота) о гибели Константина на сцене возникает убитая Треплевым чайка, таким образом, происходит перерождение. Метаморфоза «Треплев – Чайка» (что несколько непривычно, ведь чаще с чайкой отождествляют Заречную) усиливает трагическую концовку спектакля, поскольку становится понятно, что ни над чем невозможно подняться, ведь на самом деле не реальность держит человеческую свободу, а сам человек. Александр Хворов сделал своего героя мрачным не от событий, а от собственного разрушения и обрек его дух на вечное заключение в теле убитой птицы.

Нестандартный, не вписанный ни в какие рамки дуэт Тригорин – Аркадина (актеры – Александр Баргман, Ирина Ермолова) существует совершенно независимо ото всех остальных, словно единый цельный организм, и сцена убеждения Аркадиной Тригорина наглядно отражает сущность сказанного. Аркадина в исполнении Ермоловой не только на самом деле красивая женщина и актриса. Ее жизнь не только игра, ее жизнь – продолжение жизни Тригорина, и Баргман настолько аккуратно и тонко ловит яркий посыл Ермоловой, что «этих двоих» только так можно принимать. Ненавидя друг друга (на самом деле Аркадина испытывает к своему возлюбленному те же чувства, что и он, за исключением подачи этих чувств), именно благодаря своему союзу они способны выжить в той реальности, которая их окружает. Именно объединившись, они превращаются в чувственную машину, рядом с которой гибнет все, что должно жить, созерцать, наслаждаться свободой. Посему и любовь Аркадиной и Тригорина убивает тех, кто хоть как-то от нее зависит.

На самом деле история Григория Козлова не о разбитой любви, не о никчемности и бездарности. Во многом она о таланте самого автора видеть красоту там, где, казалось бы, ее совсем нет и быть не должно. Чехов обладал невероятным даром видеть и ощущать окружающий мир, и поэтому гармония драматического текста легко и гладко воплощена на сцене екатеринбургского театра человеком со столь же тонким чувством прекрасного – режиссером спектакля.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №40 от 26 сентября 2018

Заголовок в газете: Большому кораблю – большое плаванье

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру