Режиссер Уланбек Баялиев – о премьере свердловской Драмы: «Васса – это Россия в момент перехода власти»

Открывая новый сезон свердловского Театра драмы, его генеральный директор Алексей Бадаев порадовал зрителей сообщением о готовящейся постановке спектакля по первому варианту пьесы Максима Горького «Васса Железнова Мать». Премьера состоится уже 26 октября. Накануне о своем подходе к горьковскому материалу «МК-Урал» рассказал режиссер Уланбек Баялиев. По его словам, пьеса будет звучать современно, кроме того, зритель обнаружит в этой невеселой истории немало юмора. «Получится и трагично, и смешно, – говорит постановщик. – Мы находим много юмора, но и много настоящей человеческой боли».

Режиссер Уланбек Баялиев – о премьере свердловской Драмы: «Васса – это Россия в момент перехода власти»
Фото: пресс-служба Театра Драмы

– Уланбек Токтотемирович, как появилось предложение поработать со Свердловским театром драмы? Как происходил выбор пьесы, откуда пришла идея постановки?

– Предложение поставить спектакль поступило от Алексея Феликсовича (Бадаева, генерального директора Свердловского театра драмы. – Прим.). Было конкретное название – «Васса Железнова», но есть такой момент: у Вассы Железновой два варианта – один написан в 1910 году, второй – в 1935-м, его называют более поздней редакцией, но это почти самостоятельная пьеса. Я перечел оба варианта, в итоге мы остановились на редакции 1910 года. Вторая редакция более прямолинейная, и я бы даже взял на себя грех сказать, что она не так интересна драматургически. Первая – очень цельная, полифоничная, здесь не только история про Вассу, но история семьи Железновых накануне распада – смерти отца. Пятая неделя, как он совсем плох. На фоне этой агонии развивается история, достаточно короткая, первые два действия – это буквально одни сутки. И третье действие происходит на 33-й день после того, как умер отец семейства.

– О чем эта пьеса для вас? Как лично вы определяете жанр?

– Важно рассматривать пьесу с точки зрения того, как сам Горький понимает ситуацию в стране – это, по сути, история между двумя революциями, 1905-го и 1917-го годов. Горький пишет эту историю, находясь на Капри, где-то далеко, у моря, на прекрасной вилле. Я почитал его распорядок дня, как он вставал, пил кофе, гулял, садился писать, пил вино. Мы видим его взгляд на Россию со стороны, когда он дистанцировался и глядел на нее «из-за моря». Это его размышления даже не о семье, а о судьбе страны вообще. Васса – это Россия в момент перехода власти. Кто будет ее новый правитель, что будет с ее детьми (народом), кого она милует, кого казнит, и все из благих побуждений. И встает вопрос: поменяется все, но поменяется ли страна по сути? Мы берем историю частную и сквозь нее пытаемся найти более масштабную историю, найти современный отклик, сегодняшнее звучание. Мне кажется, история вполне современная, в ней нет ни плохих, ни хороших. В пьесе происходят ужасные вещи – смерть Липы, в финале убийство Прохора, непонятно, своей ли смертью умер Захар, непонятно, что они сделают с Павлом, который вроде бы согласился идти в монахи, а в последний момент отказался и убежал, то ли дом поджигать, то ли умирать. Много тех, кто в этой истории погибнет, но это не потому, что плохие люди решили убить хороших. Более сложная история – практически все рождается случайно, из желания жить. Есть предощущение, что по жанру это трагикомедия. Мы находим много юмора, но и много настоящей человеческой боли.

Фото: пресс-служба Театра Драмы

– В постановке будет новое, неклассическое прочтение произведения? Само название спектакля отличается от названия пьесы – в этом акценте стоит искать ключ к пониманию?

– Мы пытаемся раскрыть историю. Васса говорит: «Меня-то куда?» Казалось бы, богатая женщина, даже при разделе наследства можно безбедно жить. Но что такое человек и его дело? Как это становится неотделимым друг от друга, как дело становится главной частью жизни человека? Дело для нас – не только способ что-то исполнять, но часто работа и есть смысл нашей жизни. И Васса, которая не хочет, чтобы ее дело рухнуло, относится к нему не как к некому материальному благополучию. Здесь получается так: то, во что ты вкладываешь всю свою жизнь, может одномоментно рухнуть – вот что невыносимо для нее. Мы не пытаемся найти ответы на все вопросы, мы их только задаем – как жить, как не перейти грань, когда люди начинают травить друг друга, убивать.

– Семья здесь – образ российского общества?

– Семья – это то место, где происходит самое болезненное, самое жестокое. Мы всегда терпимее к чужим людям, семья – место более драматичное, здесь больше амплитуда страстей. Да, семья – как образ России. Почему у нас до сих пор такая жестокая история? Мы находимся в состоянии перманентной войны, отстаиваем какие-то свои права, у каждого «слоя» населения свое понимание будущего, или нет этого понимания. Поэтому «Железнова Васса Мать» – как присказка, начало стиха. Эта история перекликается с историей России. Нам интересно, может ли частная история стать притчей, а не просто хрониками одной семьи.

Фото: пресс-служба Театра Драмы

– Получается, что историю актуализировать не нужно, она и так актуальна. А что касается выразительных средств – они будут современными? Вы стремитесь как-то перенести историю в декорации сегодняшнего дня?

– Мы не будем одевать персонажей ни в современные костюмы, ни в костюмы того времени – это некая стилизация, но под купечество, а просто, когда женщина – это женщина. Исходя из характера, из понимания, что это за человек, определяется цвет костюма, его фактура, форма.

Создание пространства вырастает из ощущения пьесы. Здесь будет не реалистичный дом, а некая конструкция. Должно возникать ощущение, будто это теплица и одновременно – аквариум, террариум. От этого родились стеклянные плоскости. Дом прозрачен – все видят, кто как живет, все друг про друга что-то понимают. Так как идет развал семьи, появляется мотив взять свою часть и уйти – время без сна, все следят друг за другом. При этом существует ожидание мечты – вот-вот она сбудется. Они уже привыкли к агонии отца – образ власти, который держал семью в железных рукавицах. Теперь эта хватка ослабла. Все ждут его смерти. Комнату, в которой умирает отец, мы выводим на сцену – там он смотрит какой-то диафильм. На фоне умирающего отца происходит наша история. Современное звучание не нужно искать, осовременивая. Мы в любом случае современные люди, мы не можем говорить, как говорили тогда. Когда артист пытается играть о каких-то далеких людях, это всегда ужасно безвкусно, нельзя играть представление о ком-то, нужно играть сегодня себя в этих предлагаемых обстоятельствах – тогда и рождается современное звучание.

Хочу несколько слов сказать о композиторе. Музыку пишет Фаустас Латенас, с которым мы работали вместе уже над тремя постановками. Фаустас мыслит в сегодняшних реалиях, при этом в совершенстве знает классическую музыку – он мыслит вне времени, мыслит театром. Хотим мы или нет, современное звучание в спектакле будет. Не за счет китча, не за счет того, что мы будем раздеваться и показывать части тела – таких задач не стоит и не может стоять. Главная задача – проникнуть в мир автора. Мы должны пытаться сделать эту историю честно, а потом, может быть, мы сами посмотрим и удивимся – о чем думал Горький, как он смотрел на все это. Мой мастер Сергей Васильевич Женовач говорил, что нужно пытаться допрыгнуть до автора, не притягивать его до себя, а попробовать стать таким, как он, понять природу его ума, творчества, тогда, может быть, что-то получится. Мы пытаемся это сделать. Евгения Шутина (художник-постановщик – Прим.) придумала замечательную историю с костюмами, этот художественный мир. Художник по свету Тарас Михалевский будет с нами работать. Вот такой командой мы попытаемся вскрыть автора. И это будет Горький, но Горький через нас.

Фото: пресс-служба Театра Драмы

– Расскажите немного о первых репетициях. Ощущается ли какой-то особый опыт в работе с актерами нашего театра?

– Самое приятное для режиссера – понимать, что он нашел людей, которые связываются в клубок, с интересом входят в историю. Мы обнаружили много юмора, но не идем по пути того, чтобы сделать гэги и смешить, мы ищем юмор внутри пьесы, внутри ситуаций. Когда мы прочитали пьесу полностью, Борис Ильич Горнштейн, который играет Прохора Железнова, сказал: «Какая страшная пьеса». Но мы в эту страшную пьесу заходим весело, играя, смеясь, пытаясь понять, какими были эти люди. На данном этапе получается и трагично, и смешно, мы в трепетном ожидании, что из этого выйдет.

– Расскажите, пожалуйста, об актерском составе.

– Ирина Ермолова чудесно пробует Вассу Железнову. Потрясающая актриса – точно, тонко, аккуратно, по смыслу входит в роль. Антон Зольников играет Семена, Игорь Кожевин – младшего брата Павла, Татьяна Малинникова – в роли Анны, Ольга Мальчикова – в роли Людмилы, Юлия Костина – в роли Натальи, Константин Шавкунов – в роли Михаила и Екатерина Соколова в роли Олимпиады – маленькая человеческая трагедия. Вся команда – все они на месте, все очень точно делают то, что мы выискиваем. Есть момент хулиганства, который я привнес – Дунечку играет мужчина. Это привет «Грозе», где Феклушу играет Евгений Косырев, прекрасный артист театра Вахтангова. Это не ради шутки. О Дунечке говорят: приживалка, старая дева – здесь видится отсутствие пола, возраста. Алексей Агапов вносит и юмор, и понимание, что это именно отношение такое, а не ради гэга. Мы видим человека, который живет вне любви, вне раскрытия «гендерного» потенциала. Пол – это не только наличие половых признаков, не функция, а энергетическое воплощение. Инь и ян – две половины мира, в составлении которого есть большая мудрость, и благодаря ей мы все живем на свете. В любви рождаются, насколько я понимаю, дети более счастливые и более талантливые. И в пьесе мы ищем – есть ли там любовь, была ли любовь к Захару у Вассы, почему дети такие, почему в них нет силы. Это нужно, чтобы составить биографию персонажа, понять, как он двигается, как мыслит, рожден он в любви или вне любви, сколько он страдал. Мы, как исследователи, откапываем эти останки и вливаем в них свою кровь, сегодняшнюю, живую, и пытаемся сделать интересный спектакль, который понравился бы нам как творцам, и понравился зрителю, это самое важное. Театр для того и нужен, чтобы думать и чувствовать.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру