Карнавал уродцев: рецензия на спектакль «Деликатес» ижевского театра «Les Partisans»

В январе с гастролями в Екатеринбург прибыла ижевская театральная компания «Les Partisans» и показала местному зрителю «Деликатес» – спектакль, который рекомендован экспертным советом национальной театральной премии «Золотая маска-2018», хотя увиденное заставляет об этом задуматься…

Карнавал уродцев: рецензия на спектакль «Деликатес» ижевского театра «Les Partisans»
Сцена из спектакля «Деликатес» ижевского театра «Les Partisans». Фото: kolyada-theatre.ru

Режиссер Павел Зорин взял материал молодого драматурга из глубинки, повествующего о проклятых буднях «российского следака», – возможно, вскоре это словосочетание станет фразеологизмом в нашей действительности. С одной стороны, драматургу Михаилу Соловьеву (ученику небезызвестного Валерия Шергина) повезло, пожалуй, больше, чем остальным современным драматургам, поскольку род его деятельности позволяет окунуться в истоки русского сознания, ибо там, «на дне», и находится настоящая сокровищница архетипов. В то же время автор представил картину не столько мрачную, сколько бессмысленно отрывочную.

«Допрос» – это удмуртская история преступлений на основе документальной пьесы Миши Соловьева о криминальной обстановке в Завьяловском районе, пригороде Ижевска, где автор работает следователем-криминалистом. В основу спектакля легли реальные события: убийства, изнасилования, случаи каннибализма и другие преступления, в действительности совершенные на территории РФ и Удмуртской республики. Но этот спектакль-допрос состоит из отрезков, незаконченных мыслей, каких-то клочков, вырванных из контекста.

Перед нами не люди, а просто бессознательные существа, которые не представляют и не понимают, зачем живут, для кого, ради кого, весь их мир – это Завьяловский район Ижевска, где нет ни работы, ни развлечений. Неудивительно, что герои прожигают свою жизнь, пребывая либо в беспробудном пьянстве, либо на зоне.

Главное, что удалось режиссеру – показать профессиональное выгорание младшего лейтенанта, которому случайно не повезло оказаться в этом левиафанавском мире, где зло и то нельзя назвать злом: оно предстает лишь попыткой хоть как-то разнообразить никчемную жизнь, внести динамику. Трудно представить сценическое воплощение еще более загнивающего мира, причем Павел Зорин использовал элементарное – проектор, белые комбинезоны, табуреты – ахтунг! Минимализм, но какой эффект! И белоснежное облачение делает актеров больше похожими на пациентов психиатрической лечебницы, чем на сельчан, что, собственно, и позволяет понять позицию следователя – и в самом деле, как легко «двинуться кукушечкой, когда вокруг тебя одни сумасшедшие, устраивающие дебош, драки и убийства ради хоть какой-то «движухи», запала им в жизни маловато.

В спектакле нет ни одного положительного героя, все они тупы, как пробки, и даже сам следователь, который традиционно должен быть носителем нравственности, является недалеким в своем окружении. Находка драматического материала в том, что разрушаются все каноны: фабула, персонажи, смысл… Это больше похоже на абсурдистскую драму, нежели на что-то иное. Не сказать, что спектакль наполнен «черным юмором», хотя сарказм бьет ключом. Не сказать, что присутствуют мелодраматические ноты, при этом страсти хоть отбавляй. Да и нет никакой сюжетной линии, чтобы можно было хоть как-то объединить или выложить происходящее в линейный отрезок.

Гибель всего: мира, света, природы, общества, человека. Остаются только облаченные в белые комбинезоны типы, которые и не живут, и не умирают, а, словно призраки, бродят по земле, совершают бессмысленные преступления и не знают, куда податься. Поэтому именно начальная сцена, где персонажи за экраном выстроены в ряд, – самая пронзительная в постановке Павла Зорина. Все остальное – карнавал уродцев.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру