Знакомимся с миром Свободного театра имени Саманты Смит

Когда, как не в Год Театра, уделять особенное внимание всем величайшим храмам Мельпомены? Но мы решили пойти по несколько иному пути. В то время, когда почести оказывают в основном достаточно крупным театрам, «андеграунд» остается без должного внимания – причем зря и незаслуженно. Однако в этот раз справедливость восторжествовала, и завесу своего камерного мира для нас открыл Свободный театр имени Саманты Смит. Это молодой экспериментальный некоммерческий проект Ильи Калина. О том, из чего прежде всего складывается свободный театр, какова формула атмосферы легкого безумия на сцене и кто живет в этом ни на что не похожем мире – в нашем материале.

Знакомимся с миром Свободного театра  имени Саманты Смит
Сцена из премьерного спектакля Свободного театра им. Саманты Смит «Старуха».

«Подпольная» деятельность

Идея создать свое объединение, свой театр пришла Илье Калину еще в институте – примерно в тот период, когда студент более-менее осознанно начинает видеть (или не видеть) себя в профессии.

«Я тогда сильно загорелся этой мыслью. Будучи студентом, я пытался работать «подпольно»: во внеучебное время ставил разные вещи с однокурсниками, с ребятами, которые учились на других курсах. Иногда даже подтягивал знакомых не из театрального института, – рассказывает создатель Свободного театра им. Саманты Смит. – Не все постановки удалось реализовать, какие-то проекты остановились еще на читках, но мне был важен сам процесс: пробы, ошибки, поиски материала. Я тогда увлекся театром парадокса, зачитывался классиками: Ионеско, Беккет, Мрожек. В итоге поиски авторов привели меня к тому, что я сам начал пытаться писать пьесы. Конечно, сейчас мне их очень трудно так называть, это, скорее, были эскизы, зарисовки, сценки».

По одной такой «пьесе» Илья и поставил свой преддипломный спектакль. Он был сделан в подвале института, в пыли, среди газет, картинных рам, буквально собран из подручного хлама.

«После выпуска из института я заново поставил этот же спектакль, только несколько иначе, с другими актерами. Премьера состоялась в мае 2018-го, и, наверное, это можно считать днем рождения проекта», – говорит Илья.

Кстати, на момент работы над первым спектаклем в театре было всего пять человек. Сейчас в Свободном театре играют 15 человек. И кажется, это единственное ощутимое различие между тем, что было, и тем, что стало.

Сам себе бутафор

Сейчас Свободный театр имени Саманты Смит базируется в молодежном центре «Мир», который входит в объединение клубов «Социум» Кировского района города Екатеринбурга. То есть это театр при молодежном центре. Там Илья работает педагогом дополнительного образования: преподает детям и подросткам гитару и актерское мастерство. А после этого занимается «Самантой».

На сегодняшний день команда театра состоит исключительно из нескольких актеров. Они же гримеры, они же бутафоры, они же сами себе костюмеры и пошивочный цех, и так далее.

«Иногда мне помогают близкие и друзья. Например, моя девушка мастерит маски для спектаклей, а мой лучший друг, в случае если я не могу присутствовать на репетиции, готов приехать, чтобы проконтролировать процесс. Я всегда говорю, что театр – это прежде всего люди», – считает Илья Калин.

Из декораций у Свободного театра есть только стулья и сама сцена. А если бы декорации понадобились, их бы изготовили сами актеры – так же, как и костюмы.

Заразившиеся идеей

Руководитель Свободного театра им. Саманты Смит признается: когда создание театра было еще на стадии идеи, он уже знал, что в труппе будут только те люди, которым это по-настоящему нужно.

«Тут даже профессионализм для меня не главное. При желании, научиться актерскому мастерству можно, а научиться жить театром, любить свое дело, наверное, вообще нереально. Я как-то написал в соцсетях объявление о наборе в труппу, пришло человек 30 желающих. В итоге все случилось, как я и предполагал: те, кому это оказалось ненужно – отсеялись, остальные, кто остался, до сих пор в труппе. Я как-то особенно восхищаюсь этими людьми, – делится Илья Калин. – Мы же не коммерческая организация, мы вообще не организация. То есть у нас нет ни зарплат, ни финансирования. Если грубо, то мы кружок, любительский театральный коллектив (терпеть не могу эти определения, но они людям понятнее всего)».

Сейчас в «Саманте» нет ни одного профессионального актера. Есть люди из студенческих театров, а есть и те, кто вообще на сцену никогда не выходил: кто-то дизайнер по образованию, кто-то журналист, кто-то филолог, кто-то работает на «обычной работе», сидя в офисе.

«У всех у них есть своя жизнь: кто учится, кто работает, но все они находят этот «вагон времени» и отдают его театру, что-то их держит, – отмечает Илья. – Может, мне удалось их заразить своей идеей, а может, сама по себе идея оказалась очень заразна».

Пища для ума

Как признается создатель Свободного театра им. Саманты Смит, их спектакли явно не для свидания или веселого времяпровождения.

«Очень много внимания я уделяю атмосфере спектаклей, при всем их сценическом минимализме: стул, мольберт, стол, еще стул, – рассказывает Илья Калин. – Хочется выбивать зрителя из привычного, комфортного, загипнотизировать его, чтобы он вышел из зала с вопросами. Но при этом держать свой стиль, сделать так, чтобы зритель не уснул. Райкин был прав, когда сказал, что мастерство режиссера заключается в том, чтобы сделать так, чтобы зрителю было интересно, а все остальное – от лукавого».

Пока в «арсенале» Свободного театра

им. Саманты Смит всего два спектакля – «В клетке» и «Старуха» (по произведению Д. Хармса). Постановка «В клетке» поднимает философские вопросы о проблемах общения, восприятия, о нашем воспаленном эго, в то время как «Старуха» – это спектакль о страхе, его парализующей силе. Несомненно, увидеть стоит их оба.

Авторское все

Особое внимание в Свободном театре им. Саманты Смит уделяется именно авторским пьесам (например, «В клетке» – авторская пьеса Ильи Калина). Впрочем, в этом театре авторское все – и музыка в том числе, ее делает также Калин.

«У нас и пьесы авторские, и музыка авторская, свет и сценическое оформление тоже, костюмы покупаем в секонд-хендах, что-то тащим из дома, перешиваем, рвем. В общем, все сами, – рассказывает создатель и режиссер «Саман­ты». – Если мы играем где-то не у себя в «Мире», то на свету обычно сидит кто-то местный, как это было в Центре современной драматургии, например. А если не предусмотрено специально обученного человека в помощь, то я могу сам и музыку, и свет включать и выключать».

Кочевой театр

В каком-то смысле Свободный театр им. Саманты Смит можно назвать несколько кочевым. Выступать им, как правило, приходится на различных площадках. В планах труппы были разные городские театральные площадки, но намеренно они никуда не напрашивались, разве что могли бы предложить, особо не надеясь.

«В Центре современной драматургии (ЦСД), к примеру, мы думали устроить вечеринку в честь дня рождения Даниила Хармса, предложили эту идею главному режиссеру ЦСД Антону Бутакову. Но так как это была середина декабря (а это настоящий треш для актеров – елки, выезды, утренники), то Антон предложил нам выступить после новогодних праздников», – рассказывает Илья Калин.

А с первым спектаклем театр пригласили в «Волхонку» – там была примерно такая же история, что и с ЦСД.

«Честно говоря, ни тогда, ни сейчас я как-то даже не рассчитывал, что нам могут дать такую возможность. В целом, я благодарен за любой такой шанс. Это круто, как мне кажется. Значит, нам действительно есть что сказать», – заключает Калин.

О легком безумии

Многие говорят о том, что в спектаклях Свободного театра им. Саманты Смит есть уникальная атмосфера эдакого легкого безумия. Однако, по словам Ильи Калина, никакого рецепта нет, все получается само по себе.

«Эта атмосфера рождается в тренингах, в репетициях. Я считаю, что театр всегда должен быть немного (а иногда и более) безумным действом. Все-таки театр – это не зеркало, а увеличительное стекло, поэтому я стараюсь гиперболизировать жизнь, проецируя ее на сцену», – говорит он.

А процесс создания постановки здесь выглядит практически так же, как и в любом другом театре: читки материала, обсуждение, разбор, придумывание сцен.

«Люблю спонтанные вещи. Не раз было такое, когда актеры дурачатся, творят какую-то дичь, а я возьму и скажу: «Закрепляем». Эти моменты бывают живее вымученных придумок, – рассказывает Калин. – Бывает такое, что я не знаю ни начальной сцены, ни финальной, а вижу отдельные моменты. От них и начинаем работать. Работать начинаем в обычной тренировочной одежде, то есть чаще всего костюмы появляются в последнюю очередь. Музыка может дорабатываться вплоть до премьеры».

Все «туда»

По мнению Ильи Калина, самая мистическая история, связанная с его театром, – это сам факт того, что Свободный театр есть в принципе.

«Понятие «свободный» достаточно условно, может, даже иронично в нашем случае. Мы сами решаем, что играть и как играть, репертуар нам никто не навязывает. Еще говорят, что у «Саманты» есть своя эстетика. Не знаю, как правильно хвалить свое болото. Лучше приходите и смотрите сами!» – заключает Илья.

Совсем недавно театр представил свой премьерный спектакль «Старуха».

«Отзывов много. Говорят, что из зала люди выходили под впечатлением, в фойе даже горячие обсуждения шли, правда, я этого сам не видел, поэтому не ручаюсь за достоверность, – рассказывает Илья Калин. – Говорят, что были как восторженные, так и весьма негативные отзывы, а это здорово, что не осталось равнодушных. Мне трудно оценивать, как оно прошло, я же внутри процесса нахожусь, глаз замылен. Да и кто знает, как оно все должно быть, чтобы могло называться «правильным». Надеюсь, что все «туда»».

В планах Свободного театра им. Саманты Смит работать, ставить спектакли, жить и кайфовать. Впереди, возможно, нас ждет постановка классики и авторского произведения. Но главное, без чего точно не обойдется, – гордость создателя этого проекта за все, что удалось реализовать.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №10 от 27 февраля 2019

Заголовок в газете: «Нам есть что сказать»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру