Вадим Самойлов: «Искусство – очень гибкая вещь»

Легендарный музыкант ответил на вопросы фанатов на «Прямой линии»

Лидер рок-группы «Агата Кристи» Вадим Самойлов приехал в Екатеринбург на прямую линию. Мероприятие прошло в музее «Россия – моя история». На встрече он отвечал на интересующие поклонников творчества вопросы. Несмотря на то, что рокеру уже 54 года, его взгляд на музыку, жизнь и даже политику не стал консервативным, а наоборот, абсолютно поддерживающий во всех аспектах молодое поколение.

Легендарный музыкант ответил на вопросы фанатов на «Прямой линии»

Главной темой мероприятия стал день рождения рок-музыки: «Сегодня у нас праздник, всемирный день рок-н-ролла. В этот день появилась на свет песня «Rock Around The Clock». Первый же вопрос модераторов «Прямой линии» касался того, насколько этот день важен для старшего из братьев Самойловых, и какая музыка еще повлияла на одного из создателей «Агаты Кристи».

– Действительно, день в каком-то смысле значимый. История рок-музыки не начинается с даты непосредственно выпуска этой записи, так же, как история «Агаты Кристи» не начинается с конкретного числа, – заявил Вадим Самойлов. – Понятно, что всегда существует предтеча, существует предыстория, наверное, началом рок-н-ролла нужно назвать переселение темнокожих рабов из Африки в Америку. Но, тем не менее, сегодняшняя дата, когда была опубликована «Rock Around The Clock», кстати, исполнена она была как раз темнокожим музыкантом, это некий символ признания. Очень любопытно наблюдать за историей развития музыкальных жанров в двадцатом веке, потому что это грандиозный век, за это время с помощью культуры и гигантских социальных потрясений, таких как войны, человечество достаточно полноценно познало, что оно такое. Тогда как раз и были фактически сброшены маски. То, что мы наблюдаем в начале 21 века, – это уже вещи, завершающие вскрытие всех нарывов человечества, которое происходило за всю историю его существования.

Также фанатов интересовал и такой вопрос: «Какой исполнитель больше всего повлиял на вас и ваше творчество?»

– Сначала я просто любил музыку и обращал внимание на музыку в кино, когда был маленьким, – говорит Вадим. – Первую мелодию, которую я подобрал в пятилетнем возрасте на пианино, была музыка из фильма «Достояние республики». И вообще советская киномузыка произвела на меня большое впечатление. Я считаю, что школа советской киномузыки – грандиозная, такая же, как и наша русская классика. Потом, уже в школе мне симпатизировала идея бэнда, когда звучат барабаны и гитара, и кто-то поет. Это было мне близко. Окончательно я понял, что такое рок-музыка, когда познакомился с музыкой середины 70-ых годов: это прогрессивные рок, Pink Floyd, Queen. Я понял, что то, что я услышал, это мое. Потом я изучил все остальное: то, что в Асбесте было практически недосягаемо. Прогрессивный рок 70-ых, британский в основном, плюс советская киномузыка – это то, что на меня повлияло, как на музыканта.

В зале поднимался немного философский вопрос о времени: «Если бы можно было отмотать время лет на 40 назад, вы бы совершили все свои ошибки или все бы сделали по-другому?»

– Я много раз задавался этим вопросом, и каждый раз понимаю, что я бы с удовольствием совершил все те же самые ошибки, которые я совершал. Потому что я стал тем, кем я являюсь благодаря тому, что натворил. Не говоря уж о том, что история не имеет сослагательного наклонения. Хотим мы или нет, мы должны признать, что это все это с нами уже произошло. Вопрос заключается просто в нашей оценке дальнейшей жизни, что из того, что с нами произошло, в какую сторону двигало, – делится лидер рок-группы.

Также гостей интересовали отличия русского рока от мирового. В чем они проявляются? Есть ли какая-то особенность уральского рок-н-ролла?

– Я считаю, что отличительную особенность русского рока можно выразить в таком сравнении: «Чем юмор Марка Твена отличается от юмора Салтыкова-Щедрина?» Я считаю, что русский рок-н-ролл не был чем-то неестественным. Здесь я вижу две составляющих: во-первых, сама по себе глубина русской культуры (классической, академической, а также театральных и литературных традиций). Во-вторых, это форма, в которой глубина русской культуры стала выражаться. Мы просто взяли в руки гитары и барабаны. Появился жанр вокально-инструментального ансамбля, но поэтика и русская глубокая духовная составляющая остались. Это то, что делает наш рок подлинно глубоким. Отечественная русская рок-музыка всегда отличается смыслом, как и вся большая русская культура. Считаю, что рок-н-ролл заслужил статус части большой русской культуры, – выразил свое мнение Вадим. – Что касается уральского рока и его специфики, я не вижу в нем какой-то особой депрессивной составляющей. Может быть, мы, находясь в центре страны, на границе Европы и Азии, в большей степени сбалансированы, как художники. Если посмотреть на Москву, купеческий город, там сейчас поп-музыка и коммерческие проекты, тем не менее, и там были глубокие рок-группы (например, «Звуки Му» с Мамоновым). Для уральских музыкантов всегда был важен внутренний ценз: не важно, как ты выглядишь внешне, важно, что ты внутренне из себя представляешь. На Урале было меньше внешней «мишуры» и лоска, здесь все было сразу же очень глубоко – наверное, это и есть «фирменный оттенок» уральской музыки.

Один из актуальных вопросов касался цензуры и запретов, которые вводит правительство. «Предположим, введена тотальная цензура, и, предположим, выступать с концертами можно в определенные дни, с определенными песнями, что вы будете делать, подстраиваться под систему или уйдете в подполье?» – задали вопрос фанаты. На что Вадим ответил:

– Я не думаю, что времена введения цензуры наступят. Искусство – очень гибкая вещь. Когда вводится цензура – мы начинаем говорить эзоповым языком. Поэтому насколько бы тоталитарной ни была система, всегда найдется способ сказать так, чтобы не к чему было б подкопаться. Но я думаю, что нам это не грозит. Я вижу мотивацию вашего вопроса, действительно, к сожалению, происходят многие процессы, к которым и я очень отрицательно отношусь. Что касается гонения на рэперов, это всегда частный случай. Бывает, что некоторые ситуации происходят ради пиара, или потому что какой-то конкретный певец перешел дорогу влиятельному человеку, и на такие моменты не стоит обращать внимания. Но бывает и то, что заслуживает внимания и заслуживает некоего протеста, чтобы высшие чины не убеждались в своей вседозволенности и молчании общества об этом.

Встреча неспроста проходила в музее «Россия – моя история». Фанатов интересовало мнение музыканта о влиянии интерактивных музеев на восприятие истории современным поколением. Помогают ли они привлечь внимание современной молодежи?

– Любое действие любого человека ведет к изменению всей системы в целом, я в этом убежден. Иначе говоря, любой человек в каждый миг меняет мир своим мышлением, своей мотивацией, своим выбором. Понятно, что есть личности большого масштаба, масштаба поменьше – это нормально. Но я абсолютно точно знаю, что, как в пустыне каждая песчинка является ее частью, и она каждая ценна, так и проект «Россия – Моя история» – это очередное доброе начинание людей. Нам показалось, что нужно говорить об истории, нам показалось, чтобы этих исторических центров должно быть больше, и это будет работать. Это абсолютно точно будет работать, как работает каждая наша индивидуальная мысль.

Мероприятие запомнилось открытостью и душевным взаимоотношением Вадима и зала. Подобные встречи оставляют приятное впечатление и остаются в памяти, как не зря проведенное время. Корреспондент газеты «Плотинка» рекомендует и вам обращать внимание на афиши и не пропускать подобные встречи.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру