Екатеринбургский ТЮЗ оправдывается в секс-скандале при детях, получается не очень

Почему проход на спектакль «18+» с сексом и насилием оказался свободным?

В екатеринбургском ТЮЗе в спектакле «Ревизор» детям 9-12 лет (по данным СМИ) показали сцены секса и насилия. По этому факту прокуратура Свердловской области уже начала проверку. Представитель театра поспешил обвинить в инциденте родителей, которые привели детей на шоу с запрещенной информацией. Такую же защитную позицию выбрал арт-директор фестиваля «Реальный театр» Олег Лоевский. Возможно, деятели культуры лукавят, трактуя в свою пользу действующие правовые нормы, защищающие детей от опасной информации.

Почему проход на спектакль «18+» с сексом и насилием оказался свободным?
Фото drampush.ru.

Начальник управления по маркетинговым делами екатеринбургского ТЮЗа Алексей Бодрый прокомментировал life.ru скандал, связанный со сценами секса и насилия в спектакле «Ревизор», на показ которого, по данным СМИ, попали дети, в том числе возрастом 9-12 лет.

Во всем виноваты родители?

Господин Бодрый подчеркнул, что эта постановка Псковского театра драмы «никакого отношения к Екатеринбургскому театру юного зрителя не имеет», по его словам, ТЮЗ — это просто «площадка» для фестиваля «Реальный театр». При этом Алексей Бодрый попытался переложить вину за показ детям сцен с сексом и насилием на родителей, заявив, что на афише был возрастной ярлык «18+», а родителям с детьми «был сообщен характер постановки».

Представитель ТЮЗа настаивает, что «ответственность должны нести взрослые», подчеркивает, что информацию о жестком контенте до взрослых доносили билетные службы, службы по контролю, и отмечает: «На входе у нас стоял заместитель директора Наталья Валентиновна, это начальник билетного стола». По его словам, «сопровождающие сказали, что они разговаривали с детьми и они хотят посмотреть на это».

По данным vesti.ru, арт-директор фестиваля «Реальный театр» Олег Лоевский, комментируя недовольство зрителей, также отметил, что на билетах стояла маркировка «18+» и выразил недоумение тем, что родители сами привели детей на такой спектакль, а потом оказались недовольны. «Взрослые сами должны были понять, что пометка стоит не просто так», — отметил Лоевский и оправдал сцену изнасилования тем, что это метафора готовности Городничего и его жены продать дочь за власть и благополучие.

«Люди должны нести ответственность за свои поступки. У нас на билете написано «18+», на афише написано «18+», а человек ведет к нам ребенка, который выглядит, как взрослый (по сообщению 66.ru, на спектакле были дети 9-12 лет — Прим.) и потому попадает на спектакль. Мы соблюдаем все законы и хотим, чтобы их соблюдали другие люди», — заявил Олег Лоевский журналистам URA.RU.

Раз уж театралы так уверенно заявляют о соблюдении ими законов, можно проверить, правда ли это, и что на самом деле написано в законах. Ведь речь идет о безопасности детей.

Как там по закону?

Как уже сообщал МК-Урал, в спектакле «Ревизор» есть сцена в душе с обнаженным главным героем Иваном Хлестаковым, показанным со спины. В другой сцене Хлестаков срывает с Марьи Антоновны всю одежду, включая нижнее белье, несет ее в спальню, кидает на постель и под одеялом совершает некие действия, которые, судя по неподвижности Марьи Антоновны, можно считать насильственными.

Устроители фестиваля «Реальный театр» действительно разместили на афишах ярлыки «18+» (также их следовало разместить на билетах). При этом приведенные life.ru аргументы представителя ТЮЗа, как и опубликованные аргументы Олега Лоевского, не снимают с театра всех претензий в части соответствия требованиям действующего законодательства о защите детей от опасной информации. Возможно, руководство ТЮЗа все-таки нарушило закон.

По закону «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», детей на зрелищные мероприятия с цензом «18+» пускать не следует. Даже под присмотром родителей. Единственный возможный по закону № 436-ФЗ вариант допуска детей на такое шоу — предпринятые организационные, технические и т. п. меры для защиты детей от запрещенной для распространения среди детей информации (в случае со спектаклем следовало оперативно внести постановочные изменения, касающиеся указанных сцен). Кроме того, непосредственно перед началом спектакля публику следовало уведомлять «звуковым сообщением о недопустимости или об ограничении присутствия на такой демонстрации детей соответствующих возрастных категорий».

По закону, мнение родителей в случае со зрелищным мероприятием «18+» значения не имеет. В действующем законодательстве указано, что родители могут провести ребенка на спектакль с возрастными ограничениями при условии возраста ребенка 6+, а возрастного ценза 12+. Право родителя провести ребенка под свою ответственность на зрелищное мероприятие 16+ или 18+ законом не оговаривается. Значит, администрация театра не имеет право пускать детей на спектакли «18+» даже по просьбе их взрослых сопровождающих.

Таким образом, возможно, в действиях администрации ТЮЗ присутствуют признаки нарушения действующего законодательства о защите детей от опасной информации. Вероятно, проверка прокуратуры в данном случае действительно будет не лишней.

Согласно ст. 6.17 КоАП РФ, театр, если правонарушение действительно произошло, может быть оштрафован на 20-50 тысяч рублей.

В настоящее время директором екатеринбургского ТЮЗа является Евгения Умникова, ранее 11 лет возглавлявшая Управление образования Администрации Екатеринбурга. При возложении ответственности на должностное лицо штраф еще меньше — от 5 до 10 тысяч рублей.

Что делать?

Сегодня требования № 436-ФЗ таковы, что даже согласие родителей не позволяет показывать детям шоу 16+ и 18+. И никакие отговорки тут театралам не помогают. Возможно, закон слишком строг, и его следует менять, например, давая возможность детям 12+ посещать с родителями шоу 16+, а детям 16+ ходить с родителями на зрелища 18+. Однако в настоящее время таких разрешений в законе нет. И закон — это закон.

По сути, сегодня у театра остается всего два варианта не нарушить существующие правовые нормы. Первый вариант: категорически не пускать детей с возрастными цензами 16+ и 18+, что бы ни сказали родители.

Второй вариант: в случае присутствия в зале детей оперативно «предпринимать меры для защиты детей от запрещенной для распространения среди детей информации», как и указано в законе. Это значит, что в сценарий спектакля должны оперативно вноситься изменения: отказ от обнаженки, более условный показ насилия и т.п.

Театралы сегодня в таком же положении, что и музыканты. Уже давно никого не удивляет, когда поп-, рэп-, рок-звезды, соблюдая законодательство, в присутствии детей меняют свой репертуар, не произнося часть опасных слов в песнях или вообще убирая из программы опасные композиции. Такой же запасной «детский» вариант шоу может быть и у театров. Тогда подобных скандалов не будет, но некоторые взрослые зрители останутся недовольны, лишившись гарантии показа зрелища во «взрослой» редакции.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру