Покрас Лампас изменил название своей работы на Уралмаше

Покрас Лампас изменил название своей работы на Уралмаше

После восстановления «Супрематического креста» на площади Первой пятилетке на Уралмаше художник Покрас Лампас изменил название этой работы. Теперь граффити, в котором уже нет прямого изображения креста, называется «Мета-cупрематический крест».

Работа известного российского мастера паблик-арт была создана в Екатеринбурге с 4 по 8 июля в рамках фестиваля «Стеннограффия». 19 июля рисунок на тротуарной плитке повредили коммунальные службы при попытке уложить асфальт. Затем на площади прошли пикеты православных активистов, заявлявших о якобы недопустимости хождения по кресту. В результате организаторы фестиваля и художник нашли мирный компромиссный вариант: при реставрации работу изменили, теперь это не крест, а три полосы со шрифтовым орнаментом на красном овале.

Позже Покрас Лампас пояснил публике, как следует воспринимать новую работу, назвав ее «Мета-cупрематический крест». «Оммаж не только русскому авангарду, супрематизму и Казимиру Малевичу, но и современной культуре и социуму, в котором существует работа», – так оценивают новое творение Покраса Лампаса организаторы «Стенограффии» на своей странице ВКонтакте.

Приставка «Мета-» имеет отношение к понятию метамодернизма, приходящего на смену постмодернизму, который, в свою очередь, иронически и часто издевательски переворачивал тексты и смыслы модернизма 20 века. Творчество метамодернистов («мета» происходит от термина Платона «metaxis») колеблется между прямолинейностью и устремленностью к прогрессу модернизма и иронией постмодернизма, одновременно используя некоторые их принципы.

В определенном смысле метамодернизм – это культура «согласия и примирения» и новой романтики, что в случае с конфликтом вокруг креста на Уралмаше оказывается очень кстати. Для примера: другим ярким примером метамодернизма в России можно считать появление на стенах зданий лозунга «Идем правее, на солнце, вдоль рядов кукурузы».

Организаторы «Стенографии» подчеркивают, что обращение к эстетике метамодернизма в данном случае подтверждает важность «существования и уважения образа креста не только в качестве художественного образа, но и религиозного символа, так как это происходило на протяжении столетий существования данного образа в иконографии и оставило след в мировой культуре».

Сразу после изменения работы в Екатеринбурге Покрас Лампас представил историю создания и трансформации своего рисунка в киноальманахе «33 Слова о дизайне». Также изображения обоих вариантов «креста» попали в видеоинсталяцию в рамках крупнейшего международного мэппинг-фестиваля на знаменитой Берлинской телебашне, который проводился в честь тридцатилетия падения Берлинской Стены.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру