После восстановления «Супрематического креста» на площади Первой пятилетке на Уралмаше художник Покрас Лампас изменил название этой работы. Теперь граффити, в котором уже нет прямого изображения креста, называется «Мета-cупрематический крест».
Работа известного российского мастера паблик-арт была создана в Екатеринбурге с 4 по 8 июля в рамках фестиваля «Стеннограффия». 19 июля рисунок на тротуарной плитке повредили коммунальные службы при попытке уложить асфальт. Затем на площади прошли пикеты православных активистов, заявлявших о якобы недопустимости хождения по кресту. В результате организаторы фестиваля и художник нашли мирный компромиссный вариант: при реставрации работу изменили, теперь это не крест, а три полосы со шрифтовым орнаментом на красном овале.
Позже Покрас Лампас пояснил публике, как следует воспринимать новую работу, назвав ее «Мета-cупрематический крест». «Оммаж не только русскому авангарду, супрематизму и Казимиру Малевичу, но и современной культуре и социуму, в котором существует работа», – так оценивают новое творение Покраса Лампаса организаторы «Стенограффии» на своей странице ВКонтакте.
Приставка «Мета-» имеет отношение к понятию метамодернизма, приходящего на смену постмодернизму, который, в свою очередь, иронически и часто издевательски переворачивал тексты и смыслы модернизма 20 века. Творчество метамодернистов («мета» происходит от термина Платона «metaxis») колеблется между прямолинейностью и устремленностью к прогрессу модернизма и иронией постмодернизма, одновременно используя некоторые их принципы.
В определенном смысле метамодернизм – это культура «согласия и примирения» и новой романтики, что в случае с конфликтом вокруг креста на Уралмаше оказывается очень кстати. Для примера: другим ярким примером метамодернизма в России можно считать появление на стенах зданий лозунга «Идем правее, на солнце, вдоль рядов кукурузы».
Организаторы «Стенографии» подчеркивают, что обращение к эстетике метамодернизма в данном случае подтверждает важность «существования и уважения образа креста не только в качестве художественного образа, но и религиозного символа, так как это происходило на протяжении столетий существования данного образа в иконографии и оставило след в мировой культуре».
Сразу после изменения работы в Екатеринбурге Покрас Лампас представил историю создания и трансформации своего рисунка в киноальманахе «33 Слова о дизайне». Также изображения обоих вариантов «креста» попали в видеоинсталяцию в рамках крупнейшего международного мэппинг-фестиваля на знаменитой Берлинской телебашне, который проводился в честь тридцатилетия падения Берлинской Стены.