Почти каждый пятый памятник в Екатеринбурге уничтожили, значительно переместили или повредили

За уничтожение и повреждение ОКН в Екатеринбурге никого ни разу не осудили

Свердловская областная общественная организация охраны культурного наследия «Уральский хронотоп» обнародовала перечень утраченных, уничтоженных, значительно поврежденных и перемещенных ОКН, расположенных в Екатеринбурге. Оказалось, что существенно пострадал почти каждый пятый ОКН. Еще два объекта лишились статуса памятников, в том числе в пользу коммерческих струтур.

За уничтожение и повреждение ОКН в Екатеринбурге никого ни разу не осудили
vk.com/hronotop_ural

Руководитель «Уральского хронотопа» Олег Букин отметил, что перечень поможет волонтерам, неравнодушным горожанам, которые тратят свое время и помогают осуществлять мониторинг ОКН. По результатам монторинга перечень будет скорректирован.

«Цифры, которые содержит перечень, наверное, впервые озвучиваются публично, они дают представление о масштабе бедствия, которое терпит наша область (в части Екатеринбурга) в сфере охраны культурного наследия, – 137 памятников, т.е. почти каждый пятый памятник у нас уничтожен, значительно перемещен или поврежден, 2 исключены (один из них – ради постройки одного банка)».

Кто ж его посадит?

Олег Букин подчеркивает, что за повреждение или уничтожение ОКН предусмотрена ответственность по ст. 243 УК РФ. В Екатеринбурге уничтожено 83 памятника. Никого не осудили, никого не посадили.

Значительно поврежден 51 памятник. Из этого числа в десяти случаях хорошо просматривается преступный умысел, направленный на снос. И снова ни одного уголовного дела. «Однажды в котлован просто упало полпамятника, и там могли быть люди, – вспоминает Олег Букин. – Никто не понес наказания».

Как следует понимать представленные профессиональным защитником памятников данные? Не следует ли из них, что ответственные государственные ведомства проявляют халатность или даже намеренно позволяют уничтожать городские памятники, будучи в сговоре с заинтересованными коммерсантами, представителями городской и областной властей? Жителей уже давно волнуют эти вопросы, ведь речь идет об очевидных преступлениях,

Олег Букин подчеркивает, что даже в случаях новоделов (из 83 у нас 10 таких), которые, как правило, осуществляются с санкции госоргана по охране ОКН, не все так просто. Например, МУГИСО в 2011 снесло объекты на Розы Люксембург, 65 и 67 и заменило их новодельными копиями. Госорган – тогда это было свердловское министерство культуры во главе с Олегом Бадаевым – три месяца, как выразился Олег Букин, «жевал сопли и мямлил что-то невнятное, боясь подставить МУГИСО», потом все-таки обратился в правоохранительные органы с просьбой о возбуждении уголовного дела. Но никто так и не понес наказание.

Чиновники бессильны или в сговоре?

Правозащитник (кстати, Олег Букин – аттестованный Минкультом РФ эксперт по проведению государственной историко-культурной экспертизы) говорит, что государство порой пыталось остановить снос ОКН в Екатеринбурге до его начала, но снос все равно производили, а дел уголовные дела не возбуждались.

«В июле 2012 года сносят не без помощи отдельных чиновников Хохрякова, 1. Мы вовремя забили тревогу, – вспоминает Олег Букин. – Вручать предписание тогда выезжал замминистра культуры области. Не помогло. И власть, бывает, наполовину заодно с погромщиками, а наполовину – бессильна. Даже когда она хочет помочь, у неё не получается. Бывали такие случаи, когда все на уши были подняты: и прокуратура, и полиция, и правительство и губернатор. Все равно сносили и избегали ответственности».

В 2012, когда общественники заговорили о планах сноса памятника на Гоголя, 7, схема, по данным Олега Букина, была «такая же преступная, как с Хохрякова, 1». Речь идет о незаконном выводе памятника из под охраны методом подтасовок в адресной части через постановление правительства области.

«Новое правительство Паслера нас услышало, отменило отдельным постановлением постановление областного правительства, которое фактически давало «зеленый свет» сносу, судилось и выиграло процесс в арбитражном суде против застройщика и т.д.», – вспоминает Олег Букин.

После вмешательства чиновников на памятик дажеповесили табличку, прокуратура направляла предостережения о недопустимости сноса.

«Но мы все равно понимали, что снос будет. И дежурили, – вспоминает эксперт. – Когда снос начался, вызвали всех. Я помню, как с госоргана приехали, чтобы вручить предписание, а их просто не пустили на территорию. Даже когда полиция вмешалась и в ОП-5 застройщику под камеру выдали предписание, снос продолжился и был завершен. Потом приезжал губернатор на снос с хмурым видом, но памятник до сих пор не восстановлен. И ни одного уголовного дела».

«Власть должна ответить»

«С этим надо что-то делать. Власть должна ответить как конкретно по поводу отдельных случаев сносов, так и в целом: собственно, что она собирается делать, чтобы закончить эту практику сносов и избежания ответственности», – говорит Олег Букин.

По его словам, в будущем, после мониторинга и корректировки перечня пострадавших и уничтоженных объектов, вероятно, правозащитники подготовят доклад о ситуации с памятниками в Екатерирнбурге и направят его в органы власти.

«Кроме власти, хотелось бы обратиться к обществу, – говорит руководитель «Уральского хронотопа». – Уничтожать памятники – это плохо. Нулевая толерантность ко всему тому, что связано с уничтожением наследия, должна стать правилом для каждого и для всех. Это наша конституционная обязанность (ст. 44). Без всяких поправок».

Сюжет:

Санкции

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру