Мэрия Екатеринбурга омрачила праздник 75-летия Победы, лишив поддержки фестиваль «Стенограффия»

«Стенограффия» в этом году «поставлена на паузу», оставшись без финансовой помощи Администрации Екатеринбурга. Новость о потере одного из главных культурных брендов шокировала жителей. Мэрия подверглась критике за бездумную или намеренно вредную политику, которая еще и дискредитирует мероприятия, посвященные Победе в Великой Отечественной войне. В итоге главе Александру Высокинскому пришлось оправдываться: город от «Стенограффии» пока не отказывается. Правда, судьба фестиваля в 2020 году под вопросом. Как и репутация мэрии, управления культуры и прочих профильных структур.

Мэрия Екатеринбурга омрачила праздник 75-летия Победы, лишив поддержки фестиваль «Стенограффия»
Фото STENOGRAFFIA ВКонтакте.

18 мая в прямом эфире E1.RU Александр Высокинский заявил, что город пока не планирует прощаться со «Стенограффией», мэрия якобы ищет варианты проведения фестиваля.

— С точки зрения «Стенограффии» найдем вариант, как продолжить. Не променяли, не отказались. Есть технология проведения конкурса, она четко контролируется надзорными органами. Мы говорим о том, что фестиваль потерять нельзя. Значит, нужно садиться и говорить о том, как его не потерять. Что-то мне нравится, что-то нет, но ребята делают. Если мы мероприятия такие проводить не будем, у нас уйдет культура. А она нам нужна. Одна из функций фестиваля — делать граффити красиво, хорошо, а не пачкать фасады, — сказал Высокинский и добавил, что для начала нужно разобраться с эпидемией COVID-19, потом определиться с форматом Дня города, а позже решать судьбу фестивалей.

Фото STENOGRAFFIA ВКонтакте.

Подмена фестивалей и смыслов

Заявление мэра прозвучало через день после скандала, разразившегося 17 июня, когда организаторы «Стенограффии» на пресс-конференции в Интерфакс-Урал заявили, что мероприятие заморожено из-за нехватки средств на его проведение. На фоне пандемии фестиваль лишился одного из ключевых партнеров, и в этой ситуации особенно ценной была бы поддержка со стороны администрации города, которую фестиваль получал последние десять лет. Неожиданно стало известно, что этой поддержки не будет.

Муниципальный конкурс, на котором ранее по заслугам побеждало агентство «СтритАрт», возглавляемое Евгением Фатеевым, в этом году внезапно выиграла московская компания «Коннект». В ее пользу сыграло небольшое падение по цене в сочетании с данными о большем числе муниципальных контрактов. При этом к формату екатеринбургского фестиваля выполненные «Коннектом» работы почти не имеют отношения: это проведение Сабантуев, Дня семьи любви и верности, мероприятий, связанных с Великой Отечественной войной и т.п.

Предполагается, что новый фестиваль пройдет с 3 июля по 3 августа, его главной его темой станет 75-летие Победы. Название фестиваля будет новым (заметно, что безликое имя «Граффити на стенах» выбирали наспех), изменится и его суть.

По факту в 2020 году столица Урала лишится одного из наиболее ярких брендообразующих событий с десятилетней историей. Только долгосрочный экономический эффект от закрытия фестиваля может стоить городу сотен миллионов, потерянных на туристах, на федеральном и международном пиаре, культурный ущерб перевести на деньги почти невозможно.

Фото STENOGRAFFIA ВКонтакте.

Мэрия за что-то мстит?

«Стенограффия», крупнейший фестиваль такого формата в Европе, десять лет укрепляет бренд Екатеринбурга в стране и на международном уровне. За один день Екатеринбург лишился важной части своего культурного бренда. После новостей о судьбе «Стенограффии» екатеринбургская мэрия подверглась настолько жесткой критике, что именно это, наверно, вынудило главу Александра Высокинского дать некие туманные обещания.

Между тем, крепнут теории заговора: муниципальные чиновники могли отомстить «Стенограффии» за скандал 2019 года, связанный с повреждением картины «Супрематический крест» художника Покраса Лампаса на Уралмаше. Тогда новости о глупой ситуации, в которой оказались муниципальные управленцы, сообщили не только ведущие российские, но и зарубежные СМИ. Коррупционные мотивы почти не обсуждаются, так как цена вопроса небольшая — менее 1,5 млн руб.

Поддержка от конкурентов

Слова поддержки в адрес «Стенографии» прозвучали от ее давнего оппонента — организатора партизанского фестиваля уличного искусства «Карт-бланш» Славы Птрк. Как известно, фестивали проходят параллельно, «партизаны» часто иронизируют над своими коллегами.

«У меня долгие и неоднородные отношения со Стенограффией, — заявил художник. — Не будет преувеличением сказать, что и команда организаторов и фестиваль очень сильно повлияли на меня как на художника, и я могу назвать еще с десяток ныне признанных авторов, чей путь начинался в стенах того самого офиса. Да, чуть позже фестиваль, работы на нем создаваемые и политика организаторов стали вызывать всё больше вопросов. Да, что уж там, ни для кого в Екатеринбурге не секрет, что наш Карт-бланш создавался как альтернатива Стенограффии.

Но. Я думаю, в этой ситуации мы должны забыть о всех наших внутрецеховых распрях и старых обидах, и вместе сказать откровенно глупым и недальновидным чиновникам — мы не дадим спустить в унитаз наш труд, наше наследие и наши идеи. Фестиваль должен жить. Да, возможно, не всё, что делается на Стенограффии, нравится мне или вам, но не признавать насколько это масштабное и важное явление, повлиявшее на десятки, а то и сотни художников, на миллионы зрителей по всей стране — просто глупо.

Желаю команде фестиваля не падать духом, трансформировать народную любовь (на 100% заслуженную, кстати) в «народный» бюджет и провести отличный фестиваль в этом году.

А иначе, с кем же мы (Карт-бланш) будем конкурировать и бодаться весь август?»

«Проблема системная»

Сооснователь и идеолог фестиваля STENOGRAFFIA, художник Андрей Колоколов на пресс-конференции заявил, что опасность вылета организаторов фестиваля с конкурса в результате чьих-то агрессивных действий, к сожалению, была всегда. Такова уж порочная практика обращения с уникальными и ценными для города и региона деятелями культуры как с обычными подрядчиками по укладке тротуарной плитки.

Команда «Стенограффии» надеялась, что власти города понимает важность фестиваля и не бросит его. Поэтому сегодняшний удар, да еще и на фоне пандемии, Андрея Колоколова злит. И его легко понять.

«Проблема системная, — говорит Андрей. — Заходя в проект, мы рассчитывали, что продемонстрируем городу ценность фестиваля, покажем, как меняется город, меняются люди. За десять лет фестиваль стал «фишкой», визитной карточкой Екатеринбурга, но условия поддержки (госзакупки — Прим.) не изменились. Рано или поздно проблема должна была произойти, и она произошла. Мы не прошли по количеству муниципальных контрактов, например. Получается, мы, самый большой фестиваль в Европе, проиграли по критерию опытности! Я просто не могу этого понять».

Вместо паблик-арта — «административный арт»

Андрей Колоколов подчеркнул, что организаторы «Стенограффии» начинают готовить новый фестиваль, как только закончится старый, и так десять лет. Мероприятию предшествует масса организационной работы: оценка поверхностей под граффити, всероссийский отбор участников, переговоры с художниками, в том числе зарубежными и т.п.

«Какие у них возникнут проблемы, даже трудно вообразить, — говорит Андрей о компании, выигравшей конкурс. — Интересно посмотреть, как они будут прыгать в этом горящем обруче. Возможно, я говорю со злорадством, но меня это все реально злит. Я серьезно говорю: это будет бездарно, это будет просто «административный арт».

Организатор фестиваля подчеркивает, что партнерство с мэрией для «Стенограффии» зачастую было всего 20-30% от того, что команда вкладывала в фестиваль.

«Смогут ли [победители конкурса] сопоставимо отработать фестиваль? Я сомневаюсь. Думаю, это будет абсолютно бизнес-подход, — рассуждает он. — Город, конечно, может наполниться административным артом, но это будут работы, которые никого не вдохновляют. Мы кучу раз выводили город в мировую повестку. В мире обсуждали то, что происходит в Екатеринбурге! А сегодня будем наблюдать, как в город приходит административный арт».

Уничтожается культурный кластер

«Есть проблема, когда ценностные по смыслам культурные проекты оцениваются процедурально, как закупка той же плитки для тротуаров. Это абсолютно в разных категориях проекты. Ты за десять лет выстраиваешь институцию, которая очень много вкладывает в город, это не будет ничего значить на фоне каких-то сухих критериев госзакупки», — рассуждает руководитель волонтерского движения фестиваля STENOGRAFFIA, продюсер проектов в сфере искусства и социальных коммуникаций Анна Клец.

Ценность фестиваля не только в нем самом, а в «социальном мясе», как выражается Андрей Колоколов, множестве ниточек, которые протянулись от фестивальных проектов в другие сферы общественной и культурной жизни города.

«Теперь Екатеринбург считается российской столицей уличного искусства, люди водят экскурсии, с фотокамерами бегают и фотографируют эти объекты. Фестиваль был для этого всего драйвером», — говорит художник.

По его словам, сегодняшняя проблема «Стенограффии» — плохой «флажок» для тех, кто горит субкультурой, занимается своим делом, хочет становиться лучшим в мире и выводить на этот уровень свой город.

Трудно не согласиться с организаторами фестиваля. Действительно, потеря таких системообразующих проектов, замена их обычным исполнением муниципального контракта по административным поводам и датам, в конечном итоге приведет к обеднению культуры Екатеринбурга, к потере годами нарабатывавшихся компетенций, к оттоку мозгов и прочим негативным последствиям.

Ценность фестиваля не только в аккуратности городских фасадов, о которой говорит Александр Высокинский, все серьезнее. Потеря «Стенограффии» — это как закрыть завод, вокруг которого выстроился кластер. Как оценивать чиновников, допустивших подобное развитие событий?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру