Как в Екатеринбурге прошел фестиваль театров «Петрушка Великий»

В Екатеринбурге в сентябре прошел X международный фестиваль театров кукол «Петрушка Великий». Здесь были и спектакли, и выставки, которые подарили зрителям массу положительных эмоций. Чем же удивил фестиваль на этот раз – в нашем материале.

Как в Екатеринбурге прошел фестиваль театров «Петрушка Великий»
Спектакль «Калоши счастья» стал синтезом искусства кукольного театра. Фото: Евгения Пляс

Театральная культура Европы всегда отличалась особым шармом. Актеры в современном театре кукол больше, чем актеры. Многие европейские кукольники становятся известными, если придумывают свой материал или систему кукол. Французская театральная компания «Де Фурми дан ля Лантерн» из города Лилль в рамках фестиваля «Петрушка Великий» представила спектакль-онлайн «Наперекор ветру». Изысканное поэтическое название, за которым сокрыты боль, страх, угроза, тревога и ненависть.

Эта трогательная миниатюра выполнена в самом традиционном понимании театра кукол: марионетки, теневой театр, стол-трансформер. Создатели спектакля Пьер-Ив Гинэ и Йоанель Стратман вдохнули новое веяние жизни в классическую тему авторитаризма и тирании. Простая история маленьких героев о борьбе за свободу и сохранение индивидуальности. Удивительно, как бережно и трепетно артисты относятся к своим куклам, будто их собственные переживания трансформируются и перетекают в переживания героев, что в свою очередь не может оставить равнодушным никого из зрителей. Интересное решение использовать в качестве корпуса марионеток блокнот с чистыми листами, это усиливает внутренние переживания за героев, и в то же время очень легко считывается скрытый замысел авторов миниатюры.

Совершенно оригинальным выглядит «порыв ветра», даже в онлайн-формате сохраняется иллюзия воздушной прослойки, силы движения, вся энергия тут же обнажается и становится ощутима извне. Трансформация стола – еще одна находка для этой истории. С одной стороны, использование такой поверхности – самое элементарное сценографическое решение, но с другой – именно оно делает историю цельной, нет деления картин, наоборот, одна сцена закономерно перетекает в следующую и так далее, время движется непрерывно, катится словно колесо, события следуют одно за другим.

Есть много деталей, заслуживающих отдельного разбора, но остановимся на ключевых моментах. Самыми трогательными стали три сцены: тюрьма, побег и полет-освобождение. Они не только более остальных наполнены яркостью в оформлении, но кроме того в них есть тот самый нерв, которого так долго ожидает зритель, а после наступает радость от того, что маленькая девочка смогла стать тем самым символом вечной свободы, необходимой каждому из нас. Такая радостная и печальная сказка, внутри которой заключена угнетающая реальность… И тем не менее надежда на свободную истину и истинную свободу остается в наших сердцах.

Что такое счастье и кто его достоин?

Атмосфера волшебства царила в зале еще до начала спектакля. Голоса озвучивали рассуждения великих людей прошлого о счастье. Счастье… Такое разное для каждого и такое общее для всех нас. Каждый жаждет его обрести, но как узнать, достоин ли ты настоящего счастья? А на самом ли деле то, о чем ты мечтаешь, сделает тебя счастливым? Или это всего лишь фантазия, которая может стать истинным кошмаром, стоит ей только осуществиться?

«Бойтесь своих желаний, они имеют свойство сбываться», – говорит Фея Печали. В рамках десятого юбилейного Международного фестиваля театров кукол «Петрушка Великий» Омский государственный театр куклы, актера, маски «Арлекин» показал на сцене Екатеринбургского театра юного зрителя фантастическую историю Пети Трофимова (по мотивам сказок Андерсена) «Калоши счастья». Волшебное повествование для детей, воплощенное питерским режиссером Алексеем Смирновым, обрело далеко не детский смысл и наделило его теми ценностями, которые так важны во взрослой жизни.

Перед собой зритель видит множество нарисованных женских и мужских фигур – это гости салона пришли посмотреть спектакль по пьесе Шекспира. Мы слышим восхищение, удивление, пафосные речи гостей, их смех. Люди веселятся, забавляются, яркость внутреннего содержания полностью соответствует внешней составляющей образов.

Художник Евгения Шахотько (Москва) придумала совершенно удивительную и запоминающуюся визуализацию в оформлении: вертикаль, на которой расположены гости салона, равно соотносится с вертикалью расположения мест в зрительном зале, поэтому создается ощущение амфитеатра. Даже если изначально так не было задумано, это волшебство случилось.

Выставка Юлии Селаври «С куклами по пути». Фото : Ксения Альпинская

Спектакль «Калоши счастья» стал настоящим синтезом искусства кукольного театра, где легко переплетаются и коррелируют между собой все элементы постановки: «говорящие лица» на нарисованном теле, куклы, теневой театр, графическая визуализация и свет (Александр Новиков), прием театра в театре – все так тесно связано в единый мир, что страшно представить, что будет, если убрать хоть что-то.

Картинка развалится, потускнеет, мир перестанет быть наполненным красками, живостью, ведь все это разнообразие создает гармонию мира в постановке А. Смирнова. Образы реальных актеров органично сосуществуют с куклами, не ощущается четкое разделение «живого» и «неживого», одно продолжает другое, соприкасается друг с другом, образуя новую сказочную Вселенную.

И вот наконец-то мы можем поговорить про исполнителей. Весь спектакль статично с нами находятся Фея Радости (Ирина Сергеева) и Фея Печали (Елена Фалалеева). Они как бы и образуют эту воронку, вокруг которой строится основное действие. Несмотря на весь свет своего героя, Ирина Сергеева несколько меркнет перед героиней Елены Фалалеевой, будто тьма поглощает свет, отсюда следует нарушение баланса, который восстанавливает кукловод в исполнении Артура Арутюнова. Он, пожалуй, единственный, кто может обернуть в позитив безвыходную ситуацию противостояния двух фей.

Герой Артура Арутюнова легкий, яркий, живой, он изначально смотрит на все с положительной стороны, несмотря на грусть о том, что не стал директором настоящего театра, но в то же время он еще сильнее укрепляется в истинности своего счастья, ощутив на собственной шкуре реализацию потаенного желания. Благодаря такому образу сказка не теряет своей магии и приобретает черты взрослости.

Такой эту фантастическую историю Алексея Смирнова о волшебных калошах видит екатеринбургский зритель: светлой, завораживающей, притягивающей, философской.

«Кто мы – куклы на нитках»

За день до открытия фестиваля организаторы подарили возможность познакомиться с выставкой главного художника Екатеринбургского театра кукол Юлией Селаври «С куклами по пути».

Выставка проходила в Арт-галерее «Синара-центра» и продемонстрировала, насколько разным и сложным может быть искусство создания театральных кукол: «Пять спектаклей, пять разных творческий путей. Зритель сможет увидеть, как рождается спектакль, как идеи и истории воплощаются в объеме. Вас ждет путешествие от холодного склепа «Ромео и Джульетты» через жаркие восточные страны, где царствует калиф Хасид, к сказочным мирам Алисы и Спящей красавицы, к простому шведскому городу, на крышах которого живет Карлсон».

Работы Юлии поражают одухотворенностью, видно, с какими любовью, трепетом и кропотливостью подходил автор к задаче. Фантазия Селарви удивляет каждого, кто даже не в первый раз видит ее работы. Конечно, самым невероятным был второй зал, где представлены куклы и оформление спектакля «Ромео и Джульетта». Полумрак, черепа, скелеты, кости, гробы – кругом все пропитано мотивом смерти и трагедии. Невинных влюбленных окружают существа без жизни и радости, существа, от которых не осталось и намека на живое существование. Страшно? Очень. Но это завораживает. Не зря сказала художник: все, кроме Ромео и Джульетты, давно умерли, они единственные, кто остался жив, благодаря своей способности любить чисто и искренне.

Юлия Владимировна Селаври с 1985 по 1993 гг. являлась художником-оформителем в творческо-производственном комбинате ХФ РСФСР. В 1993-1995 гг. была заведующий художественно-постановочной частью Екатеринбургского театра кукол. С 1995 года – художник-постановщик, а с 2003 года – главный художник театра, а также старший преподаватель кафедры театра кукол Екатеринбургского государственного театрального института.

До встречи, «Петрушка…»!

В Большом зале «Колизея» Х Международный фестиваль театров кукол «Петрушка Великий» официально подвел итоги. Все спектакли были отданы на строгий, но справедливый суд жюри фестиваля, среди которых были: главный редактор портала «Культура Екатеринбурга» Елена Азанова, театральный критик и эксперт «Золотой Маски» Владимир Спешков, проректор РГИСИ и исследователь истории театра кукол Анатолий Кулиш, театральный критик и эксперт «Золотой Маски» Арина Шепелева, театральный режиссер и педагог Виктор Шрайман, который, к слову, уже не в первый раз (совместно с Владимиром Спешковым) резюмирует постановки, представленные театрами на «Петрушке Великом». Традиционно одного победителя определили сами участники фестиваля, проголосовав за своих коллег, определяя достойного в номинации «Признание».

Закрытие фестиваля. Фото: Екатеринбургский театр кукол / vk.com

Специальными дипломами фестиваля были отмечены:

- Фольклорный ансамбль фестиваля под управлением Оксаны Боднар (Екатеринбургский театр кукол);

- Актерский дуэт: Иван Луценко, Юлия Гореванова («Мама и я», Ульяновский театр кукол им. н.а. СССР В.М. Леонтьевой);

- Актерское трио: Оксана Боднар, Татьяна Жвакина, Александр Шишкин («Колобок», Екатеринбургский театр кукол);

- Актерский дуэт: Олег Романов, Марина Збуржинская («О рыбаке и рыбке», Театр кукол республики Карелия, г. Петрозаводск);

- Организаторы первого офлайн-фестиваля театров кукол 2020 г. (Екатеринбургский театр кукол).

Основными наградами фестиваля который год являются статуэтки с изображением того самого виновника торжества – Петрушки. Много лет они путешествуют по разным городам и странам, но один из них остался в родном городе:

- Премия «Признание»: лучший спектакль «О рыбаке и рыбке» (Театр кукол республики Карелия, Петрозаводск);

- Лучший художник: Кира Камалитдинова («О рыбаке и рыбке», Театр кукол республики Карелия, г. Петрозаводск);

- Лучшая актерская работа: Марк Шниттгер («Планета Эдем», Копродукция Марка Шниттгера и ассоциации Bühnenwerk e.V. Киль, Германия);

- Лучший актерский ансамбль: «Ноктюрн для влюбленных» (Государственный театр кукол Удмуртской республики, Ижевск);

- Красноярскому театру кукол «За воплощение поэзии Александра Башлачева средствами театра кукол» («Егоркина былина»);

- Гран-при: «Йуд орол» (Республиканский театр кукол, Йошкар-Ола).

Еще один Петрушка, по единогласному мнению жюри, с формулировкой «Ангелу-хранителю Международного фестиваля театров кукол “Петрушка Великий”» ушел к Светлане Николаевне Учайкиной, которая много лет сама проводила этот фестиваль как директор Екатеринбургского театра кукол и продолжает его поддерживать, будучи министром культуры Свердловской области.

Так вот и был официально закрыт X Международный фестиваль театров кукол «Петрушка Великий». Но не стоит отчаиваться, совсем скоро он откроет свои двери уже в 11-й раз!

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру