Студентка рассказала, что остается за кулисами балетного мира

Как наблюдатели, мы видим только одну сторону: красивую картинку. Мало кто задумывается, что скрывается от зрителя, а ведь там боль, кровь, слезы, изнурительные тренировки и жестокая конкуренция. Об изнанке ходит множество страшилок: про жестокие диеты и мучение балерин, но все ли так на самом деле? Чтобы разобраться в этом, мы пообщались со студенткой Пермского государственного хореографического училища, балериной – Евой Тропиной.

Студентка рассказала, что остается за кулисами балетного мира
Фото: Анна Ваганова.

– Прежде чем начать выступать, ты прошла длинный путь, с чего он начался: как ты попала в мир балета?

– С детства я была очень активная, поэтому мама решила отдать меня в художественную гимнастику. C четырех лет начался мой путь. Восемь лет я была в этом спорте: ездила на разные соревнования и сборы. Как-то раз мы поехали в Сысерть, где была хореография, ее вели два педагога из балетного Екатеринбургского училища. Они поговорили с моим тренером: мне надо попробовать заняться балетом, ведь у меня есть данные. С этого момента я начала углубляться в балетную жизнь. Год подготовки, и в 12 лет я была в Пермском государственном хореографическом училище.

– Как ты готовилась к поступлению в училище?

– Я ходила в балетную студию «Аврора» к педагогу Анне Михайловне Кокавиной. Ездила каждое воскресенье в Екатеринбург, в училище на подготовительные курсы – занималась там. Так как на гимнастике была хореография, я знала некоторые балетные движения. Поэтому мне было нетрудно разобрать балетные термины, о которых говорит педагог.

– Какой должна быть балерина, чтобы она смогла выступать? Какие требования к девушке, которая хочет заняться балетом?

– Перед поступлением меня сразу предупредили, что есть проблемы с весом и нужно похудеть. Балерина должна быть: стройная, воздушная, длинная шея, длинные руки и ноги, маленькая голова. И это только внешние данные, также есть физические данные, по которым тоже смотрят и выбирают девочку. Это красивая линия ноги, растяжка, гибкость, подъем, высокий прыжок. Когда меня взяли в училище, предупредили – нужно худеть, ведь из-за веса могут отчислить. Но в том юном возрасте еще не понимала, что вес – это критично. Меня ставили танцевать в разные спектакли с профессиональными артистами, хвалили на уроках, и я даже не думала, что килограммы могут повлиять на мою карьеру. Чем старше я становилась, тем меньше меня ставили в разные танцы и тем больше мне говорили про вес, а физические данные были уже не так важны, ведь я была больше нормы. Стала с этим бороться, но ничего не помогало – начался переходный возраст, тело меняется. В этот период мне было действительно трудно взять себя в руки и похудеть, я была на грани отчисления из училища, потому что не подходила для сцены. Но мне дали шанс и перевели на 1 курс.

– Один из важных критериев в балете – вес, сталкивалась ли ты с проблемами из-за жестких стандартов?

– C первого балетного класса я все худела и не могла скинуть вес. Сначала за экзамены мне ставили хорошие оценки, начиная с четвертого балетного класса оценки стали плохие, мне все время говорили: меня отчислят, но каждый год оставляли с низкой оценкой. Конечно, когда тебе постоянно говорят, что ты толстая и тебя отчислят, психика меняется, начинаешь стрессовать. Если я начинаю нервничать или переживать, то заедаю стресс, много-много ем, и мне становиться лучше. Я стала относиться более спокойно к еде. Не съедать все сразу, что купила. И потихоньку вес ушел, за экзамен мне поставили хорошую оценку, сказав, что я похудела и стала лучше заниматься и выглядеть на сцене. На втором курсе стала еще худее: случился переломный момент в жизни, из-за чего я сбросила еще шесть килограммов. В этот момент я не заедала его, а вообще ничего не ела, плохо спала. Каждый день у меня были нервные срывы, поэтому я похудела. Мой внешний вид стал лучше, но мое здоровье и нервная система стали хуже. Сейчас, во второй половине 2 курса, мне сильно лучше, я стараюсь поддерживать свою форму.

– Сталкивалась ли ты с конкуренцией?

– Когда я только поступила, девочки видели во мне конкурентку: хорошо занималась, не боялась показывать себя яркой, эмоциональной, многие меня любили за справедливость и доброту, конечно, некоторым это не нравилось. Они знали про мою проблему с весом и любовь к сладкому, поэтому решили «откормить», чтобы меня отчислили из-за лишнего веса. Я даже и не подозревала этого, они отдавали мне шоколад, булочки, разную вкусную еду. Конечно, не могла себе отказать в этом и ела: становилась все больше и больше. В какой-то момент моя соседка по комнате решила рассказать: они собирались и обсуждали, что сделать, для моего отчисления и остановились на этом. Я очень расстроилась, не говорила ни с кем, ничего от них не брала.

– Какой стала жизнь после поступления в училище?

– Когда я занималась гимнастикой, мы часто ездили на соревнования и сборы без родителей, так что мне было нетрудно уезжать из родного города в другой без мамы, скорее она переживала – за уроки, которые мне придется учить самой, ведь в начальной школе мы делали это вместе. Я живу в интернате с тремя девочками. Гладить и стирать меня научили мама и бабушка, они мне все показали, а я запомнила. Готовить не надо – у нас есть столовая, и с этим проблем нет. Конечно, уезжая из дома от родителей, ты становишься старше. Кстати, надо было пришивать ленточки к балеткам и к пуантам, но этому нас учил педагог, мы попробовали вместе с ней, научились и сами шить, зашивать, пришивать.

– Сталкивалась ли ты с жестокостью педагогов?

– В школе учителя хорошие, есть молодые и в возрасте. С первого по третий балетный класс у меня был молодой учитель. Она была доброй, могла как-то поругать, но жесткости не было. А вот с четвертого по пятый класс у нас была учительница в возрасте – представитель старой русской балетной школы, училась во времена Гейденрейха, Сахаровой, когда жесткость была и очень сильная. Взяв наш класс, она ругалась и даже применяла силу. Я помню, как она называла меня «толстомясая».

Был случай, она мне сказала: плечо отпустить. Я отпустила, а она имела в виду отпустить руку и лопатку, я вообще не поняла этого замечания, и она ударила меня в спину. Но я люблю этого педагога, она давала знания той русской школы, что была в ее время. У нас было много практики. Мы постоянно учили новые танцы, хоть она была не так добра, но я знала, что хочет как лучше, чтобы мы действительно стали кем-то важным, а самое главное нужным в этой сложной, трудной и невероятно красивой профессии.

– За что ты можешь сказать спасибо балету?

– Балет – это тяжелый труд, который скрывается за кулисами, на сцене ты сияешь, танцуешь, порхаешь, делаешь все правильно, красиво и невероятно, но не каждый знает, что за этим скрывается. Балет – это душа. Это искусство, где не говорят, но и без слов все понятно. Я живу сценой, танцем, балетом, зрителями. Это тяжелый, кропотливый труд, который дает очень многое: силу воли, характер, здоровье, умение выражать эмоции, говорить телом, слышать и чувствовать музыку.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру