Бензин сквозь пальцы: как размываются договоренности о сдерживании цен на топливо

На фоне заявлений кабмина о заморозке цены на ГСМ резко выросли

Цены на нефтепродукты в России заморожены, сообщил 12 ноября вице-премьер правительства Дмитрий Козак президенту страны Владимиру Путину. «Они будут такими сохраняться с учетом инфляции, изменений налогового законодательства, до конца марта», — подчеркнул чиновник. Как оценивать эти слова вице-премьера? Как попытку лукавства в беседе с главой государства или как очередную ошибку федерального правительства? По данным простых бизнесменов, их фактические расходы на покупку горючего в эти дни совсем не заморозились, а резко выросли. И причиной тому, как ни парадоксально, неловкие попытки кабмина остановить рост цен.

На фоне заявлений кабмина о заморозке цены на ГСМ резко выросли
Фото kazmobiltrans.kz

Странному заявлению федерального вице-премьера предшествовали следующие события. В течение двух недель государство действительно принимало меры по заморозке ценника на ГСМ.

Обещания и постановления

Осенью 2018 года в России был зафиксирован рост цен на топливо, происходящий на фоне общемирового подорожания нефти. На этот процесс обратил внимание Владимир Путин. Президент подверг нефтяников критике за топливный кризис и поручил кабмину ввести ограничения цен для внутреннего рынка на определенный период времени. Глава государства подчеркнул, что работающие на экспорт производители ГСМ не должны переносить свои сверхприбыли от продаж нефти и нефтепродуктов за рубежом на внутренний рынок, сообщало РИА Новости.

31 октября правительство заключило с государственными и частными нефтеперерабатывающими компаниями предварительное соглашение о фиксации цен на топливо на уровне июля 2018 года. Соглашение вступило в силу 1 ноября и будет действовать до 31 марта 2019 года.

До января средняя цена литра Аи-92 на оптовом рынке не должна превышать 39,86 рубля, Аи-95 — 42,77 рубля, дизеля — 43,11 рубля. В рамках концепции заморозки цен все-таки предусмотрено небольшое послабление для нефтяников - в январе можно будет повысить цены не более чем на 1,7%, по сути, это будет компенсация для производителей с учетом роста НДС (с 18 до 20 %). Других повышений цен на топливо быть не должно.

6 ноября Козак поручил Федеральной налоговой службе (ФНС) и Федеральной антимонопольной службе (ФАС) России проводить внеплановые проверки деятельности независимых сетей АЗС.

7 ноября Дмитрий Медведев подписал постановление, обязывающее Минэнерго и ФАС РФ заключить с нефтяными компаниями соглашение о стабилизации цен на топливо.

Казалось бы, власти страны гарантировали гражданам и бизнесу спокойную жизнь без роста цен на ближайшие полгода. Однако на практике все иначе. Цены уже растут, да еще и обгоняют инфляцию, по дизельному топливу - примерно в десять раз.

Договоренности уже размываются

Дмитрий Медведев подчеркнул, что будет следить за соблюдением достигнутых договоренностей о заморозке цен на ГСМ. Если они будут размываться, государство введет заградительные пошлины на экспорт, сообщает «Коммерсантъ». Похоже, уже пора реализовывать эти угрозы, так как договоренности уже размыты. Или лучше для начала по-настоящему, а не только на бумаге и в сообщениях СМИ, навести порядок на внутреннем рынке горючего.

Как обстоят дела на рынке сегодня? Для рядового автолюбителя неплохо. Рост цен действительно прекратился. Однако это видимое благополучие, как часто бывает в России, по факту достигается за счет дополнительной нагрузки на бизнес. Как только правительство РФ начало принимать усилия по стабилизации цен, коммерческие компании из всех регионов страны начали подсчитывать дополнительные убытки.

Недовольные резким ростом своих расходов на топливо бизнесмены уже обращаются с жалобами к Дмитрию Медведеву. Также сообщения о нарушениях на внутреннем рынке нефтепродукции, несоблюдении распоряжения о замораживании цен отправляют на имя премьера свердловские бизнесмены. Опираясь на одно из таких обращений, «МК-Урал» расскажет, на какие ухищрения идут продавцы нефтепродуктов, чтобы получить дополнительную прибыль в обход соглашений с правительством.

Скрытое повышение

Рассмотрим сложившуюся ситуацию на рынке ГСМ для юридических лиц на примере политики компании «Газпромнефть».

«Данная компания осуществляет действия по скрытому повышению цен на нефтепродукты, не намереваясь выполнять анонсированные в СМИ договоренности с правительством РФ», - заявляют свердловские бизнесмены в письме к Дмитрию Медведеву.

Для начала поставщики топлива отменили предоставляемые ранее скидки (до 7% на дизельное топливо). Когда подобное происходит в конкурентной среде, клиент может уйти туда, где скидки по-прежнему есть. Но рынок ГСМ не такой, на нем сегодня, по сути, осталось несколько монополистов, в некоторых регионах действует всего два игрока. При почти синхронном отказе от предоставления скидок этими игроками, потребитель лишается возможности для маневра. Ему просто выкручивают руки.

Дальше — больше. «Газпромнефть», как следует из письма к премьер-министру, фактически сделала наценку для юридических лиц в виде неких сервисных услуг — на 3,75%. Складывается парадоксальная ситуация. Компаниям придется приобретать ГСМ у монополистов на 3,75% дороже, чем это будут делать простые автовладельцы.

При продаже «физику» 15 литров бензина или дизтоплива АЗС вынуждена тратить средства на обслуживание, связанное с оборотом наличных или с расчетом по банковским картам. Предприятие покупает гораздо большие объемы, например, несколько тонн в день, что выгодно для поставщика. При этом расплачивается через банк, освобождая ту же «Газпромнефть» от дополнительных расходов.

Отдача от коммерческого клиента для поставщика ГСМ, безусловно, выше, чем от простого потребителя. И коммерсанты могли бы рассчитывать на скидки. Но сегодня все происходит с точностью до наоборот. «Ультимативная форма предложения Газпромнефти для юридических лиц, предполагает не скидки за объем, а покупку ГСМ дороже на 3,75%», - подчеркивают авторы письма к Дмитрию Медведеву.

Бензиновый лайфхак

Как сохранять невозмутимый вид при заключении соглашений с федеральным правительством и одновременно загонять в бензиновую кабалу своих клиентов? Схема «взлома» системы, предложенной правительством, «лайфхак», как сегодня модно говорить, выглядит не так уж сложно. Изучим ее, почитав документы, полученные свердловским заводом от ООО «Газпромнефть-Корпоративные продажи».

7 октября ООО «Газпромнефть-Корпоративные продажи» заключило с предприятием договор на поставку нефтепродуктов с применением топливной карты. Договором предусмотрены скидки, в зависимости от объема покупаемого продукта.

Приобретая от 40001 до 50000 литров нефтепродуктов на АЗС «Газпромнефть», предприниматель может рассчитывать на скидку 5%, от 50001 до 100000 литров – 6%, от 100001 до 150000 литров – 7%.

Однако 1 ноября, в день начала действия предварительного соглашения, заключенного кабмином с поставщиками ГСМ, ООО «Газпромнефть-Корпоративные продажи» направляет предприятию уведомление за подписью директора отделения «Урал» Стогней А.Л. об изменении условий сотрудничества с 1 декабря.

С этой даты ООО «Газпромнефть-Корпоративные продажи» вводит для клиента дополнительную плату за сервисные услуги, ранее оказываемые продавцом в рамках договора бесплатно, также отменяются скидки на дизельное топливо. Скидка за объем на бензин уменьшается с 4 до 1,5% и предоставляется только при условии покупки более 5 тонн бензина.

Цена сервисных услуг устанавливается в зависимости от общего объема выборки покупателем товаров, в том числе сопутствующих товаров, в торговых точках продавца за отчетный период, включая НДС. В процентном соотношении стоимость сервисных услуг устанавливается в размере от 1% до 3,75% в зависимости от объема приобретенных нефтепродуктов.

«Причем скидки и введение нового сбора, вводятся задним числом, т.е. с 1 октября 2018 года», - подчеркивают авторы обращения к Дмитрию Медведеву. - Таким образом, скидки за приобретаемые нефтепродукты ООО «Газпромнефть-Корпоративные продажи» исключены, а взамен введена дополнительная плата за сервис по обслуживанию топливной карты. В действительности же это является реальным повышением цен на бензин, прикрытым надуманной платой за навязываемые сервисные услуги».

Свердловские промышленники считают, что подобная тактика ООО «Газпромнефть-Корпоративные продажи» вынуждает завод заключить крайне невыгодное соглашение, так как обеим сторонам понятно, что прекращение поставок бензина нанесет серьезный удар по производственной деятельности предприятия.

При низкой конкуренции бежать некуда


Дополнительное соглашение о новой ценовой политике предлагается подписать в максимально сжатый срок. Заводчане отмечают, что это признак желания ООО «Газпромнефть-Корпоративные продажи» лишить предприятия возможности выбрать другого поставщика горючего.

Да и выбор, кстати, невелик. Пообщавшись с компанией «Лукойл», производители обнаружили, что эта компания так же отменила скидки на дизельное топливо. Появился и платный сервисный сбор, правда, при объемах покупки ГСМ заводом он окажется чуть меньше, чем у дочки «Газпрома» - 1,1%, новые топливные карты здесь пока не выдаются.

Возвращаясь к ситуации с «Газпромнефтью», подчеркнем важный момент. По данным из письма на имя Дмитрия Медведева, подобные допсоглашения и уведомления направлены не только конкретному производителю, но и другим предприятиям, ранее заключившим с ООО «Газпромнефть-Корпоративные продажи» договоры на поставку нефтепродуктов (документы имеют типовую форму).

«Все выше сказанное, свидетельствует о желании ввести общественность и Правительство РФ в заблуждение относительно своих намерений по замораживанию цен на бензин и получить выгоду любым путем, в том числе под угрозой остановки предприятий-контрагентов», - заявляют в письме к премьер-министру свердловские промышленники.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру