Строительство в южной части Екатеринбурга оказалось под вопросом

Девелоперы опасаются, что разработанный «Кольцово» документ сделает работу невозможной

Екатеринбургские застройщики в очередной раз сообщают об угрозе коллапса рынка нового жилья в уральской столице. На этот раз, по их словам, к таким последствиям может привести принятие проекта приаэродромной территории (ПАТ) аэропорта «Кольцово». По мнению Гильдии строителей Урала, принятие документа ударит не только по карману девелоперов, но и фактически сделает невозможным возведение социальных объектов и проведение благоустройства на значительной части города.

Девелоперы опасаются, что разработанный «Кольцово» документ сделает работу невозможной
Фото: e1.ru

В первый рабочий день 2021 года Гильдия строителей Урала выступила с заявлением о том, что в Екатеринбурге под угрозой находится возведение восьми миллионов квадратных метров жилья. Причина этого – проект ПАТ аэропорта «Кольцово», согласно которому значительная часть Екатеринбурга попадает под действие ограничений.

«В частности, речь идет о районах южнее улицы Малышева, – говорится в заявлении. – Воздействию подвергнутся новое строительство и реновация существующего жилищного фонда, а также развитие социальной инфраструктуры и обустройство рекреационных пространств».

Примечательно, что, по утверждению гильдии, ограничения касаются не только Екатеринбурга, но и еще пяти муниципалитетов-спутников. Данную информацию застройщики уже доносили до региональных и федеральных властей, но актуальный на начало 2021 года проект по-прежнему не устраивает застройщиков.

«Предложенная разработчиками редакция приаэродромной территории Кольцово явно разбалансирована и способна нанести серьезный ущерб развитию Екатеринбурга, – отмечает президент организации Вячеслав Трапезников. – Мы настроены на поиск компромиссного решения. Гильдия продолжит занимать активную позицию и последовательно отстаивать интересы муниципалитетов и региона. Результаты нашего анализа направлены губернатору Свердловской области».

С одной стороны, к заявлению гильдии можно было бы отнестись скептически. Организация не в первый раз выступает с апокалиптичными прогнозами, требуя принять или отменить то или иное решение. Например, прошлой осенью в СМИ появлялось заявление о том, что гильдия отказывается от работы в любых совещательных органах, созданных совместно с администрацией. Причиной стал отказ профильной комиссии думы от принятия поправок в правила землепользования и застройки, которые, в числе прочего, включали увеличение коэффициента плотности застройки. В итоге гордума согласилась с позицией застройщиков.

Кроме того, президент гильдии Вячеслав Трапезников в одном из интервью поставил в число «побед» отмену обязательного согласования архитектурного облика зданий с администрацией города. Многими экспертами, в том числе депутатами думы, данные действия застройщиков рассматривались как проявление некоего строительного лобби, готового ради выгоды бизнеса пожертвовать и обликом города, и социальной сферой.

В то же время в случае с проектом ПАТ гнев девелоперов выглядит вполне обоснованным. Дело в том, что в 2017 году было изменено федеральное законодательство, касающееся охранной зоны аэропорта. Если раньше она была одинаковой для всех воздушных гаваней, то теперь каждый аэропорт разрабатывает проект сам, после чего передает в федеральные органы власти для утверждения. При этом защитная зона состоит из семи подзон, в рамках которой действуют разные ограничения: от полного запрета на возведение сооружений, не имеющих отношение к обеспечению безопасности полетов, до установления предельного уровня шума, света и электромагнитного излучения. Данные ограничения связаны с тем, что самолеты и без того создают шум, и проведение вдобавок к полетам еще и строительных работ нарушит права проживающих на данных территориях граждан.

В случае с «Кольцово» в седьмую подзону, судя по документам, опубликованным еще летом в ряде СМИ, попала почти треть города, в том числе будущий административный район Академический, а также микрорайоны «Солнечный» и «Светлый». Более того, в зону попадает и территория будущей деревни Универсиады.

Помимо седьмой подзоны, недовольство застройщиков, вероятно, вызвали и границы четвертой, в рамках которой ограничена этажность. Так, в микрорайоне «Новокольцовский» максимальная этажность будет сокращена с 17 до 9 этажей, а в микрорайоне «Шишимская горка» – и вовсе с 29 до четырех. Застройка обеих территорий – проект «Синары-Девелопмента», а данная компания является одним из членов гильдии.

Примечательно, что помимо «Кольцово» среди других крупных городов проблемы с утверждением ПАТ возникли в Самаре, где администрация местного аэропорта до 2019 года не предпринимала мер по разработке проекта, из-за чего транспортная прокуратура была вынуждена обращаться в суд. Местная воздушная гавань, как и «Кольцово», контролируется группой «Аэропорты регионов», подконтрольной ГК «Ренова». Не исключено, что судебные тяжбы в Самаре привели к тому, что администрация «Кольцово» стала спешно разрабатывать проект ПАТ, не проведя необходимых исследований и консультаций.