Екатеринбургский «Гортранс» попробуют спасти повышением цен и сокращением маршрутов

Сотрудники жалуются на разваливающийся подвижной состав, а пассажиры – на несоблюдение графика

В Екатеринбурге в очередной раз заговорили о кризисе муниципального общественного транспорта. Долги ЕМУП «Гортранс» достигли рекордных уровней. Поставщик электроэнергии регулярно грозит обесточить объекты предприятия, а представители профсоюза жалуются губернатору Евгению Куйвашеву на низкую зарплату и на износ подвижного состава. Пассажиры заявляют о резком увеличении интервалов в движении. При этом анонсированная еще несколько лет назад концессия до сих пор далека от заключения, а спасать муниципальный транспорт пока планируется за счет изменения тарифов и сокращения маршрутов.

Сотрудники жалуются на разваливающийся подвижной состав, а пассажиры – на несоблюдение графика
У жителей Химмаша будет возможность доехать на работу или домой даже в случае нового отключения подстанций. Фото: "МК-Урал"

О том, что муниципальный транспорт Екатеринбурга находится в состоянии, близком к критическому, стало ясно еще в конце июля, когда «Екатеринбургэнергосбыт» понизил мощности Октябрьского троллейбусного депо, из-за чего была обесточена троллейбусная линия, связывающая Химмаш с центром города. Причиной стали долги ЕМУП «Гортранс», достигшие 140 млн рублей. Администрации Екатеринбурга удалось достичь договоренностей с энергетиками о выделении средств на погашение задолженности из бюджета, а через несколько дней мэр Алексей Орлов пообещал, что электротранспорт из-за финансовых причин больше не встанет.

Однако уже в конце сентября энергетики вновь предупредили о том, что намерены ограничить подачу электроэнергии, и даже предложили транспортникам заменить троллейбусы на автобусы. И хотя полной остановки электротранспорта вновь не произошло, перспективы системного сбоя в работе городского электротранспорта выглядят все более вероятными.

«Управленческий кризис»

Опасения за судьбу ЕМУП «Гортранс» высказывают сами сотрудники предприятия. 7 октября во время совещания губернатора Евгения Куйвашева с представителями областных профсоюзных организаций председатель профкома «Гортранса» Людмила Вяткина заявила, что ЕМУП находится «на грани выживания».

«За многомиллионные долги арестовывают счета, отключают электроэнергию, разваливается подвижной состав и трамвайные пути, усиливается текучка кадров, – сообщила представитель трудового коллектива. – В обязанности водителя внесли обилечивание пассажиров: водители устают, пассажиры ругаются, выручка упала на 30%».

После совещания Евгений Куйвашев заявил порталу Е1, что областное руководство займется проблемой, хотя внутригородской транспорт и относится к муниципальным полномочиям. Причиной сложившейся ситуации губернатор назвал «управленский кризис на самом предприятии», что многие расценили как анонс увольнения директора Сергея Нугаева.

Слухи об увольнении ходят на протяжении практически всего двухлетнего периода его работы во главе «Гортранса». При этом нынешнее предприятие было создано в 2019 году на базе МУП «Екатеринбургское трамвайно-троллейбусное управление», которое также возглавлял Сергей Нугаев. На момент объединения ЕТТУ с ЕМУП «Муниципальное объединение автобусных предприятий» в обеих структурах финансовая ситуация была тяжелой. В 2017 году сотрудники ЕТТУ и МОАП провели совместный митинг с требованием погашения задолженности по зарплате и повышении самой зарплаты до среднего уровня по области. Объединение предприятий преподносилось как возможность оптимизировать работу за счет снижения управленческих расходов. Но в итоге через два года новое предприятие накопило долги, которых даже близко не было у его предшественников.

Троллейбусы напоказ

Озвученную на встрече с губернатором проблему ветшания подвижного состава ранее признавали и руководители Екатеринбурга. Особенно тяжело ситуация обстоит с троллейбусами – в последний раз «рогатые» машины поступали в Екатеринбург еще в 2011 году. Правда, в 2017 году на улицы вышел новенький «Мегаполис» от энгельского завода «Троллза», предоставленный производителем для пробной эксплуатации. Троллейбус с автономным ходом с помпой прокатил по проспекту Ленина сити-менеджера Александра Якоба и членов его команды, поработал какое-то время на первом маршруте, но парк муниципального предприятия так и не пополнил.

Спустя четыре года в Екатеринбург поступил еще один «троллейбус-амфибия». На сей раз от Уфимского трамвайно-троллейбусного завода. Как и его предшественника, его будут обкатывать на первом номере. Так что у жителей Химмаша будет возможность доехать на работу или домой даже в случае нового отключения подстанций. Только, вероятнее всего, троллейбус «Горожанин», как и «Мегаполис», лишь временный гость на улицах уральской столицы. И главная причина – его высокая стоимость.

По концепции развития транспорта, разработанной два года назад московскими экспертами, Екатеринбургу нужны десятки троллейбусов с автономным ходом, многосекционные трамваи и автобусы-гармошки. Но сейчас на улицах нет ни первых (если не считать опытного «Горожанина»), ни вторых, ни третьих. Безусловно, столь резкое обновление подвижного состава бюджет Екатеринбурга не потянет. Поэтому закономерно, что мэр Алексей Орлов рассчитывает на помощь Федерации, а также на средства частного инвестора. Правда, судя по всему, планы по заключению договора концессии в отношении городского транспорта уже в этом году реализовать не удастся. По состоянию на середину октября конкурс до сих пор не объявлен.

«Плюс» к стоимости проезда, «минус» к количеству маршрутов

Пока же «лечить» муниципальное предприятие властям придется симптоматическими методами, причем далеко не самыми популярными. По словам Евгения Куйвашева, перевозчик сейчас работает над обоснованием нового тарифа. Вероятнее всего, проезд в наземном транспорте повысится до уровня метрополитена, то есть до 32 рублей.

Алексей Орлов анонсировал и другое средство – сокращение маршрутов. Пока речь идет о «дублирующих», но данное понятие является достаточно растяжимым, особенно, учитывая, что и троллейбусная и трамвайная сети устроены так, что на некоторых улицах идут десятки маршрутов.

Впрочем, на проблему с работой транспорта екатеринбуржцы жалуются уже сейчас. Так, по словам жителей ВИЗа, трамваи маршрутов № 2 и № 18 даже в часы пик ходят с интервалом порядка в 20 минут. Несоблюдение прописанного интервала характерно и для трамваев, соединяющих Уралмаш с центром города, причем эта проблема наблюдается уже не первый год. Возможно, здесь сказываются частые аварии на путях, но проблемы с соблюдением расписания есть и у муниципальных автобусов, в том числе в выходные дни.

Вероятно, принятых непопулярных мер хватит, чтобы избежать банкротства ЕМУП «Гортранс» или закрытия трамвайных или троллейбусных линий. Однако сомнительно, что эффект будет долгосрочным.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру