«Уктусскому стрелку» дали пожизненный срок

Чистосердечное признание и малолетний ребенок не спасли Алексея Александрова от максимального наказания

Свердловский областной суд огласил приговор по одному из самых резонансных уголовных дел последних лет – об убийстве двух девушек на склоне Уктусских гор. Сознавшийся в совершении этого преступления инженер оборонного предприятия Алексей Александров в случае вступления приговора в законную силу отправится в колонию для пожизненно осужденных. На решение судьи Андрея Минеева не повлияло ни наличие у осужденного несовершеннолетнего ребенка, ни признательные показания, данные им еще на стадии предварительного следствия.

Чистосердечное признание и малолетний ребенок не спасли Алексея Александрова от максимального наказания
Фото: ekaterinburg.bezformata.com

Приговор был оглашен 29 сентября. Судье Андрею Минееву потребовалось порядка 2,5 часа. Сюда, правда, относится и перерыв, который пришлось объявить из-за падения подсудимого в обморок. В ходе оглашения приговора Алексей Александров сначала присел на скамью, а когда один из его адвокатов жестом показал, что нужно встать, подсудимый упал на пол.

После оказания медицинской помощи Александрову суд продолжил оглашение приговора, прерванное на оглашении показаний свидетелей. Подсудимый попросил разрешения дослушать судью сидя, но Андрей Минеев ответил довольно резко: «Кроме вас тут все стоят. Если вдруг решите заново в обморочное состояние себя привести, вы как-нибудь дайте знать конвою».

Учитывая, что Алексей Александров еще на предварительном следствии признал вину и подтвердил свое согласие с предъявленным обвинением на первом заседании, сомнений в обвинительном характере приговора быть не могло. Хотя суду пришлось давать оценку показаниям супруги Александрова, пытавшейся убедить всех, что в злополучный вечер ее муж был с ребенком в детской комнате «Сима-ленда». К этим показаниям суд решил отнестись критически.

Помимо жены, в виновности Александрова на предыдущих заседаниях сомневался только его отец, а также адвокаты, настаивавшие, что кроме признательных показаний Александрова у обвинения нет доказательств. Кроме того, они настаивали на повторной психолого-психиатрической экспертизе, поскольку, по мнению защитников, есть все основания для того, чтобы говорить о невменяемости их подзащитного. Суд посчитал иначе, сочтя проведенную экспертизу достаточной для выводов о том, что Александров не нуждается в принудительном лечении.

Теоретически Алексей Александров мог рассчитывать на снисхождение и получение ограниченного срока. В ходе предварительного следствия он не только согласился с предъявленными обвинениями, но и сообщил следствию детали, которые не были известны. Это касалось, например, изготовления и испытания оружия, а также деталей самого убийства.

В то же время тот факт, что признательные показания были даны им после задержания, делает для суда применение послаблений необязательным. Это касается и наличия у осужденного малолетнего ребенка, положительной характеристики с места работы и других смягчающих обстоятельств. Они, по мнению Андрея Минеева, не могут перевесить того, что Александров заранее готовился к совершению преступления (дорабатывал пневматическое оружие до смертоносных параметров, проводил съемку местности, приобрел прибор ночного видения), а его мотивом был вызов обществу.

«Лишение свободы на определенный срок не повлечет достижения цели восстановить социальную справедливость, – зачитал судья. – Несмотря на наличие смягчающих вину и отсутствие отягчающих вину обстоятельств, степень общественной опасности содеянного и данные личности Александрова свидетельствуют об его исключительной опасности для общества, поэтому исправление его возможно только при назначении наказания в виде пожизненного лишения свободы».

Вероятно, на решение суда повлияла теория так называемого «возмездия», которую Алексей Александров сообщил следователям и которая затем была оглашена в суде (давать показания суду лично он отказался). Суть ее в том, что за школьные годы Александров подвергся такому уровню насилия со стороны сверстников, которое, по его мнению, эквивалентно четырем убийствам. Правда, убив незнакомых девушек на Уктусе, Александров разочаровался в своей теории, но подобная мотивация вполне могла убедить суд в той самой исключительной общественной опасности, которая отмечена в приговоре.

Одного из одноклассников Александрова, к слову, удалось разыскать съемочной группе «4 канала». Ильдар Гатин был назван на следствии одним из тех, кто якобы издевался над ним. По его словам, заявления Александрова об издевательствах сильно преувеличены.

«Не было такого, чтобы его там тыркали, чтобы на него все зациклено было. Надо мной также издевались в школе. Ну не издевались, а также с кем-то там подрался, со всеми такое бывает», – заявил мужчина и добавил, что Александров не был один, у него в классе был друг, с которым тот держался вместе.

Защита Александрова намерена обжаловать приговор. В случае подачи жалобы ее будет рассматривать Второй апелляционный суд общей юрисдикции, расположенный в Санкт-Петербурге.

Убийство на горе Уктус совершено в конце августа 2018 года. Жертвами стали две молодые девушки, одна из которых умерла от огнестрельных ранений на месте, а другая – в больнице через несколько дней. Через год матери погибших пришли на личный прием к председателю СК Александру Бастрыкину, который взял расследование дела на личный контроль.

В декабре 2019 года по подозрению в преступлении был задержан 34-летний инженер оборонного предприятия Алексей Александров. В ходе допроса, заснятого на видео, Александров пояснил, что ранее присмотрел эту площадку для совершения убийства, а личность убитых для него не имела значения.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру