Известная конфликтом с руководством больниц Нижнего Тагила общественница соскочила с выборов

Татьяна Усатова, будучи кандидатом от оппозиции, в итоге даже не принесла в избирком документы

В Нижнем Тагиле накануне выборов не утихают разговоры вокруг руководителя городского профсоюза работников здравоохранения Татьяны Усатовой. Общественница, участвовавшая в составлении жалоб президенту России Владимиру Путину на состояние медицины, сначала неожиданно вошла в список кандидатов в городскую думу от «левой» оппозиции, а затем столь же неожиданно выбыла из предвыборной гонки. Удивительно само намерение выдвинуться от оппозиции, это обычно согласовывается с руководством, если это не сделано, то может стоить Татьяне Усатовой довольно дорого. Хотя многие считают, что на этот шаг ее мог сподвигнуть председатель думы Вадим Раудштейн и/или сам руководитель обкома профсоюза медработников Сергей Угринов.

Татьяна Усатова, будучи кандидатом от оппозиции, в итоге даже не принесла в избирком документы
Фото: spravedlivo.com.

В начале июля свердловские коммунисты объявили о создании так называемой объединенной оппозиции для участия в выборах думы Нижнего Тагила. Смысл соответствующего соглашения заключается в том, что идеологически близкие организации (левого толка) выдвигают только одного кандидата в каждом одномандатном округе.

Наибольшее удивление у многих вызвал список кандидатов, предложенных «Справедливой Россией – За правду». Здесь оказалась, например, общественница Татьяна Паршина, занимавшаяся проведением митингов против внедрения системы QR-кодов в разгар пандемии коронавируса. Организация «Имунный ответ», чьим представителем она является, известна публикацией в соцсетях сомнительных и непроверенных фактах о вакцинации, о чем предупреждает даже администрация социальной сети «ВКонтакте».

Тем удивительнее, что этот же самый список включал врачей Городской больницы № 1, которая на протяжении почти двух лет была главным ковидным госпиталем Горнозаводского округа. Речь идет об акушере-гинекологе Евгении Михайлиди (она же является руководителем городской ячейки эсеров) и руководителе профкома Татьяне Усатовой.

С другой стороны, «Справедливая Россия» уже не первый год пытается наладить взаимодействие с профсоюзными организациями. В свое время партия даже участвовала в создании Конфедерации труда России – оппозиционного аналога Федерации независимых профсоюзов России. Неудивительно, что риторика председателя профкома больницы № 1 Усатовой на митингах и в письмах сильно перекликается с риторикой «Справедливой России».

Неожиданное снятие

Еще большим сюрпризом стало прекращение участия Усатовой в выборах. Будучи кандидатом от парламентской партии, она должна была предоставить минимальный набор документов, не занимаясь самой тяжелой процедурой – сбором подписей, но почему-то не подала документы в установленный срок. При этом к тому моменту как Татьяна Усатова выбыла из числа кандидатов, уже были подготовлены агитационные материалы на официальном сайте партии.

Сами «левые» попытались объяснить снятие Татьяны Усатовой якобы имеющимся административным давлением. Но такая версия выглядит неубедительной. Основным местом работы Татьяны Юрьевны является городской профсоюз медицинских работников, а должность председателя является выборной.

Сама Татьяна Усатова также не подтверждает, что на нее оказывалось какое-либо давление.

«Я бы так не сказала, что было какое-то давление – пояснила она в беседе с представителем СМИ. – Причины [отказа от участия в выборах] личные. Для меня основной является общественная деятельность. И, наверное, я погорячилась [с выдвижением]».

Руководитель областной профсоюзной организации работников здравоохранения Сергей Угринов рассказал, что о снятии Татьяны Усатовой узнал только из СМИ.

«Мы с ней разговаривали только перед тем, как Татьяна Юрьевна, дала согласие на выдвижение от «Справедливой России», – говорит Сергей Александрович. – Я тогда сказал, что ей нужно самой решать, будет ли политическая деятельность помогать профсоюзной. Лично я ничего плохого в выдвижении от «Справедливой России» не видел. Почему она решила не подавать документы, мне неизвестно, потому что после того звонка мы больше не общались».

Более правдоподобной выглядит другая версия. Татьяна Усатова, которая прославилась в последние годы благодаря конфликтам с руководством медицинских учреждений, вполне могла не найти общего языка с новыми соратниками, и от ее поддержки «эсеры», судя по всему, просто отказались.

Письма президенту

За время пандемии ГБ №1 понесла существенные потери: от коронавируса погибли опытные медики. При этом Татьяна Усатова сама активно выступала якобы в защиту коллег, которые находились на грани из-за напряженного графика работы с ковидными больными (а в ГБ № 1 поступали люди в самом тяжелом состоянии). Правда, в бедах медиков Усатова почему-то предпочла обвинить не стремительно растущую заболеваемость, а руководство больницы.

В областной и федеральный Минздрав и даже президенту сыпались письма с требованием проверить больницу, которые активно распространялись через некоторые городские СМИ, включая телеканал «Реальный Тагил», связанный с еще одним лидеров тагильских эсеров Александром Соловьевым. Видимо сотрудничество зародилось еще тогда.

Проверки в больнице в итоге прошли. Нарушений, о которых писали Усатова с узким кругом соратников, не обнаружили. Зато другая, всем уже известная из СМИ, плановая проверка нашла нарушение, связанное с самой Татьяной Юрьевной.

Лечение зубов спиртом и бинтами

Речь идет о работе Татьяны Усатовой в качестве зубного врача. Несмотря на то, что Городская больница № 1 является общепрофильной и не получает денег из ТФОМС на стоматологическую помощь, в штатном расписании медучреждения есть полставки зубного врача и ставка медсестры зубоврачебного кабинета.

Сама Татьяна Усатова и ее сын, адвокат Алексей, объясняют это тем, что Татьяна Юрьевна якобы лечила коллег-врачей, а также больных, которым требовалась неотложная стоматологическая помощь. Но эти объяснения выглядят по меньшей мере странно. Во-первых, непонятно, на каком основании такая помощь оказывалась, поскольку пункта о праве работников ГБ № 1 на стоматологическую помощь в коллективном договоре не было.

Во-вторых, перечень расходных материалов зубоврачебного кабинета, озвученный в судебном заседании, включал три позиции: бинты, спирт, марля. Как таким набором можно лечить зубы, непонятно.

Проверка, проведенная территориальным фондом ОМС, сочла выплату зарплаты Татьяне Усатовой и ее медсестре неэффективными расходами в размере 1,1 млн рублей. Больнице пришлось перевести в ТФОМС данную сумму, а также выплатить штраф в размере 10 %.

После проверки руководство больницы решило убрать полставки зубного врача. Еще в декабре Татьяну Усатову предупредили о готовящемся сокращении. Соответствующая информация была передана в Центр занятости. Работнику дважды предлагалась другая работа в больнице, но от предложенных вакансий Татьяна Юрьевна отказалась, и 14 февраля трудовой договор с ней был расторгнут. А через несколько месяцев она обратилась с иском в Дзержинский районный суд Нижнего Тагила.

В итоге суд обязал больницу восстановить Татьяну Усатову и выплатить ей крупную сумму. Доводы представителя ГБ № 1 о том, что в таком случае медучреждение вновь может столкнуться с проверкой и новыми санкциями, суд не убедили. Как и доводы о том, что законных оснований платить зарплату за услуги нет. Фонд зарплаты медучреждения формируется на основе поступлений из ТФОМС, а также от оказания платных услуг. Руководство больницы предлагало Татьяне Усатовой подготовить документы для организации платной стоматологической помощи, но она сама от этого отказалась.

По сути мотивы суда сводятся к нарушению процедуры сокращения работника. В частности, раз Татьяна Усатова является председателем больничного профкома, должен быть извещен вышестоящий профсоюз. Но председателем городской организации является сама Татьяна Усатова. Более того, именно данная должность является для нее основной.

Кого защищает профсоюз?

Есть вопросы и к профсоюзной деятельности Татьяны Усатовой. У городского профсоюза есть собственное помещение, но в нем Татьяну Юрьевну застать сложно, поскольку она все время находится в больнице.

Зимой нынешнего года издание «Точка.Ньюс» сообщало, что в ГБ № 1 отсутствует коллективный договор, за подготовку которого отвечает именно председатель профкома. При этом медики, состоящие в объединении, по данным издания, мало что получают из возможных профсоюзных благ. Хотя только одна ГБ № 1 переводит в городскую организацию порядка 270 тысяч рублей в месяц.

«Куда же тогда идут профсоюзные взносы? – писало издание. – Часть из них идет на содержание помещения, часть – на зарплату бухгалтера. А теперь представьте хотя бы порядок оставшейся суммы. Стоит ли тогда удивляться, что Татьяна Усатова не захотела заниматься полноценной врачебной деятельностью».

Помимо Татьяны Усатовой в больнице работает Алена Усатова, супруга ее сына. Она занимает должность пресс-секретаря. Такой должности нет практически ни в одной больнице. И траты на содержание отдельного сотрудника, ответственного за общение с прессой, выглядят расточительностью. Особенно так казалось в разгар пандемии, когда справляться с потоком пациентов больнице помогала шефская помощь городских предприятий.

К слову, во время пандемии Татьяна Усатова вообще не занималась медицинской деятельностью, поскольку зубоврачебный кабинет расположен в «красной зоне». Многие врачи, оказавшиеся в такой ситуации, проходили курсы переподготовки и оказывали помощь ковидным больным. Но Татьяна Юрьевна почему-то предпочла сосредоточиться на конфликте с руководством больницы и составлении жалоб.

Ищи, кому выгодно

Кто может быть заинтересован в выдвижении Татьяны Усатовой в думу? В первую очередь на ум приходит имя нынешнего спикера городского парламента Вадима Раудштейна. В его адвокатской палате состоит Алексей Усатов, а Татьяна Усатова является его соседкой.

Вот только история с выдвижением Татьяны Юрьевны от «Справедливой России» (пусть и отмененное в последний момент) может сыграть с ней злую шутку.

На чем Татьяна Усатова могла построить предвыборную агитацию? Скорее всего, на тех же «проблемах» здравоохранения, на которые она жаловалась президенту. При этом год назад руководитель городского профсоюза и главный врач больницы № 1 в присутствии министра здравоохранения области Андрея Карлова договорились разрешить все имеющиеся противоречия мирным путем.

Глава ведомства, к слову, лично дал гарантии, что за профкомом останется больничное помещение. А теперь представьте, как министр может отреагировать на решение одной из сторон соглашения идти в политику с протестной повесткой.

Вряд ли поступок Татьяны Усатовой одобрят и в областной Федерации профсоюзов, которую возглавляет Андрей Ветлужских – бывший депутат Госдумы от «Единой России», а также активный участник «Общероссийского народного фронта» и движения «В защиту человека труда». Если в 2021 году Федерация поддержала Татьяну Усатову в споре с руководством больницы, то, думается, теперь реакция объединения будет куда более объективной.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру