Магистральный подход

11.07.2018 в 14:41, просмотров: 208

На вопросы о работе железнодорожного транспорта в эфире радио Город FM 107,6 отвечают эксперты Свердловской железной дороги. Читайте текстовую версию программы на страницах «МК-Урал».

Магистральный подход
Старый вокзал. Музей истории, науки и техники СвЖД. Фото: Рада Полилова

Терем-вокзал

140-летний юбилей в этом году празднует не только СвЖД, но и первый екатеринбургский вокзал. В 1878 году на конечных станциях Уральской Горнозаводской железной дороги – в Перми и Екатеринбурге по проекту петербургского архитектора Петра Шрейбера были построены два вокзала-близнеца. Их фасады были выполнены в популярном в то время «русском стиле». Высокая, как в тереме, крыша. Центральное крыльцо венчает четырёхгранный шатёр. Сочетание красного и белого цветов, сводчатые окна, оформление фасада ажурными деталями из чугуна – всё было сделано на широкую ногу. Ведь вокзалы, как и вся Горнозаводская дорога, строились на деньги местных промышленников. И средств они не жалели.

Поднявшись по лестнице, путешественники попадали в вестибюль с билетной кассой и багажным отделением. По правую сторону располагался зал для пассажиров первого и второго классов. По левую сторону – третьего. Здесь же работали телеграф, буфет, контора и даже собственный лазарет.

К началу XX века были проложены железнодорожные линии до Тюмени и Челябинска, через Урал прошла Транссибирская магистраль. Красивое вокзальное здание перестало соответствовать требованиям времени. Долгое время там располагался так называемый «воинский» вокзал.

С 2003 года в тщательно отреставрированном здании размещается Музей истории, науки и техники СвЖД. 

Вокзал станции Пермь-I тоже благополучно дожил до наших дней. В настоящее время заканчивается его реставрация.

Спасение сапсана

«Сапсан» – известный российский высокоскоростной поезд. Назван он в честь сокола-сапсана – самой быстрой в природе птицы. При пикировании эти хищники развивают скорость свыше 320 км/ч! К слову, именно с «Сапсана» на российских железных дорогах была заведена традиция называть «птичьими» именами самые быстрые поезда. Позже появились «Ласточка», «Стриж», «Иволга».

«Сапсаны» на Свердловской магистрали не курсируют. А вот в судьбе одноименной птицы /по крайней мере одного конкретного птенца/ наши железнодорожники сыграли важную роль. Ведь на днях он буквально «свалился на голову» работникам Музея истории, науки и техники СвЖД.

Сапсан – хищная птица семейства соколиных. Встречается она практически на всех континентах. Но популяция сапсанов снижается, поэтому в России они занесены в Красную книгу. В дикой природе этот вид соколов предпочитает селиться на неприступных скалах вблизи рек. Но иногда они обитают и на высотных зданиях в городской черте.

«Наш» сапсан – так называемый слёток – молодая птица, которая только учится летать. В лесу в ходе учебных полётов  птенцы могут отдохнуть практически на любом дереве. А вот в городе иногда приходится садиться на машины, балконы и крыши зданий, линии электропередач. Зачастую посадки бывают не очень мягкими и приводят к травмам. Что, собственно, и произошло с птенцом, найденным вблизи железнодорожного вокзала. 

Рассказывает сотрудница Музея истории, науки и техники СвЖД Татьяна Беккер: «Нежданного гостя мы обнаружили на газоне рядом со зданием музея. Было видно, что у него повреждено крыло, снова взлететь он не мог. Мы сразу связались с орнитологами, они рассказали, что нужно делать. Мы посадили птенца в большую коробку и занесли в помещение, так как на улице было жарко».

Сейчас найденный сапсан находится в центре реабилитации для пернатых хищников. Когда окончательно окрепнет, его выпустят на волю. Вполне возможно, что когда-нибудь, пролетая над просторами нашей страны, спасенный сапсан встретит и своего тёзку, мчащего по стальным магистралям.