«Фабрика» юных металлургов: погружаемся в мир уникального инженерного класса

Как правило, общеобразовательные школы мало чем отличаются друг от друга: все работают по одним установленным правилам. Но будем честны: базовое образование редко когда помогает школьникам в выборе будущей профессии – тогда приходится самому пробовать себя во всем и сразу. Тем временем страна испытывает явный недостаток кадров в некоторых сферах, особенно в технических.

«Фабрика» юных металлургов: погружаемся в мир уникального инженерного класса
Достижениям юных инженеров в школе отведено специальное место.

Два года назад по инициативе Уральской горно-металлургической компании (УГМК) в одной из школ Верхней Пышмы появился уникальный класс – место, где «изготавливают» будущих инженеров. На первый взгляд может показаться, что это фабрика по изготовлению рабочей силы. На самом же деле в инженерном классе учат не работе в сфере промышленности, а глубокому анализу и интересу ко всему окружающему. О том, что отличает этот уникальный класс от остальных, как туда попасть и что ждет выпускников в будущем – в нашем материале.

Будущие инженеры

В 2016 году в верхнепышминской школе № 22 создали «пилотный» класс Инженерного лицея УГМК. Актуальность очевидна – региону действительно необходимы квалифицированные инженерные кадры, которые лучше «создавать» еще на старте обучения.

Одна из главных целей создания Инженерного лицея – подготовка людей для работы на технических специальностях. Идея заключается в том, чтобы с самого раннего возраста воспитывать высококвалифицированных специалистов технической направленности, обучать талантливых детей, склонных к точным наукам, разжигать в них интерес к созданию чего-то нового и технологичного.

В школе к инженерному движению привлекаются все одаренные дети.

Первые шаги

Идея создать подобный профильный класс, по словам директора школы № 22 Ирины Натаровой, в УГМК появилась давно.

– Первые шаги воплощались на базе Верхнепышминского механико-технологического техникума «Юность», который УГМК взяла под свое крыло, благоустроила и укомплектовала. После этого Центр образования и профориентации также был взят под опеку компании, – рассказывает Ирина Натарова. – Есть рабочие профессии, которые не нуждаются в высшем образовании, и ребята, желающие получить такие специальности, после девятого класса могут обучаться в «Юности», а вопросы профориентации решаются в Центре образования. Наша же школа сможет подготовить учеников именно к высшему техническому образованию. По ходу обучения ученики инженерных классов знакомятся с компанией УГМК, а затем целенаправленно идут туда работать, УГМК предоставляет им стажировку и рабочие места.

В 2016 году существовал только один инженерный класс – десятый, экспериментальный. В прошлом учебном году число классов увеличилось до четырех: появились первый, пятый, десятый и одиннадцатый инженерные классы. В новом учебном году количество классов также станет больше: теперь будут первый, второй, пятый, шестой, десятый и одиннадцатый классы.

Место – достойным

Поступить в инженерный класс, к сожалению, может не каждый. По словам директора МАОУ СОШ № 22 Ирины Натаровой, обычно в инженерном классе обучается около 30 человек, хотя желающих значительно больше:

– Формирование классов идет на конкурсной основе, для каждого уровня образования конкурс свой. В настоящий момент в школе есть три уровня инженерной подготовки: первый класс, пятый класс и десятый-одиннадцатый класс.

В первый класс могут пойти все ребята из Верхней Пышмы, а также из населенных пунктов в территориальной доступности от школы. Для того чтобы поступить в первый инженерный класс, необходимо согласие родителей, а также наличие элементарных навыков конструирования и творческого начала у ребенка – для этого мы проводим небольшие тесты для ребят, по результатам определяется, кто пройдет отбор в инженерный лицей.

Попасть в пятый инженерный класс чуть сложнее. Поступление осуществляется в два этапа: первый – контрольный срез по профильным предметам – математике и окружающему миру, второй этап –

проверка знаний элементов конструирования. Мы проверяем ребенка на наличие образного мышления, знание азов черчения, графики. Если ученик успешно справляется с этими заданиями, он зачисляется в пятый инженерный класс.

Третий уровень образования – это десятый и одиннадцатый класс. Туда попасть сложнее всего. Чтобы попасть в выпускные инженерные классы, девятиклассники в мае решают специальные тестовые задания по физике, химии и математике. Также учитываются результаты государственного экзамена по тем же предметам и оценки в аттестате.

Лето с пользой

Летом для учащихся инженерных классов в школе организован специальный лагерь, где ученики получают еще одну замечательную возможность себя проявить. Еще до начала учебного года будущий десятиклассник, находясь в лагере, может познакомиться с будущими одноклассниками, пообщаться с преподавателями школы и начать жизнь будущего инженера.

На протяжении трех недель лагеря ребят ждет насыщенная программа саморазвития, куда включены посещения различных профильных предприятий, таких как Технический университет УГМК, Уральский Государственный Педагогический Университет (УрГПУ), ОАО «Сафьяновская медь» в Реже, Полевской музейный комплекс «Северская домна» и другие. Ученики оказываются в центре событий, общаются с иностранными инженерами и уже решают для себя, что им интересно, а что нет. По итогам лагеря все ученики защищают свои научные проекты.

Генеральный директор ООО «УГМК-Холдинг» Андрей Козицын оценил разработки маленьких инженеров.

С интересом ко всему

Программа в инженерных классах поистине насыщенная: это участие в проектной и исследовательской деятельности, профильных олимпиадах, всевозможных конкурсах и соревнованиях. Специально для учеников разработаны курсы по 3D-моделированию, курсы лего-конструирования и робототехники, различные технические кружки и секции. Также ребята часто посещают Технический университет УГМК, где знакомятся со своей будущей профессией.

«Школа работает над инженерным мышлением ребят с юного возраста, над тем, чтобы дети были открытыми, красиво и без комплексов могли представлять свои научные работы, не боялись взаимодействовать с взрослыми людьми и решать свои проблемы, – рассказывает классный руководитель инженерного класса Татьяна Ларькина. – Мы, преподаватели, стремимся развить интерес ребят к окружающему миру, к инженерному движению – словом, ко всему вокруг».

Кстати, достижениям юных инженеров, их разработкам и научным работам в школе отведен целый стенд, которым может полюбоваться каждый.

Духом едины

У многих может возникнуть закономерный вопрос: а что если ребенок, с легкостью поступив в первый инженерный класс, после обучения в начальной школе не сможет пройти в пятый инженерный класс? Директор школы уверяет: ребенок, поступивший в такой класс, должен соответствовать предъявляемым ему требованиям. Правда, случаи, когда ребенку было сложно обучаться в инженерном классе, все-таки были, пусть и немногочисленные. Тогда его без проблем переводили в общеобразовательный класс.

Важно понимать одну значимую деталь: даже если ребенок не обучается в инженерном классе, он имеет возможность участвовать в научной деятельности школы: защищать проекты на технические темы, вместе с «инженерами» принимать участие в крупных проектах. Эта школа дает каждому шанс самореализоваться, к инженерному движению привлекаются все одаренные дети.

Это подтверждает педагог-психолог школы № 22, классный руководитель младшего инженерного класса Татьяна Ларькина: «На торжественных мероприятиях и защите различных научных работ все учащиеся инженерных и общеобразовательных классов сидят вместе: и первоклассники, и пятиклассники, и десятиклассники. И грани между учениками стираются, потому что здесь каждый чувствует свою причастность и нужность, получает поздравления от директора школы и представителей УГМК за свои достижения».

Заместитель руководителя Департамента маркетинга Технического университета УГМК Виктор Белимов:

– В сентябре 2016 года на базе школы № 22 в Верхней Пышме был создан «пилотный» инженерный класс – 10 «И». В этом году ребята из первого набора окончили школу. Выпускниками 11-го «И» класса стали 12 человек. Большинство из них приняли решение получить высшее инженерное образование в Техническом университете УГМК. Это перспективно, учитывая, что университет с первых дней обучения начинает знакомить студентов с тонкостями современного производственного процесса, и очень удобно: здания вуза и школы отделяют всего двести шагов.

Особое отличие данных абитуриентов в том, что они хорошо знакомы с университетом и его спецификой. Во всяком случае в наших коридорах они ориентируются как у себя дома. А если серьезно, то у выпускников специализированных инженерных классов очень высок уровень профессиональной ориентации, понимания того, кем точно они хотят стать и с кого им брать пример.

Сотрудничество Технического университета УГМК и инженерных классов продолжается в течение всего учебного года. Например, в мае этого года студенты университета провели для «инженериков» совмещенный урок истории и физики, и сделали это на площадке музея военной техники УГМК в той же Верхней Пышме. Ребятам рассказали об истории военной техники, ее физических характеристиках.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру