Чем богат музей, в стенах которого сложно не думать об угоне

Музей автомобильной техники УГМК для любителей авто- и мототехники как шоколадная фабрика для сладкоежек. Все такое «вкусное», блестящее, руки так и тянутся прикоснуться (лучше, конечно, сесть и уехать) к каждому красавцу на колесах. В четырехэтажном музее представлена уникальная коллекция из более чем 300 экспонатов. О том, как автомобили попадают в музей, можно ли прокатиться на железных обитателях музея, какие экспонаты самые уникальные – в нашем материале.

Чем богат музей, в стенах которого сложно не думать об угоне
Так выглядит первый в мире автомобиль с ДВС.

Четыре этажа удовольствия

Если вы любите ретро-автомобили так же, как авторы этого текста, то смело можете представлять себе музей как «четыре этажа удовольствия».

Первый этаж – это коллекция самых «ретро-ретро» авто. Это невероятные автомобили конца XIX (да-да, есть даже точная копия самого первого в мире автомобиля), начала XX века. Второй этаж – это советские авто первой половины XX века, здесь есть абсолютно уникальные автомобили. Например, ЗИС-110П (созданный по заказу Хрущева) был выпущен всего в двух экземплярах. То есть их было всего два, и один из них – в этом музее. И нередкие, но восхитительные 21-е «Волги» (ГАЗ-21) и Победы (ГАЗ М-20), и много еще таких, которых, конечно, лучше увидеть в жизни, чем читать о них.

Третий этаж – тоже советские, но уже более поздние автомобили – тут и правительственные авто типа таких, на которых ездил Ельцин, и какие-то забавные автомобили постсоветского периода (начала 90-х). А четвертый этаж – рай для мотолюбителей. Это около 150 (!) разных мотоциклов и другой спортивной техники.

На выставке представлены не только отдельные автомобили, но и целые правительственные кортежи.

Тайны выставленной техники

Наблюдая огромное количество представленных автомобилей, можно обнаружить несколько особенностей, не все из которых поддаются внятному объяснению.

Во-первых, на первом этаже музея есть немало автомобилей, где руль расположен именно с правой стороны. «В то время трафик был небольшой, и сторона руля не имела особого значения, но поскольку запасное колесо находилось рядом с водителем, место которого было справа, то для всеобщего удобства руль размещали справа», – пояснил Анатолий Курлаев.

Во-вторых, у многих выставленных автомобилей совершенно отсутствуют зеркала. Причем как у самых ранних, так и довольно поздних моделей (поэтому оправдывать это небольшим трафиком получается неуместно).

В-третьих, у ранних автомобилей (как, впрочем, и у некоторых поздних – традициям не изменяют) прослеживается четкая граница между сидениями для водителя и для пассажиров. Если сейчас кожаный салон считается своего рода роскошью, то в то время кожаными были исключительно сидения водителей. Дело в том, что кожа – практичный материал, который удобно мыть, а водителям нередко приходилось пачкаться в масле и бензине. У пассажиров же все было иначе – они сидели на тканях типа бархата и велюра.

Прародитель всех авто

В коллекции есть самый первый в мире автомобиль с двигателем внутреннего сгорания – Benz Patent-Motorwagen. Правда, не оригинал, а собранная по чертежам копия (впрочем, это – одно из малочисленных исключений, так как в основном в музее представлены исключительно оригинальные автомобили). В мире осталось всего два подлинных автомобиля этой марки. Они находятся в Германии, но относительно недавно была выпущена серия реплик, сделанных по оригинальным чертежам. Одна из копий сейчас находится в Музее автомобильной техники УГМК.

«Эта конструкция была изобретена в 1885 году, а запатентована в 1886-м Карлом Бенцом. Именно он – тот, кому удалось собрать воедино все механизмы и заставить их работать, – рассказывает ведущий специалист по экспозиционно-выставочной деятельности музея Анатолий Курлаев. – Скорость этого автомобиля была небольшая, примерно 10-15 км/ч – одна лошадиная сила. Судя по источникам, тогда было создано около 15 таких автомобилей, продавались они очень плохо, так как машина была трехколесной и баснословно дорогой для тех времен».

Чтобы поддержать мужа, создателя первого автомобиля, Марта Бенц совершила миниатюрное путешествие по Германии с двумя своими детьми. Управлялась машина рычажком – единственным вентилем, который регулирует подачу топлива, и рычагом крупнее, который служил и приводом, и сцеплением одновременно – он перемещал штатив, ответственный за вращение ремня, двигающего колеса. За счет такой конструкции расход топлива равнялся 10 литрам на 100 км, при вместимости бака на три-четыре литра. В итоге жена изобретателя проехала 208 км и во время своего путешествия для заправки использовала жидкость на основе нефти, которую покупала по дороге в обычных аптеках.

Дарители новой жизни

Не всегда автомобили прибывают в музей в идеальном состоянии. Над большинством приходится изрядно поработать – этим занимается специальный реставрационный цех. С каждым автомобилем работа проводится индивидуально. Какой-то достаточно лишь отполировать, а какой-то приходится разбирать на части, ремонтировать и собирать снова. Затем у каждой машины сливают масло и бензин (поэтому угнать их не удастся) – и выставляют на подиум в зале.

Отдельного внимания заслуживает поиск чертежей для сборки реплик каких-либо автомобилей. Их приходится находить любыми путями: иногда чертеж находится в свободном доступе в сети Интернет, иногда приходится искать сотрудников предприятий, где когда-либо изготавливался тот или иной автомобиль, а иногда чертеж найти и вовсе не удается – и тогда приходится находить тех людей, кто хотя бы примерно помнит, каким был тот или иной автомобиль, и пользоваться услугами «Картинок» в Гугле.

Бывает, что после пребывания в реставрационном цехе автомобилям не дают новый окрас, так как они и без краски выглядят прекрасно.

От сердца – в дар

Большинство машин, представленных в музее, являются оригиналами, поэтому чаще всего они прибывают в музей из рук коллекционеров. Интересно, что сотрудники музея автомобильной техники могут начать «охоту» на конкретный автомобиль по собственному желанию, если вдруг обнаружится, что объект, реально важный для наглядной демонстрации исторического развития автомобилестроения, отсутствует.

Некоторые реставраторы, чтобы дороже продать автомобиль, берут внешнюю оболочку оригинала и начиняют ее комплектацией других марок. Хорошим примером могут служить ГАЗ-А и Ford-A, чьи внутренние составляющие очень похожи. ГАЗ выдают за Ford, и стоимость машины резко повышается. Поэтому при покупке раритетов музей тщательно сверяет каждую запчасть.

Бывает, что автомобили для музея предлагают не коллекционеры, а владельцы особенных машин. «Прошлым летом нам позвонил мужчина и сообщил, что его 90-летний отец хочет отдать нашему музею автомобиль ГАЗ-21 «Волга», выпущенный в конце 50-х годов прошлого столетия. Сначала мы отнеслись к этому со скепсисом, но когда ее увидели наши специалисты, то поняли, что она в прекрасном состоянии – поэтому было решено принять этот автомобиль», – рассказывает специалист по экспозиционно-выставочной работе Музея автомобильной техники УГМК Вадим Вагин. Пока этот автомобиль не представлен на выставке, но в скором времени его смогут увидеть все.

Первый на деревне

Еще один интересный экспонат – автомобиль компании, основанной Генри Хольсманом в 1908 году. Эта компания занималась производством машин именно для плохих дорог, поэтому данные автомобили пользовались большой популярностью среди фермеров.

Почему колеса такие большие? «Потому что в то время шины были еще не пневматические, не воздушные, присутствовал только резиновый корпус. Дорог было мало, в основном фермерские проселки, и необходимо было обеспечить хорошую проходимость по ним в любых условиях», – объясняет ведущий специалист по экспозиционно-выставочной деятельности Анатолий Курлаев.

Познакомьтесь: это – один из первых фермерских автомобилей

Ищи чекиста за рулем

Легенды о советских чекистах и всяком секретном оборудовании КГБ ходят до сих пор. Очевидно, что не зря. В Музее автомобильной техники УГМК есть совершенно (внешне) неприметная 24-я «Волга», вроде бы обычная ГАЗ-24, но нет – этот экземпляр советского автопрома выпускался исключительно для сотрудников спецслужб.

От обычной «Волги» «Догонялка» (неофициальное прозвище этого автомобиля, официальное название – ГАЗ-24-24) отличалась серьезно. Во-первых, автоматической коробкой передач, при внешнем соблюдении всех декораций – педалей у автомобиля три, однако педаль сцепления – муляж, то же касается ручки переключения передач – выглядит все действительно правдоподобно, и обычный советский гражданин вряд ли бы отличил «Догонялку» от обычной «Волги». Во-вторых, хотя на самом деле это главное отличие, – это 8-цилиндрованный двигатель мощностью почти 200 лошадиных сил! В-третьих, под радиаторной решеткой расположены спецсигналы.

Так выглядит неприметная с виду «Догонялка».

По интернетовским сведениям, выпущено таких автомобилей было всего чуть более тысячи (с 1968 по 1985 гг.). О том, как это автомобильное КГБшное чудо попало в музей УГМК, нам не рассказали (кто бы сомневался), что окутало «Догонялку» еще большим ореолом тайны. И, кстати, ГАЗ-24-24 на ходу, как, впрочем, большинство экспонатов музея.

Музей работает со среды по воскресенье с 10.00 до 18.00 (г. Верхняя Пышма, ул. Александра Козицына, 2а). Узнать стоимость билетов и карту проезда можно на официальном сайте музея museum.elem.ru.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №36 от 29 августа 2018

Заголовок в газете: Пантеон великих авто

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру