Экология вне политики
В конце августа в СМИ прошла очередная волна тревожных сообщений о загрязнении Верх-Исетского пруда (печально, но тема всякий раз всплывает в предвыборный период). Активисты одной общественной организации сняли видео на берегу и заявили, что в городское водохранилище Екатеринбурга попадают нефтепродукты. Некоторые порталы поспешили (ссылаясь на лидера общественников) опубликовать материалы с заголовками, бросающими тень на репутацию железной дороги. Якобы причиной загрязнения могут быть неочищенные стоки предприятий, расположенных рядом, на станции Екатеринбург-Сортировочный.
Пресс-служба СвЖД в ответ пригласила журналистов осмотреть систему очистных сооружений и убедиться в соблюдении со стороны структурных подразделений ОАО «РЖД» природоохранного законодательства. Корреспондент Город FM 107,6 тоже участвовал в пресс-туре и разбирался в ситуации.
Как выяснилось, использованные технические воды из помещений локомотивного и вагоноремонтного депо на станции Екатеринбург-Сортировочный физически не могут попадать в пруд. Они по договору с «Водоканалом» передаются в систему общегородской канализации. На открытых производственных площадках стоки после дождя попадают в современные очистные сооружения ливневой канализации (чистую воду после них можно использовать для технических целей). При этом такие работы, как мойка и обработка цистерн, в Екатеринбурге вообще не осуществляются.
Важно понимать также, что в водоем в большом количестве впадают природные поверхностные стоки. Например, после дождя или таяния снега. Их тоже приходится очищать железнодорожникам. Рассказывает заместитель начальника Центра охраны окружающей среды СвЖД Татьяна Артамонова:
«За СвЖД как природопользователем в районе Сортировки закреплены три водовыпуска в Верх-Исетский пруд. За счет железной дороги на каждом из них установлены современные модульные очистные сооружения. При этом деятельность СвЖД по организации сброса и очистки ливневых стоков строго регламентирована и контролируется соответствующими государственными органами. По результатам анализов и проверок нарушений не зафиксировано. Кроме того, стоит отметить, что из-за особенностей рельефа очищенная на выходе со станции вода по пути к водоему иногда может смешиваться со стоками жилых кварталов микрорайона Сортировочный и поселка Семь ключей, а также заболоченных береговых территорий».
Вместе со специалистами Центра охраны окружающей среды СвЖД корреспондент Город FM 107,6 осмотрел водовыпуски с территории станции и может ответственно утверждать: все ливневые сточные воды с площадок железнодорожных предприятий проходят многоступенчатую очистку на очистных сооружениях. Аккредитованной экологической лабораторией ведется мониторинг. Отчеты регулярно предоставляются в надзорные органы.
… и в приоритете
Защита окружающей среды входит в число приоритетных задач ОАО «РЖД». Многие слышали, что вклад транспортной отрасли в парниковый эффект составляет почти 30%. Вместе с тем, на Российские железные дороги приходится только 1% выбросов СО2 от общего объема «парникового облака», создаваемого транспортом.
Железнодорожный транспорт давно использует наиболее чистый источник энергии – электричество. Сегодня на электротяге железные дороги перевозят более 86% грузов и 85% пассажиров. Например, за поездку одного пассажира из Санкт-Петербурга в Москву на поезде выбрасывается в 2,5 раза меньше углекислоты, чем на автобусе, и почти в 4 раза меньше, чем на самолете.
В ОАО «РЖД» разработана и успешно реализуется экологическая стратегия до 2030 года. Координацией на полигоне Свердловской магистрали занимается специализированный Центр охраны окружающей среды. По словам начальника центра Евгения Клименкова, на СвЖД составлена обширная программа, предусматривающая мероприятия по снижению негативного воздействия от производственной деятельности, выполнение инвестиционных программ по обеспечению экологической безопасности, внедрение ресурсосберегающих технологий, совершенствование системы обращения с отходами. К слову, уже сейчас более 80% отработанных материалов используется на СвЖД в качестве вторсырья и энергоресурсов или передается для переработки специализированным организациям. В комплексе это позволяет компании не только минимизировать негативное воздействие на окружающую среду, но и получать дополнительный доход.
ОАО «РЖД» совместно с отечественными машиностроителями разрабатывает локомотивы на новых видах тяги. Создан уникальный по своим характеристикам газотурбовоз – он успешно используется на Свердловской железной дороге. А, например, на Московском центральном кольце за счет современных электропоездов «Ласточка» и интеллектуальной системы управления движением объем рекуперированной (возвращенной в оборот) энергии достигает 50 и более процентов.