Филармония с распродажи: проект нового здания на Карла Либкнехта оказался близнецом тайваньского здания

Жители Екатеринбурга обнаружили, что проект британского архитектурного бюро Zaha Hadid Architects по строительству нового зала свердловской филармонии – не очень свежий. Здание, которое планируют построить в центре столицы Урала, легко спутать с уже построенным Национальным центром искусств Гаосюна (город на юго-западе Тайваня).

Филармония с распродажи: проект нового здания на Карла Либкнехта оказался близнецом тайваньского здания
В Тайване национальный центр искусств уже построили.
Новый зал свердловской филармонии пока только в проекте.

Национальный центр искусств Гаосюна сравним с екатеринбургским проектом по внешним контурам здания, по рисунку крыши, по концепции дизайна внутренних помещений и другим деталям. Интересно, что в случае с эскизами Хадид неровности на крыше и фасадах здания преподносятся как пузыри на воде, а в Тайване практически то же самое сравнивают с кронами деревьев.

Важно отметить, что центр в Гаосюне построен не по проекту коллег знаменитого архитектора Захи Хадид (авторитет которой сегодня впечатляет многих сторонников новой свердловской филармонии), а по проекту бюро Mecanoo (Нидерланды). Пользователи отмечают, что два проекта похожи как близнецы, как некоторые вокзалы и Дома культуры в СССР. Только на этот раз мы имеем дело не с отечественной архитектурой, а с вышедшей в тираж концепцией из-за рубежа.

Оба проекта представляют собой архитектуру параметризма, которая развивается с девяностых годов прошлого века во многом благодаря новым возможностям компьютерных технологий проектирования. По сути, имя архитектора или студии в этом случае уже не имеют принципиального значения.

Подобные объекты могут легко возводить и российские специалисты. Для этого нужно только запастись соответствующими компьютерными программами. Однако сегодня многие сторонники концепции новой филармонии данные факты еще не осознали и поэтому восторгаются идеей возведения объекта «от великой Хадид», несмотря на звучащую конструктивную критику.

Зал национального центра искусств в Тайване...
...по планировке очень похож на новый зал свердловской филармонии.

Кроме того, что проект нового зала филармонии выглядит типовым, вторичным, словно купленным с распродажи, у его противников есть другие обоснованные аргументы. Новый зал филармонии по проекту «съест» значительную часть сада Вайнера. Все интересные дизайнерские элементы на крыше будут не видны, так как поблизости просто нет подходящих точек обзора.

Новый зал получится слишком громоздким для центра Екатеринбурга, будет напоминать молл, которые обычно строят на окраинах. Также есть серьезные вопросы, связанные с суровым уральским климатом. Подобное сооружение в Тайване не нуждается в плотном остеклении и поэтому выглядит эффектно. В Екатеринбурге без дополнительного остекления фасадов объект просто вымерзнет, а с остеклением потеряет в оригинальности.

Критики проекта нового зала филармонии подчеркивают, что архитектура параметризма Екатеринбургу нужна. Однако внедрять ее нужно не через «низкопоклонство перед западом» в ущерб существующему ландшафту в центре Екатеринбурга, а грамотно – на подходящих для этого участках. И желательно – по проектам российских архитекторов.

В истории есть два ярких примера, прославивших архитектуру СССР и стран Варшавского договора. Это сталинский конструктивизм и брежневский брутализм. Корни этих стилей – западноевропейские, однако на этих корнях советские архитекторы создали собственное гениальное искусство. Так может быть и с «хадидовским» параметризмом, если относиться к данной теме с большим достоинством. К сожалению, судя по происходящим в Екатеринбурге событиям, наша профессиональная среда и чиновники к этому не готовы. Пока все это выглядит архитектурным карго-культом.    

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру