Екатеринбуржцы получили транспортные «подарки» на Новый год

Одним из наиболее ожидаемых событий 2019 года в Екатеринбурге является транспортная реформа. Несмотря на то, что городские власти обещают подойти к данному вопросу максимально продуманно и даже готовы сдвинуть ее сроки, ожидания у многих горожан тревожные. Этому способствуют как заявления мэрии о необходимости повышения стоимости проезда (пока, правда, только в метро), так и отмена популярных коммерческих маршрутов.

Екатеринбуржцы получили транспортные «подарки» на Новый год
Фото: из архива редакции

Первая рабочая неделя 2019 года вызвала стойкое ощущение дежавю. Вновь, как и два года назад, одной из главных тем стала транспортная реформа. Отчасти новая городская команда сделала уроки из ситуации двухлетней давности. Если тогда мэрия просто поставила горожан перед фактом, издав постановление об отмене с 1 июля большинства маршрутов, то в этот раз руководители города решили провести какую-никакую подготовительную работу.

В один из первых рабочих дней мэр Александр Высокинский вместе с представителями СМИ проехал в новых вагонах метро и обсудил готовящуюся реформу. Глава пообещал не торопиться с ее внедрением. Несмотря на то, что старт реформы по-прежнему намечен на 1 июля, градоначальник заявил, что сроки могут быть сдвинуты, если муниципалитет к внедрению новой маршрутной сети окажется не готов.

Что из себя будет представлять транспортная реформа, до сих пор непонятно. Обсуждается вариант и доработка нынешней маршрутной сети, и внедрение той, что два года назад предложил фонд «Город Pro». Александр Высокинский подчеркнул, что власти будут стараться максимально избавиться от дублирующих маршрутов.

«У нас сейчас по проспекту Космонавтов внизу идет метро, сверху – трамвай, а рядом еще едут троллейбусы и автобусы, – посетовал Александр Высокинский. – Такую транспортную схему мы не «прокормим» никогда. Это очень дорого».

Тезис о дублировании метро наземным транспортом звучит странно. На перегоне между станциями «Машиностроителей» и «Уральская» располагаются сразу три трамвайных и троллейбусных остановки: «Калининская», «Техучилище» и «Первый километр», каждая из них достаточно серьезно отдалена от ближайших станций. Что касается автобусов, то на проспекте Космонавтов есть только два маршрута: муниципальный 57А, который ходит только в будни раз в 45 минут и сворачивает с проспекта на улицу Артинскую, и коммерческий 059, охватывающий отрезок между улицами Фронтовых Бригад и Маяковского.

«Тариф должен быть единым»

Особый акцент Александр Высокинский сделал на вопросах стоимости проезда. По его словам, это необходимо для покупки новых вагонов либо капитального ремонта старых. Мэр даже назвал примерную сумму, на которую надо увеличить стоимость проезда: от трех до пяти рублей.

Позже на сайте администрации появился целый материал, посвященный обоснованию повышения стоимости. В нем отмечается, что себестоимость проезда составляет 29,6 рубля, в то время как тариф – 28 рублей. Соответственно, разницу приходится субсидировать. По данным из открытых источников, в 2017 году пассажиропоток екатеринбургской подземки составил 49,3 млн пассажиров. Получается, что на городскую казну ложится нагрузка в 78,8 млн рублей.

При этом не стоит забывать, что муниципальное транспортное предприятие в первую очередь должно выполнять социальную функцию, а не бороться за прибыль как коммерческий проект. Да и обозначенные субсидии для транспорта, на долю которого приходится почти 24% от общего пассажиропотока, не выглядят запредельно высокой суммой для города-миллионника. Кроме того, стремление сделать городской общественный транспорт прибыльным за счет повышения нагрузки на горожан противоречит современным тенденциям развитых западных стран, где проезд пытаются сделать недорогим или даже бесплатным.

По словам депутата Госдумы Андрея Альшевских, анонсированное повышение стоимости проезда в метро вызывает ряд вопросов.

«Во-первых, меня настораживает, что сама администрация говорит о том, что тариф ниже реальной стоимости на один рубль шестьдесят копеек, а увеличить тариф предлагается на три-пять рублей, – отметил он в разговоре с корреспондентом «МК-Урал». – Во-вторых, стоимость проезда в екатеринбургском метро – одна из самых высоких в стране, и это тоже вызывает вопросы. Хотелось бы, чтобы администрация и руководство метрополитена открыто предоставили информацию о структуре расходов, а также о доходах, не связанных с перевозками, от так называемого побочного бизнеса. Тем более, что размещение рекламы в метрополитене давно вызывает вопросы».

Андрей Альшевских также отметил, что считает неправильным, если стоимость проезда на разные виды муниципального транспорта будет различаться.

«Развитие муниципального транспорта должно осуществляться комплексно, и соответственно, тариф на разные виды транспорта должен быть единым, – подчеркнул депутат. – Но главное, чтобы в попытках оздоровить транспортные предприятия городские власти не переложили финансовое бремя на жителей города».

Критически оценил Андрей Альшевских заявление Александра Высокинского о том, что наземный транспорт на проспекте Космонавтов дублирует метрополитен.

«Троллейбусная и трамвайная линия на проспекте Космонавтов появились еще в советское время и являются важной частью транспортной системы, – подчеркнул депутат. – Поэтому считаю, что администрации Екатеринбурга не стоит увлекаться борьбой с «дублирующими» маршрутами, лучше искать иные возможности компенсировать расходы, например, за счет борьбы с нелегальными перевозчиками, которые работают на официальных маршрутах, отбирая пассажиров и деньги как у добросовестных коммерческих перевозчиков, так и у муниципального транспорта. На месте мэрии я бы сделал акцент именно на этом».

Незамеченный протест

Планы администрации Екатеринбурга по избавлению от дублирующих маршрутов вызывают опасения у жителей многих районов, в которых основным транспортом, соединяющим с центром города, являются маршрутки. Тем более, что уже третий год подряд городские власти отменяют избыточные, по их мнению, маршруты, многие из которых пользовались популярностью.

Очередные точечные изменения в маршрутную сеть внедрили 1 января. С этого дня перестали ходить автобусы № 04 (ТК КОР – ТЦ «Новомосковский») и № 024 (2-я Новосибирская – Хладокомбинат № 3). Официальная позиция мэрии, выраженная в релизе с заголовком «Отмена маршрутов 04 и 024 не сказалась на комфорте горожан», – данные маршруты являются дублирующими.

«В частности, 04 маршрут на 99% дублировал 25-й маршрут, а 024 по всей протяженности дублировал на 30-35% 6 маршрутов, в том числе трамвайных и автобусных», – говорится в заявлении администрации.

Такое заявление мэрии вызвало недоумение у многих горожан. Недовольные пользователи соцсетей напоминают администрации, что автобус № 04 был единственным, который останавливается у «Новомосковского», а чтобы попасть на муниципальный автобус № 25, который им предлагают как замену привычного маршрута, надо пройти километр до ТЦ «Мега».

Решение городских властей можно было бы объяснить стремлением помочь муниципальному предприятию «Гортранс», которое обслуживает маршрут № 25. Однако не далее как осенью 2018 года мэрия отменила муниципальный автобус № 31, поскольку он дублировался в значительной мере коммерческим маршрутом № 047. Поэтому возникает вопрос, почему к вопросу обеспечения муниципального транспорта пассажиропотоком администрация подходит столь избирательно.

Еще больше возмущены пассажиры автобуса № 024. Даже в заявлении мэрии говорится, что данный маршрут дублируется только частично, соответственно, с 1 января возможности ездить без пересадок у них нет. В социальной сети «ВКонтакте» даже появилось целое сообщество, участники которого требуют вернуть автобус, наиболее активные протестующие собирают на улицах города подписи.

Среди тех, кто не согласен с отменой маршрутки № 024, депутат Екатеринбургской городской думы Константин Киселев.

«Я сам пользуюсь данным маршрутом, поскольку это единственный транспорт, на котором я могу доехать от дома до площади 1905 года и далее до Драмтеатра, – отметил депутат в разговоре с корреспондентом «МК-Урал». – Этот маршрут был очень востребованным и никогда не ходил пустым. На мой взгляд, администрация города должна учитывать именно наполняемость того или иного маршрута, а не на какие-то другие критерии».

Экономия наоборот

На фоне разговоров об экономии бюджетных средств возникает ряд вопросов о распределении некоторых маршрутов. Еще в прошлом году администрация Екатеринбурга объявила тендер на обслуживание маршрутов № 014 «Академический – ДМБ № 9», № 016 «Академический – Южная Подстанция», № 021 «7 ключей – ст. Шарташ», № 083 «Монтажников – ЖК Светлый». Ранее эти маршруты обслуживала компания «Уралтрансгрупп». Вместе с ней на конкурс заявились еще шесть компаний.

Все три маршрута разыгрывались единым лотом. Начальная (максимальная стоимость) аукциона была обозначена 27 млн рублей. То есть эту сумму перевозчик получал за сам факт обслуживания маршрутов. Большинство перевозчиков выставили символические суммы в один рубль или одну копейку, а один из участников аукциона и вовсе был готов заплатить десять тысяч рублей за возможность обслуживать данные маршруты. Однако шесть заявок были признаны несоответствующими требованиям, и победителем конкурса было ООО «Лекс Авто», которое начальную сумму практически уменьшать не стало.

Вполне возможно, что к документам или подвижному составу остальных участников действительно есть претензии. Однако стоит отметить, что некоторые из них, в том числе упомянутое ранее «Уралтрансгрупп», имеют опыт обслуживания городских маршрутов. То есть получается, что либо мэрия не уделяла внимание качеству работы данных компаний, либо в сером доме не желают сэкономить 27 млн рублей.

Не согласившись с итогами конкурса, ООО «Уралтрансгрупп» обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с требованием признать незаконными действия по отклонению заявки от участия, а итоги конкурса – недействительными. Ближайшее заседание по данному делу должно пройти 25 января.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №0 от 30 ноября -0001

Заголовок в газете: Власти города отменяют популярные маршруты и готовят повышение стоимости проезда в метро

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру