Две участвовавших в проекте команды приводили аргументы «за» и «против» жизни и работы в Екатеринбурге.
Стоит ли уезжать?
Журналист Иван Рублев отметил, что в Екатеринбурге расположены консульства многих стран, что облегчает путешествия по миру, в столицу Урала едут многие люди из других больших городов. Директор свердловского Агентства по привлечению инвестиций Александр Породнов отметил, что Екатеринбург – крупный бизнес-центр, в котором в первую очередь открывают свои представительства российские и зарубежные компании, планирующие выход за пределы Москвы и Санкт-Петербурга. Кроме хороших условий для ведения бизнеса в Екатеринбурге есть развитая социальная инфраструктура (детсады, школы, рекреационные зоны и т.п.). «С точки зрения баланса возможностей для бизнеса и семьи Екатеринбург – идеальный город», – заявил Александр Породнов.
Оппоненты заявили, что перечисленные плюсы Екатеринбурга все-таки не делают его более удобным для жизни и бизнеса, чем Москва и Санкт-Петербург.
«В Москве больше перспектив, там штабы самых крупных компаний, там все консульства, куда лучше и культурная тусовка. Ведь наши артисты уезжают в Москву, например, Лиза Монеточка. Никто не едет тусоваться в Екатеринбург, он отпугивает молодежь», – заявил уехавший с Урала студент-антрополог Эрик Ильмуратов.
Также прозвучала критика городской инфраструктуры. Руководитель проекта «Бизнес-Леди» Александра Зайцева отметила, что сегодня в городе слабо развиты сети детских кружков и секций, несмотря на имеющийся спрос. Родителям часто приходится везти ребенка на занятия через весь город.
Политолог Андрей Русаков покритиковал Екатеринбург за то, что многие обещанные горожанам проекты тут не реализуются годами и даже десятилетиями, указав в качестве примера проект благоустройства набережной Исети от центра до ЦПКиО, который был разработан еще 25 лет назад, но до сих пор не реализован. Политолог заявил, что в Екатеринбурге значительно ограничены возможности представителей ряда профессий (журналисты, бизнесмены и т.п.), а бизнес-перспективы ограничены наличием всего 1,5 млн потребителей с невысокой платежеспособностью.
За жизнь в Екатеринбурге высказался поэт и литературный критик Константин Комаров, отметивший, что в столице Урала очень мощная культурная среда и «продвинутая культурная тусовка».
«Тусовка в Питере и Москве порой мне представляется более провинциальной, чем наша. Уральская поэтическая школа существует, и даже Москва нам в этом завидует. Если ты пишешь стихи и живешь в Екатеринбурге, то переезд в Москву – это творческое самоубийство», – заявил Комаров.
Мнение аналитиков
После состязания сторонников и противников идеи переезда из Екатеринбурга свое мнение высказали эксперты-аналитики.
Профессор УрФУ Анатолий Меренков заявил, что считает устаревшим стереотип о том, что карьеру в науке и культуре можно сделать только в Москве и Санкт-Петербурге, а значительный отток молодых специалистов отчасти объяснил отсутствием в сознании молодежи позитивной картинки будущего родного города.
«Неизвестно, остался ли бы кто-то из молодежи в городе, если бы нам пообещали, что через несколько лет с Широкой речки в центр нас будет возить аэротакси. Но факт остается фактом, мы не говорим молодежи о перспективах, поэтому возникает мнение, что где-то будет лучше», – отметил профессор.
Глава Общественной палаты Екатеринбурга, заместитель гендиректора Машиностроительного завода им. М.И. Калинина Александр Косинцев заявил, что жить нужно в том месте, которое любишь, и Екатеринбург есть за что любить.
«Критики продемонстрировали любовь к городу, указав на то, что нужно менять. Нужно любить свой регион и создавать тут социальные условия», – сказал Александр Косинцев, отметив, что любовь к своему городу также формируется благодаря укреплению различных интересных местных традиций, таких как Венский фестиваль и «Уральская Ночь музыки».
«Важнее всего, чтобы в проекте «город Екатеринбург» оставались мы с вами, если нас не будет, все заглохнет», – добавил депутат гордумы Тимофей Жуков.
Нужны позитивные бренды
В финале члены «Экспертного клуба Екатеринбурга» пришли к выводу о том, что городу не хватает позитивных образов, при этом город часто негативно позиционируется как «место убийства Царя», «город бесов», «город протестов». Властям совместно с экспертным сообществом Екатеринбурга стоит всерьез заняться созданием и раскручиванием позитивных брендов.
«Екатеринбургу нужна стратегия, не просто написанная на бумаге, а стратегия, заложенная в головы, представленная яркими образами, которые должны быть органично связаны с многочисленными брендами, пока еще несистемно разбросанными в нашем общественном сознании, – резюмировал политолог, куратор «Экспертного клуба Екатеринбурга» Анатолий Гагарин. – Иначе мы так и будем смаковать негативные образы, называя себя «Грязьбургом» и прочими отрицательными эпитетами».