Педагогам рассказали о секретных кодах молодых радикалов

В Белоярке прошел семинар по противодействию экстремизму

14.10.2019 в 11:43, просмотров: 2185

Опасность экстремизма остается острой для Свердловской области, многонационального региона с высокой политической активностью. Самой уязвимой частью общества является молодое поколение, для представителей которого радикальные пути решения проблем часто выглядят наиболее привлекательными. Зачастую педагоги не могут не только принять меры, но и даже заметить, что их подопечные увлекаются деструктивными идеями. Чтобы помочь учителям и работникам культуры, в Белоярском городском округе провели межмуниципальный семинар.

Педагогам рассказали о секретных кодах молодых радикалов
Павел Суслонов показывает слайд, на котором изображен убийца из керчинского колледжа, копировавший преступление в американской школе «Колумбайн». Фото: Владимир Кусков, МК-Урал.

Тема семинара была посвящена совместной профилактической деятельности органов муниципальной власти, общественных организаций, образовательных и культурных учреждений. Как заявил модератор мероприятия, консультант отдела этноконфессиональных отношений и организации работы по профилактике экстремизма Департамента внутренней политики Свердловской области Павел Суслонов, эффективность борьбы с экстремистской деятельностью только на пять процентов зависит от силовых органов. Остальное приходится на гражданское общество и социальные институты, ответственные за образование и воспитание. Лучше всего об этом, по мнению эксперта, говорят слова Бисмарка: «Войны выигрывают не генералы, войны выигрывают школьные учителя и приходские священники».

Фото: Владимир Кусков, МК-Урал.

Несмотря на то, что Россия не находится с кем-либо в состоянии открытой войны, установки, которые пропагандируют и насаждают экстремистские и террористические организации, способны нанести огромный вред, вплоть до разрушения государства. Поскольку чаще всего идеи экстремизма становятся привлекательными для молодежи, на работников образования и культуры ложится большая ответственность.

«Когда я в данной теме не разбиралась, мне казалось, что все в сфере борьбы с экстремизмом лежит на поверхности, – говорит заместитель главы администрации Белоярского городского округа по социальным вопросам Елена Клименко. – Оказалось, что тут достаточно много подводных течений, в которых педагоги и работники культуры должны разбираться очень основательно. Поэтому мы и пригласили эксперта».

Врага надо знать в лицо

В докладе Павла Суслонова отчетливо прослеживалась мысль: экстремизм это не что-то далекое из новостных сводок, его проявления можно заметить на Среднем Урале. В качестве примеров эксперт привел несколько слайдов: на одном молодой человек, проживающий в Екатеринбурге, выкладывает селфи с нацистским приветствием, на других среди участников акций против строительства собора Святой Екатерины мелькают люди с символикой Третьего Рейха. Еще на одном файле приводится список местных организаций «Свидетели Иеговы» (деятельность запрещена), функционировавших в Екатеринбурге, Серове, Нижней Туре, Первоуральске и других городах Свердловской области.

Несмотря на то, что экстремизм имеет множество видов (конфессиональный, националистический, политический, социальный), в его основе всегда лежат одни и те же установки: ксенофобия, фанатизм и нигилизм. О том, что разные проявления радикализма имеют общую природу, говорит и некая схожесть обрядов. Павел Суслонов продемонстрировал видео с собрания секты неопятидесятников, впадающих в экстаз от ритмичных движений, и с недавних митингов в Екатеринбурге. По мнению эксперта, участники протестных акций, прыгая под лозунги, пытаются добиться похожего физиологического эффекта.

Зачастую учителя, как представители старшего поколения, не знакомы с деструктивными молодежными субкультурами, поэтому не понимают значение символов, используемых экстремистами. В качестве примера Павел Суслонов привел школьный конкурс в Санкт-Петербурге, посвященный Международному дню толерантности, победителем которого стала команда, назвавшая себя «14/88» (символ неонацистов – Прим.).

«К сожалению, учителя не знали этих вещей, а дети над ними просто посмеялись», – отметил Павел Суслонов.

Подобный случай произошел и в Свердловской области. В Сосьве Дом культуры подготовил афишу к патриотическому празднику, использовав плакат с символами украинских организаций, запрещенных в России: УНА-УНСО, «Правый сектор», «Меджлис крымско-татарского народа».

«Директору объявили выговор, а ответственную сотрудницу пришлось уволить, – рассказал Павел Суслонов. – Хотя здесь уместней говорить не об умысле, а об элементарном невежестве».

Предлагать позитивную альтернативу

Вторую часть своего выступления эксперт посвятил теме борьбы с перечисленными угрозами. Современная теория и практика выделяют три основные модели поведения педагогов и работников культуры.

Первая модель – информирование. Она подразумевает разъяснение учащимся того, чем пагубно то или иное течение, какая ответственность предусмотрена законом. К лекциям и семинарам педагоги могут привлекать сотрудников правоохранительных органов и экспертов. У этой технологии есть обратная сторона – информирование может привести к появлению излишнего интереса.

«Если есть подозрение, что среди учащихся популярны те или иные идеи, то информирование необходимо, – пояснил Павел Суслонов. – Если таких сигналов нет, то к такому методу прибегать не следует».

Эксперт подчеркнул, что за проявлением сигналов нужно следить тщательно. Если ребенок показывает повышенный интерес к оружию, демонстрирует знания в данной сфере, то есть опасность, что он принадлежит к «колумбайнерам», молодым людям, для которых образцом поведения являются два американских школьника, устроившие массовое убийство сверстников. Подобные истории были и в России: в Перми и Керчи.

Фото: Владимир Кусков, МК-Урал.

Вторая – модель сопереживания. Она направлена на формирование психологической невосприимчивости к деструктивному влиянию. Данная модель также имеет недостатки.

«Часто человек становится экстремистом или террористом не из-за своей жестокости или неумения сопереживать, а из-за убежденности в правоте своей идеи, – пояснил Павел Суслонов. – Если посмотрим на историю, то многие нацистские руководители были любящими мужьями и отцами, а свои преступления совершали во имя идеи».

Наиболее эффективной, по мнению эксперта, является модель альтернативного замещения – перенесение интереса молодого человека с деструктивной субкультуры на продуктивную. Этот путь ведет к созданию новых условий для самореализации человека. Главное здесь для педагога – не быть навязчивым, не концентрироваться на критике вредных увлечений подростка, а больше говорить о позитивной альтернативе.

В ходе семинара рассмотрели и отдельные случаи из практики. В одной из свердловских школ старшеклассник регулярно выкрикивает получивший популярность в ходе переворота в соседнем государстве лозунг «Слава Украине, героям слава!». На вопрос Павла Суслонова, что делать в таком случае, большинство собравшихся педагогов высказались, что не надо ничего делать, поскольку пресечение подобной деятельности вызовет у ученика отторжение.

«Это не самый худший вариант, – согласился эксперт. – Можно также объяснить ученику, что в самом по себе лозунге нет ничего плохого. Украина – хорошая страна, и у нее есть герои. Вопрос в том, кто эти герои. И можно рассказать, например, про одного из лидеров партизанского движения Сидора Ковпака».