Екатеринбургский чиновник объявил войну застройщикам и жителям города

Идея вице-мэра грозит коллапсом на строительном рынке

Екатеринбург может остаться без новых строительных проектов и реновации территорий, застроенных бараками. Виной тому – новый Генеральный план развития столицы Урала до 2035 года, который фактически замораживает большую часть города для застройщиков, а оставшиеся территории «с новыми условиями» превращает в нерентабельные. Это приведет к остановке расселения ветхого жилья, закладки новых объектов, возникновению коррупционных факторов на строительном рынке. Сам же документ застройщики называют «сырым» и говорят, что в нем много подстав. 

Идея вице-мэра грозит коллапсом на строительном рынке

По слухам, инициатива заложить в новом Генплане «бомбу замедленного действия» для застройщиков и горожан, которых нововведения тоже затронут, принадлежит вице-мэру по капстроительству Алексею Бирюлину. Похоже, чиновник решил таким образом увеличить свой вес и значимость, ведь к нему на ковер будут вынуждены бегать все, кто захочет хоть что-то построить в столице Урала. Вся эта история напрягла не только застройщиков, но и областной Минстрой.

Первое предупреждение администрация уже получила. Министр строительства и развития инфраструктуры Свердловской области Михаил Волков попросил приостановить процесс общественных обсуждений, ссылаясь на нарушения процедуры согласования документа, четко прописанные в Градостроительном кодексе РФ. Глава ведомства напомнил, что изначально Генплан необходимо согласовать с Министерством и соседними городами, а уже потом выносить на всеобщее обозрение.

 

Претензия 1: зоны стабилизации

Наибольшее негодование у профсообщества вызывает появление на Генплане зон стабилизаций. Под запрет на строительство попали 1,5 тысячи гектаров в 10 микрорайонах города. Притом в «закрашенной» зоне не только муниципальные, но и частные земли, которые ранее были приобретены через аукционы за десятки миллионов рублей.

«Зонами стабилизации мэрия пытается бороться с точечной застройкой, но это не должно делаться такими «большими мазками». В итоге под запрет могут попасть и территории с бараками и ветхим жильем, а это, по сути, запрет на развитие города. Ограничиваются права собственников земель в зонах стабилизации. Получается, что все их инвестиции волевым образом аннулируются», - говорит президент «Ассоциации строителей Урала» Вячеслав Трапезников.

 

Претензия 2: градация этажности здания

Окончательно поставить крест на расселении бараков, уверен эксперт, может еще одна новация – градация будущей застройки по высоте. Сегодня только чтобы расселить людей с одного гектара земли, необходимо от 200 млн рублей. Обычно застройщики компенсируют эти затраты высотными домами, но в зонах отселения почему-то намерены разрешить только объекты до 9 этажей. Это значит, что инвесторы никогда не придут на эти территории, и люди будут обречены и дальше жить в ужасных условиях: с прогнившими коммуникациями, вечно протекающими потолками, захламленными и грязными подъездами, сыростью и плесенью. Подобное развитие событий грозит массовыми акциям протеста.

«Наш дом построен в 1923 году. Все давно прогнило и может рухнуть в любой момент. В 2016 году комиссия из Москвы составила акт, что объект изношен на 70-75%. Сказали, что дом пойдет под снос. Но через полгода нам сообщили, что расселять не будут, а дом капитально отремонтируют. Еще через полгода нас уведомили, о том, что капремонт делать нерентабельно. В администрации района и города говорят, что жильцам надо идти в суд и доказывать, что дом аварийный и надо его расселять. Но я пенсионерка, у меня нет денег на адвокатов, и зачем я должна доказывать то, что уже постановила московская комиссия? Жители соседнего дома через суд доказали, что их объект надо сносить, но что толку? В жилищном отделе администрации им сказали: «Денег нет. Вот найдется, застройщик и вас переселят. А когда он найдется, неизвестно», - говорит жительница ветхого дома на Стрелочников, 14 Раиса Букрина.

 

Претензия 3: избыточная детализация

Не меньшую обеспокоенность в документе вызывает избыточная детализация генплана. Расписан почти каждый миллиметр города. Но экономика и спрос постоянно меняются, а это значит, что придется корректировать документ, а это крайне длительный процесс. Бумажная волокита может тянуться годы, что является одной из возможностей для «ручного» управления со стороны вице-мэра Бирюлина. Быстро внести какие-то изменения смогут лишь близкие к мэрии застройщики. Остальным придется тратить деньги и время, а возможно и вообще отказаться от проекта, в который уже вложены средства.

«Сильно напрягает детализация Генплана: разделение города на 57 планировочных кварталов, в каждом из которых установлена своя этажность. Это неправильно закладывать детализацию в такой долгосрочный документ планирования. Для этого есть среднесрочные правила землепользования и застройки и краткосрочный проект планировки территории», - говорит управляющий девелоперской компании «ЛСР Недвижимость Урал» Владимир Крицкий.

Эксперты уверяют, что никто ради одного конкретного проекта не будет корректировать такой основополагающий документ. Надо будет ждать, когда накопится несколько, и только тогда будет запущена длительная процедура внесения изменений в генплан.

Претензия 4: схема этапов строительства

Еще одним пунктиком для «своих» называют появление в генеральном плане развития Екатеринбурга схему этапов строительства. По ней город разделен на территории, где можно строить хоть сегодня, а где нельзя вплоть до 2026 года. При этом пояснений о том, почему следует «заморозить» какие-то территории, нет.

«Это крайне спорная новация, вызывающая много вопросов. Я, как юрист, с трудом понимаю, как это обосновать: почему одним можно выходить на площадку уже сегодня, а вторые должны подождать? Застройщик выкупил за сотни миллионов территории ИЖС и бараки, а потом заглядывает в Генплан и видит, что он не может ничего делать на этом участке до 2026 года. Вложенные в землю инвестиции разорят своими процентами, которые составляют 3-5 млн. рублей в месяц», – говорит Вячеслав Трапезников.

Разбивка всех районов на освоение до 2025 года и до 2035 года совершенно непонятна и Владимиру Крицкому. По его мнению, в Генплане не должно быть никаких промежуточных временных градаций и дроблений на более мелкие периоды. Если это Генплан до 2035 года, то в нем должно быть указано, какие районы могут быть потенциально освоены в целом за ближайшие 15 лет.

Представители экспертного сообщества, ознакомившись с обоснованием проекта генерального плана, увидели в нем несоответствие нормативам градостроительного проектирования Екатеринбурга, утвержденного гордумой в декабре 2015 года, что, вероятнее всего, может привести к необоснованным бюджетным расходам.

Так, в пояснительной записке к проекту говорится, что население города к 2035 году должно составить 1 миллион 765,6 тысяч человек. Норматив по обеспеченности объектами общего образования – 114 мест на 1000 жителей. Однако согласно Генплану, в общеобразовательных организациях города к 2035 году должно появится 255 111, что на 50 тысяч мест больше, чем предусмотрено нормативом. Норматив по дошкольным образовательным учреждениям – 55 мест на 1000 жителей. Количество мест к 2035 году должно быть 97108. В документе – 114 649.

«Поскольку обеспечение перечисленными объектами является расходным обязательством местного бюджета, подобное неточное планирование может привести к необоснованным, неэффективным бюджетным расходам. Недаром свердловский Минстрой назвал вынесение Генплана на общественные обсуждения «преждевременными» и попросил приостановить их. Министр строительства Волков, таким образом, на мой взгляд, намекает Алексею Бирюлину, что недопустимо ставить свои амбиции выше интересов горожан и профсообщества», – говорит источник в строительной среде.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру