Особенный театр: o первом опыте инклюзивной сцены

Столица Урала стала одним из образцовых городов России, где огромная роль уделяется социальной и культурной деятельности. В Екатеринбурге общественно-значимые мероприятия вытесняют коммерческие, кроме того, активность горожан поражает своей открытостью и массовостью. Важно и то, что культурная сфера Екатеринбурга охватывает все слои населения. Например, именно здесь возникли предпосылки открытия первого инклюзивного репертуарного театра в России.

Особенный театр: o первом опыте инклюзивной сцены
Инклюзивные театры Екатеринбурга можно поставить в один ряд с подобными практиками Москвы и Питера

Благодаря поддержке Правительства Свердловской области, Министерства культуры РФ, Министерства социальной политики Свердловской области, Фонда КАФ и Фонда Президентских грантов маленький частный театр «Шарманка», на базе которого существует инклюзивный театр-студия «ORA», открыл еще две экспериментальные лаборатории и потихоньку готовится к переезду в бывшее здание «Коляда-театра» на Тургенева, 20. Молодого режиссера поддержал и художественный руководитель «Коляда-театра», режиссер Николай Коляда. Будучи владельцем частного театра, Николай Владимирович знает, сколько сил и ответственности ложится на плечи руководства и сколько испытаний проходит именно «свой собственный театр».

Для художественного руководителя и режиссера театров «Шарманка» и «ORA» Ларисы Абашевой вся работа с труппой строится на постоянной и полной самоотдаче: «Нет такого, чтобы можно было пропустить, отложить или перенести. Частный театр требует вложений в десять раз больше, чем любой другой. Если мы создаем спектакль или участвуем в проекте, то выкладываемся на 200%». Одна из самых уникальных лабораторий «ORA» – это студия, где выступают артисты с нарушением слуха. В конце года студийцы представят на суд режиссера свой самостоятельный эскиз, посвященный творчеству Александра Вертинского.

«Работу в этом уникальном проекте я начала в конце прошлого года. Хочу поблагодарить руководителей лаборатории, коллег, наших переводчиков и ребят за то, что доверились мне. Все мы делаем одно общее дело – театр! Раньше я не сталкивалась с проблемами психологии глухих, но мне всегда интересны люди, интересно искать общее, понимать различия и мне интересен принцип сотрудничества.

Именно в Екатеринбурге появились предпосылки возникновения первого инклюзивного театра

Так сложилось, что нашей группе пришлось ориентироваться сразу на мировые образцы театрального и эстрадного искусства. Тема творчества Вертинского – высокая планка, просто ее не взять. Тут надо хорошо подумать, какую мышцу накачать, в нашем случае это, прежде всего, фантазия. И моя задача, используя процесс подготовки к нашему эскизу, раскрыть в ребятах творческое начало, показать, что такое творческий подход, как вообще устроено творчество, как генерировать идеи.

На сегодняшний день сложился замечательный актерский ансамбль, все ребята талантливы сами по себе и нам легко в общении. Они отзываются на все мои самые безумные идеи, а я стараюсь не пропустить их видения сцены или роли – вместе мы сочиняем спектакль. У ребят я учусь открытости и доброжелательности. В планах у нас репетиции, репетиции, репетиции. Что будет с нами после завершения проекта, пока сложно предположить, но в любом случае, думаю, наша встреча не случайна», – рассказывает режиссер студии «ORA-3» Оксана Анчарова.

Инклюзивные театры Екатеринбурга можно поставить в один ряд с подобными практиками Москвы и Питера. Возможно, впоследствии театр с особенными артистами станет «нормой жизни».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру