Мигрантам в Екатеринбурге рассказали, как не попасть на крючок террористов и сектантов

Заместитель муфтия Ставропольского края призвал единоверцев помнить о семье и не слушать лжепророков

В Свердловской области проходит цикл лекций «Деструктивные течения в исламе: идеология и методы противодействия», организованный Уральской ассоциацией «Центр этноконфессиональных исследований, профилактики экстремизма и противодействия идеологии терроризма». Особенность мероприятия в том, что в качестве спикеров выступают люди, которые в свое время сами оказались подвержены влиянию запрещенных в России организаций, но сумели вернуться к нормальной жизни и найти в себе силы, чтобы помочь одним людям избежать ошибок, а другим – найти себя после разрыва с бывшими соратниками. Одну из лекций посетил корреспондент «МК-Урал».

Заместитель муфтия Ставропольского края призвал единоверцев помнить о семье и не слушать лжепророков

Лекция для мигрантов прошла на территории рыночного комплекса «Таганский ряд», администрация которого выступила соорганизатором. С приветственными словами к работникам рынка обратился президент Центра этноконфессиональных исследований, профилактики экстремизма и противодействия идеологии терроризма, член Общественной палаты Свердловской области Сергей Павленко, поблагодаривший собравшихся за то, что они нашли время после конца рабочего дня.

В роли лектора выступил заместитель муфтия Ставропольского края Закир Шарыпов, знакомый с деструктивными течениями не понаслышке. В 20-летнем возрасте он оказался втянут в деятельность запрещенной в России организации «Джамаат таблиг». Несмотря на то, что к тому времени у Закира Шарыпова было богословское образование, ему понадобилось десять лет, чтобы понять, что данная организация фактически представляет из себя деструктивную секту, а заявления ее лидеров идут в разрез с канонами ислама. Тем не менее, ему удалось сделать переоценку жизненных ценностей и продолжить образование.

Приветствуя собравшихся, Закир Шарыпов сказал, что место для встречи выбрано не случайно. Он напомнил слова пророка Мухаммеда о том, что рынок – это место, где «происходят битвы шайтанов, и там шайтан водружает свое знамя».

«Не секрет, что на рынках происходит обман, обвес, взяточничество – сказал Закир Шарыпов. – Кроме того, рынки и стройки – это места, которые очень сложно контролировать, и потому здесь появляются «волки в овечьих шкурах», которые прикрываются именем Аллаха и пророка Мухаммеда».

Как распознать подобных лжепророков, какими уловками они пользуются и как на них не поддаваться, заместитель муфтия рассказал подробно.

«Пророки от шайтана»

Закир Шарыпов напомнил, что характерной чертой ислама является умеренность. Он сослался на слова пророка Мухаммеда, сказавшего, что для попадания в рай достаточно покланяться одному только Аллаху, пять раз в день делать намаз, выплачивать закят (религиозный налог, Прим.) соблюдать пост в священный месяц Рамадан и совершать хадж, если есть такая возможность.

«Те же люди, которые занимаются вербовкой, не говорят вам про Аллаха, не говорят про намазы, не говорят про уразу, – отметил Закир Шарыпов. – Они нагружают вас чувством вины, что вы работаете вместо того, чтобы ехать куда-то, создавать «Исламское государство» (запрещенная организация). Они говорят вам про организации, своих лидеров, призывают к политическим действиям, акциям. И посеянные зерна из души, потом доставать очень сложно».

Над формированием у мусульман чувства вины вербовщики работают не только посредством личных контактов, но и через интернет-ресурсы. Закир Шарыпов привел пример молодого человека из Карачаево-Черкессии, который поступил в престижный московский ВУЗ, но бросил учебу и отправился в Сирию, увидев ролик, на котором якобы солдаты правительственной армии насилуют женщин в мусульманской одежде.

«Только оказавшись в тюрьме, он понял, что это был «фейк», – рассказал заместитель муфтия. – У террористов существует целая индустрия с профессиональными актерами, чтобы делать подобные ролики, взывающие к мужским чувствам».

Еще одна отличительная черта вербовщиков – обвинение других мусульман в том, что они на самом деле кафиры, то есть неверные. Им это нужно для того, чтобы оправдаться за гибель невинных людей в ходе террористических актов. Закир Шарыпов напомнил, что обвинение в неверии является в исламе страшным грехом.

«Если на рынке или на стройке появляется такой человек, который называет ваших братьев кафирами, то не продавайте такому человеку свою душу, – призвал слушателей заместитель муфтия. – Это пророки от шайтана».

Домашнее задание – купить жене цветок

Искать защиту от влияния различных смутителей Закир Шарыпов призвал собравшихся в семье.

«Есть такое высказывание: если ты хочешь спасти мир, иди домой и люби свою семью, – сказал заместитель муфтия. – Самый твой большой джихад – спасти себя и свою семью от огня ада. Поэтому домашнее задание вам всем: пойти домой и купить жене цветок. А если жена далеко, доброе слово напишите».

Отдельно Закир Шарыпов призвал уделять больше времени воспитанию детей. Особенно это касается подростков, которые подвержены влияние деструктивных течений. В то же время заместитель муфтия подчеркнул, что заботиться о том, чтобы ребенок не пошел по разрушительному пути, надо с самого раннего возраста.

«Многим ребятам, которые пошли в террористы-смертники или поехали воевать за ИГИЛ, просто не хватило родительской любви: отец постоянно на работе, мать постоянно на работе, а может отец и вовсе ушел из семьи, – рассказал Закир Шарыпов. – Надо разговаривать с детьми, чаще говорить, что любите их».

В завершении лекции Закир Шарыпов помолился вместе с собравшимися.

Поиск альтернативы

После окончания мероприятия корреспондент «МК-Урал» пообщался с Закиром Шарыповым. Заместитель муфтия подчеркнул особую важность проведения подобных лекций именно для мигрантов, особенно для молодых людей.

Руководитель отдела внешних связей ДУМ Свердловской области Хайдар Хантимиров, заместитель муфтия Ставропольского края Закир Шарыпов, президент Центра этноконфессиональных исследований, профилактики экстремизма и противодействия идеологии терроризма Сергей Павленко и эксперт центра «Диалог» (Казань) Фарида Хасанова.

«Мигранты – очень удобная аудитория для вербовщиков, – сказал Закир Ахтамович. – Люди приезжают в другую страну, сталкиваются с проблемами психологической адаптации, материальными трудностями. И тут появляются так называемые «доброжелатели», которые не только изображают сопереживание, но и даже помогают материально. В то же время мечеть – это кусочек родины для мигранта из мусульманской страны, а значит цель официального духовенства – доносить традиционные мусульманские ценности».

В условиях, когда вербовщики активно работают через социальные сети, перед духовенством также стоит задача по освоению виртуального пространства. Сам Закир Шарыпов является активным пользователем Инстаграма. В то же время, невозможно помочь человеку, не установив с ним доверительных отношений.

«Чтобы понять, что толкнуло его на путь религиозного фанатизма, необходимо узнать, что происходит у него в семье, – отметил заместитель муфтия. – Но главное – сформировать для него альтернативу. Есть очень много людей, которые разочаровались в идеях культа, но им просто некуда идти. Если у человека обостренное чувство социальной справедливости, то надо дать ему возможность реализовать себя».

На мероприятии присутствовала эксперт информационно-консультационного центра «Диалог» при Ресурсном центре поддержки исламского и исламоведческого образования Казанского федерального университета Фарида Хасанова. Как и у Закира Шарыпова, у нее есть личный опыт участия в деятельности деструктивных организаций. Какое-то время она даже возглавляла российскую ячейку «Хизб Ут-Тахрир» (деятельность на территории РФ запрещена).

«Будучи лидером ячейки, я постоянно испытывала чувство вины за то, что другие люди получают длительные сроки, – сказала эксперт в разговоре с корреспондентом «МК-Урал». – К сожалению, зачастую самих участников это не заботит, поскольку «Хизб Ут-Тахрир» формирует у них ощущение того, что они осуществляют бурную политическую деятельность, реализуют свою потребность в изменениях жизни к лучшему. И длительные тюремные сроки они воспринимают как часть своей деятельности».

Сторонниками «Хизб Ут-Тахрир», по словам Фариды Хасановой, становятся люди, которым интересна политика, но которые не видят возможности реализовать себя в роли общественного деятеля. При этом сама политика, в конце концов, вытесняет в мировоззрении участников все остальные сферы жизни.

«Люди пишут статьи, участвуют в политических акциях и у них есть ощущение того, что они могут решать проблемы общества, – пояснила она. – Но сознание у них, как правило сужено только до рамок политики. И наша задача – показать им, что делать общество лучше можно другими способами, например, через волонтерство. Главное, чтобы подход к вопросам реабилитации, был креативным, иначе мы просто не сможем конкурировать с вербовщиками».

Помимо мигрантов Закир Шарыпов и Фарида Хасанова также провели встречи с прихожанами мечети, теологами Уральского государственного горного университета и студентами-мусульманами других уральских вузов. Отдельная лекция прошла для сотрудников ГУФСИН по Свердловской области.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру