Учеба и жизнь в США глазами девочки из Верхней Пышмы: «Хотелось делать все самостоятельно»

Наверное, каждый второй задумывался об учебе и жизни за границей: новые возможности, иной уровень жизни, другое образование. Но дорого, сложно и проблемы с чужим языком. Ученица пышминской общеобразовательной школы Александра Яковлева когда-то тоже не подозревала, что ей удастся погрузиться в американскую действительность. Но все же у нее получилось поступить в один из университетов Массачусетса. Александра рассказала нам о жизни и учебе в США, сравнила с российскими реалиями и дала советы желающим учиться в Америке.

Учеба и жизнь в США глазами девочки из Верхней Пышмы: «Хотелось делать все самостоятельно»
Александра поехала в США доучиваться в 12-м классе, фото из архива Александры Яковлевой.

– Расскажи о том, когда и почему у тебя возникло желание учиться за границей?

– В первый раз я поехала за границу в 14 лет. Тогда я училась в маленькой школе Пышмы, сдавала экзамены, в том числе и английский. Его я сдала лучше всех в классе. Учительница сказала, что у меня есть потенциал. И мы с папой начали искать летние программы по изучению языка за рубежом. В итоге я поехала на полтора месяца в США, штат Калифорния, некоторое время была в Нью-Йорке. И этот опыт настолько вдохновил меня, что я решила получать дальнейшее образование за пределами России.

– Почему выбор пал именно на США?

– После первой поездки в Штаты я продолжала ездить туда каждое лето по программе ESL – английский как второй язык. Это было действительно недешевое удовольствие, но вполне возможно подобрать программу по оправданной цене: все зависит от штата и от места, где ты будешь жить – хост-семья или хостел, – а также от того, нужен ли тебе сертификат и так далее. С каждым пребыванием в этой стране я понимала, что Америка – другой мир для меня. Поэтому вопрос о выборе страны не стоял.

– Каково было оказаться в новой атмосфере?

– Это был шок. Эйфория. Я никогда не забуду свои впечатления от первого дня в Штатах. Выхожу из аэропорта Нью-Йорка, вижу грязь, непонятных людей вокруг. Но, несмотря на это, я впервые почувствовала, что я дома. Я никогда не ощущала такого прежде. Из-за интересной ситуации в моей семье я никогда не жила в одном месте постоянно. Жила то с бабушкой, то с мамой, папой в разных местах. Не было такого, что ты приходишь к себе домой. И вот я приехала в первый раз в эту страну. Не знала никого, не говорила на их языке. Дико, страшно, непонятно. Но я чувствовала, что я дома. Вылетая несколько лет спустя из того же аэропорта Нью-Йорка в Россию, я точно уезжала из дома в другую страну. Но я очень люблю Россию, ее богатую историю. У американцев культура гораздо беднее, можно сказать, у них ее нет. Все другое.

– Быстро ли получилось адаптироваться?

– Примерно за восемь месяцев. Я считаю, что это недолго. Когда я уехала, английский у меня был на низком уровне. И поначалу тяжело, потому что ты один в чужой стране. Происходит культурный шок, ты привыкаешь к людям, языку, к себе.

– Какие различия можешь выделить между американцами и русскими?

– Менталитет, стиль жизни, образ мышления. Мы в России выживаем, а они живут, наслаждаются. Это принципиальное отличие. Их система проще, намного больше сделано на людей. Люди в Америке все время улыбаются, хотят к тебе прикоснуться, сказать «Don’t worry, it’s okay». Они расположены к тебе, хотя со временем ты понимаешь, что это не по-настоящему. И в действительности отношение может быть не таким теплым, как на публике. Американцы, в большинстве своем, держат всех на расстоянии вытянутой руки. И если я уже дружу с человеком, то он со мной еще нет. У них период привыкания дольше. Думаю, это из-за того, что люди в стране – жесткие индивидуалисты, эгоисты: «Я! Где мое?».

В Штатах новые технологии на каждом шагу. Доступно много вещей, о которых в России, может быть, даже не слышали. В кафе и ресторанах накладывают огромные порции, везде. Кстати, правильное питание в Америке в разы дороже, чем у нас.

Многим все равно на то, как они выглядят. Когда меня в первый раз позвали в ресторан, я два часа наводила красоту. Выхожу, и все стоят в джинсах, майках, без макияжа. И с большими глазами спрашивают, что случилось: «Ты едешь на бал? Зачем так нарядилась?». И мне долгое время было непонятно, а что и куда вообще надевать. Заметила, что они не носят мех. Для американцев это дикость.

Еще походы к психологам для американцев – это как сходить на работу. Абсолютно нормально. Ходит почти каждый второй.

– Как ты справлялась с организацией учебного процесса в другой стране и вообще поступала в университет?

– Первый мой шаг: я поехала в американскую школу, чтобы окончить 12-й класс. В России мы учимся 11 лет, но многие американские университеты принимают и наш российский аттестат, переведенный в их систему. Проблема состояла в том, что у меня не было необходимого уровня языка. Именно поэтому перед поступлением в университет я около года проучилась в частной школе штата Массачусетс «Cushing Academy». Эта школа – довольно престижное учебное место, основанное в 1865 году. Обучение стоило 80 тысяч долларов. И даже не за год – с июля по март. После окончания 12 класса я сдавала необходимые экзамены. Самый важный – TOEFL – подтверждение того, что вы владеете языком на хорошем уровне. Его я с нескольких попыток сдала на 120 из 120, за что получила стипендию. Дальше – SAT по математике, английскому и мировой истории. ЕГЭ в России как раз был введен в качестве аналога SAT. Все экзамены в Америке по выбору, обязательных нет.

Следующий шаг – подача всех возможных документов, которые требует университет, начиная от аттестата, заканчивая различными сертификатами и рекомендательными письмами. Преподаватели в школе помогли мне найти подходящий вуз в том же штате. Я, конечно, хотела в Нью-Йорк, но отец был против, несмотря на то, что у меня была лишь одна цель – учеба. В университете училась параллельно на двух специальностях – финансы и международный бизнес. Еще была подспециальность – психология.

– Чем отличается учеба в американской школе от учебы в российской?

– В России нас учат по старой закалке с тех времен, когда все должно было быть определенным образом. Больше ли знаний в американской школе? Нет, но эти знания остаются с тобой навсегда. Из американской школы я до сих пор помню алгебру, мы в 12-м классе проходили ее с нуля и до высшей математики. И если ты хочешь поступать на финансы, никто не будет давить тебя биологией и химией, потому что, как и в вузе, ты выбираешь предметы сам. Обязательными являются только английский, история и математика.

У них нет класса и классного руководителя в нашем понимании. Группируют детей в «класс», за ними закрепляется консультант и собирает каждые две недели, чтобы обсудить оценки и различные события. Этот же консультант помогает составлять расписание. В другое время с ним и своей группой вы не видитесь, потому что у каждого ученика индивидуальное расписание со своими предметами.

– С какими трудностями сталкивалась в процессе поступления и учебы?

– Самым сложным для меня было и есть – финансы. Это щепетильный вопрос. Я уставала от того, что меня спонсирует мой отец. Хотелось делать все самостоятельно, а учеба и жизнь в Штатах – дорогое удовольствие. Когда курс доллара скакнул до 60 – был тяжелый и стрессовый момент в жизни моей семьи. Я не единственный ребенок. И если раньше ты конвертировал 10 тысяч рублей и хватало на определенный срок, то теперь ты конвертируешь 100 000 и тебе еле хватает. Да, за хорошо сданный TOEFL давалась подработка на кампусе (не больше 20 часов в неделю), стипендия, но это почти ничего в сравнении с тем, сколько денег необходимо.

– Есть ли в США домашнее задание?

– Да, конечно. Самообучение очень важно. Самое основное – это не то, что тебе дают, а то, что ты берешь. Только ты сам решаешь, что тебе нужно, чего тебе хочется. Те книги, которые ты читаешь, те фильмы, которые ты смотришь, то, что ты потребляешь – и есть твое самообучение. Оно занимает 70% в жизни. Тебе дают учебник на 200 страниц, на уроках из этих двухсот вы нормально обсуждаете 50, остальное – на тебе.

– С какими трудностями сталкивалась на протяжении всех лет жизни в Штатах?

– Самое сложное во взаимоотношениях с людьми – разный менталитет. И, как я говорила, американцы довольно холодны и долго не подпускают к себе близко под маской дружелюбного лицемерия. У меня были отношения с американцем два с половиной года, и я считаю, что мы никогда не были по-настоящему близки. У него немного иное понимание жизни, его может обидеть и задеть то, чего ты не понимаешь, и наоборот. Еще из сложных моментов – культурный шок, эмоциональная волна. Сначала у тебя эйфория, ты не понимаешь, что происходит. Потом резко ты можешь почувствовать себя некомфортно, наступает паника. И эта волна постоянно скачет. Ну и, конечно же, финансы. Начинать с нуля очень тяжело. Ты должен быть готовым пахать и пахать.

– Почему ты вернулась в Россию?

– Меня не устраивает вариант оставаться в Америке нелегально или в качестве чьей-то жены. Поэтому я отказалась от предложения американца, с которым встречалась. У меня не получилось остаться по работе – выбрали человека с гражданством, платить за визу мигранта им невыгодно. Был вариант отказаться от гражданства России в пользу американского, но я бы не смогла ездить в Россию минимум пять-шесть лет, что меня категорически не устраивало, ведь там моя семья. И главной целью не было просто остаться. Целью было образование. Других вариантов закрепиться я не видела. Да, я бы хотела вернуться в США, чтобы работать, потому что атмосфера там, будто движет тебя к высотам – тебе хочется быть выше и выше, ты работаешь, достигаешь все большего. Но также Америка дала мне понимание того, что хорошо не там, где нас нет, а там, где мы есть.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №18 от 29 апреля 2020

Заголовок в газете: «Хотелось делать все самостоятельно»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру